С растущей тревогой констатируем правоту наших версий, выписанных в прошлом номере по поводу роли, отведенной кремлевскими технологами Крыму для посильного участия в политическом кризисе в Украине. Россия продолжает наступление на крымском фронте, технично и цинично, то есть профессионально, используя и углубляя все наличествующие уязвимости Украины в целом, Крымской автономии - местами, и отдельных местных политиков - точечно. Уже и козе понятно, что сепаратистские выходки крымских персон и персонажей - это не подмога Януковичу, а нож в спину. Потому как ему сегодня только проблемы защиты территориальной целостности государства и не хватало. (Хотя, если бы на одну чашу весов кто-то кинул Крым, а на другую - всю полноту диктаторской власти, гарантии безопасности и неприкосновенности всего награбленного Семьей - далеко не факт, что Виктор Федорович выбрал бы Крым в Украине, даже с учетом много чего там припасенного).
Естественно, конечная цель крымских маневров орлов Путина, не аннексия и не "добровольное" возвращение в лоно России Крыма - такую войну мир не проглотит, а Россия не переварит, даже если мелко покрошит. А вот гарпунить в этом уязвимом месте державное тело Украины и выскальзывающего из цепких рук ростовщика президента Януковича, теряющего полномочия , - самое то. И чем больше будет загнано багров и кошек - тем прочнее абордаж, в смысле, интеграция Украины в евразийское пространство. Поэтому, как видится, пока что мы имеем дело с мягким вариантом "южноосетинского" сценария. Крым, благодаря отзывчивому к предложениям дружбы и сотрудничества Москвы руководству ВС АРК, уже почти не сдерживая слов и шагов, ставит перед Киевом требования. На сегодня Константиновым уже озвучено требование о расширении политических полномочий автономии, как вариант - возвращение к Конституции 1992 года - конституции государственного образования. Правовой затор в отношениях с Киевом, как мы уже писали, можно устроить легко - голосованием простого большинства от 100 депутатов ВР Крыма за отмену постановления, которым принималась Конституция 1998 года. Дальше - по обстоятельствам.
Во-вторых, тем же Константиновым, причем, из Москвы озвучен вариант ухода Крыма в самостоятельное плавание в случае, если регионалы потеряют власть в центре. Сказано было не единожды и стоит обильного цитирования, поскольку в Украине разошелся только традиционно выдержанный текст "Интерфакса".
Зато руководимое заклятым другом Украины Д.Киселевым РИА "Новости" выдавало пространные сообщения с заявлениями крымского спикера одно за другим.
"Любые заявления политиков, которые будут делаться под давлением, нелегитимны. Например, если завтра, не дай Бог, нам покажут ролик, где президент отказался от власти, мы не поверим этому ролику, потому что это может быть какой-то двойник, какая-то технология… У нас на сегодняшний день единственно законный, легитимный орган - это Верховный Совет, и мы будем действовать в соответствии со своими полномочиями, с ситуацией, которая будет складываться" - заявил Константинов, выступая на заседании фракции ЛДПР.
Там же - о шагах в случае "смены легитимной власти": "У нас единственный путь - у нас их не два и не три - это денонсация решения президиума ЦК КПСС о передаче Крыма. Одна страна передавала (Крым) другой стране в знак дружбы, вековой дружбы, той стране, которая сегодня называется Украиной. Что происходит с дружбой, мы видим. И если прекращает существование сама страна, то прекращают отношения все те акты, будет уже совсем другая политико-правовая история."
При этом Константинов подчеркнул, что для принятия решения об отделении Крыма "на первом этапе референдум не требуется", но в настоящий момент это решение не актуально. "Я бы не хотел этот вопрос жевать, потому что сегодня Крым - это одна из опор центральной власти".
И еще цитата из сообщения РИА "Новости", но уже со встречи Константинова с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. "Сначала всем нужно пройти свой путь, который предписала судьба. <…> Сил у Автономной Республики Крым достаточно, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. Мы и будем их решать сами".
Это Константинов или Мешков?
Это Константинов, из которого, похоже, экстренно делают Мешкова.
То, что "прораб", как сам себя называет Константинов, в своих уязвимостях - находка для шпиона, мы подробно описывали в прошлом номере. Но напомним, что к слабостям высшего должностного лица автономии можно отнести: большие финансовые трудности (миллиардные долги перед банками, пайщиками и дольщиками, строительная империя - на грани банкротства; обида на макеевско-донецкую команду, отобравшую полномочия, монополию на госзаказы и проч. блага, положенные при такой должности; уплывающая от внимания Москвы земля под ногами провинциального и погрязшего в коррупционных скандалах политика.
В общем, оппоненты Константинова из движения "Евромайдан-Крым" считают, что он уже "наговорил" не только на 110 статью УК (посягательство на территориальную целостность страны), но и "наездился в Москву" на статью 111-ю (госизмена).
Тем не менее, реакции из Киева не последовало - президенту, надо полагать, было не до этого. Комментарий от власти последовал только от главы правительства Крыма Анатолия Могилева, призвавшего политиков воздержаться от сепаратистских заявлений. Но самое жесткое заявление прозвучало от главы меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова. Без обиняков назвавшего заявление Константинова "прямым подстрекательством к приглашению российских силовых структур в Крым, как бы "сделайте что-то такое, чтобы мы собрали сессию и провозгласили те решения, которые мы и сами хотим, и вы ожидаете". При этом он предупредил, что реализовать такие планы не удастся: "Крымские татары просто не дадут это сделать! Это и наша земля, это земля всех, кто живет в Крыму, у нас другой Родины нет. Мы будем в едином государстве, а такие как "Константиновы" приходят и уходят".
Однако повторять эти слова, насколько нам известно, и Могилеву, и Чубарову пришлось почти всю ночь - они гасили инициативу Константинова по созыву чрезвычайной сессии ВР Крыма. Прямо из Москвы он дал команду собирать в пятницу сессию для рассмотрения вопроса о политической ситуации в Украине. При этом сбор велся неофициально - в телефонном режиме, какие решения планировалось принимать - не сообщалось. Сам спикер должен был прилететь только утром, и с корабля - на сессию.
По информации из окружения Могилева, ломать руководство ВР приходилось чуть ли не через колено. Чубаров, в свою очередь, одолевал звонками постоянного представителя президента в Крыму Виктора Плакиду, членов президиума, объясняя опасность происходящего и через журналистов и соцсети сообщая широкой общественности факт тайной подготовки заседания ВР Крыма. Последним аргументом, надо полагать, было обещание главы меджлиса призвать крымских татар на митинг у парламента. К утру стало известно , что вместо сессии будет "расширенное заседание фракции "Регионы Крыма". Но в сессионном зале. К воспитательным беседам с депутатами подключился народный депутат и бывший крымский спикер Борис Дейч. На момент сдачи материала заседание фракции еще не завершилось, но уже понятно, что чья-то идея с внезапной "внеочередкой" провалилась. Учитывая последние события в Киеве, надо ожидать какой-то корректировки сценария, вероятнее всего, от господина Суркова, помощника президента РФ по оккупированным территориям.
В принципе, она уже на подходе - на выходные в Харькове (там у Суркова базируется "Украинский фронт") губернатор Михаил Добкин собирает съезд депутатов всех уровней. Вполне может быть, с претензией на "Северодонецк-2". Точной информации о том, будут ли там представлены и с какими полномочиями депутаты-регионалы и их сателлиты - на момент сдачи материала еще не было.
Но даже если Могилеву с Дейчем удастся самим или с помощью приходящего в себя Киева не допустить дальнейшего разгула сепаратистских настроений, с уже сформировавшимся крымским очагом надо что-то делать. И для начала не мешало бы понять, почему вдруг этот припадок желания отделиться от Украины и двинуться - то ли в свободное плавание, то ли в объятия России, у руководства ВС Крыма - а это далеко не один Константинов, и не только Цеков, Клычников и Колисниченко, на этой неделе, к слову, требовавший с трибуны парламента поддержать предложение о возвращении Крыма России. Просто другие молчат.
Так исторически сложилось, что статус автономии Крыма играл роль своего рода политического контрацептива. Он предохраняет крымскую власть от революций и прочих потрясений в виде смены власти в центре, помогает местной верхушке и самой удержаться во власти и народонаселение контролировать - чтобы не "забеременело" вредными идеями, а чувствовало себя особенным и обособленным. Так было в 1990–91 годах, когда рушился Союз Советских и зарождалась Крымская АССР. В кабинетах ЦК и Крымского обкома КПСС. Первопричин для этого у партийных функционеров было две - грядущая независимость Украины и возвращение крымских татар, могущих требовать восстановления автономии национальной. Поэтому превентивно появилась автономия административная, по референдуму - как субъект нового Союзного договора, а по Конституции Крыма 1992 года - государственное образование в составе Украины.
Так было в 2004–2005 годах, когда после Помаранчевой революции в Крыму сохранилась власть регионалов. Многомудрый спикер Борис Дейч, оперируя нормами Конституций Украины и Крыма, таки убедил Киев и президента Виктора Ющенко, что автономия - это особенная территория и управляется по-иному. Исключением стала должность премьера, который назначается ВС Крыма по согласованию с президентом. И Сергей Куницын красиво "передал" эстафету десантированному в Симферополь нардепу Анатолию Матвиенко, сам вскоре получив должность губернатора Севастополя.
Невероятно, но факт: привилегии статуса автономии не очень защитили местную элиту от "своих" - после общей победы Виктора Януковича на следующих президентских выборах, в 2010-м..
"Мы зашли в Крым - какие вопросы?", - говорили "македонцы" - люди из донецко-макеевской команды Василия Джарты, считавшие нормальным зачистку больших и малых кресел от своих и под своих (вплоть до назначения макеевского директора кладбища в Симферополе), передел и отъем бизнеса, введение собственных фирм-прокладок в тендерные распилы. И родной спикеру империи "Консоль", которая была почти монополистом в получении строительных подрядов, пришлось не просто подвинуться - уступить львиную часть рынка госзаказов, на которых империя и паразитировала. У экс-министра здравоохранения Крыма Сергея Донича, а ныне первого вице-спикера, своя история : ради сохранения места на крымском Олимпе ему якобы пришлось отдать людям Джарты весомую долю медицинского бизнеса. У колбасно-аграрного короля полуострова и депутата ВР Виктора Полищука в то же время также появились "партнеры", и это только то - что на виду и вслух. Для особо непонятливых был продемонстрирован смелый номер - показательная посадка экс-спикера Анатолия Гриценко за должностные правонарушения былых лет. Из СИЗО он вышел только после смерти Джарты. Для создания некоего баланса между донецкими и "консолевскими", как называют крымских регионалов регионалы пришлые, местным оставили парламент, при этом по факту лишив его спикера конституционных привилегий быть первым и главным должностным лицом в парламентской республике Крым.
Поэтому сказать, что крымские донецких ненавидят - это мало что сказать, потому что они их одновременно еще и боятся. Чувства, в общем-то, взаимны, только вместо страха у донецких есть маниакальное недоверие к крымским . Поэтому на выборы-2010 в некоторые "стратегические" поселки ЮБК членов избиркомов привозили из Донбасса. Ненависть к "македонцам" - это второй мотив, который сегодня заставляет крымских депутатов и их группы бизнес-поддержки "спасаться" от киевских событий. Причем, этот мотив объединяет широкие массы населения по всей стране, уставшие от навалы безжалостных и ненасытных земляков президента, в большинстве своем так и не понявших и не полюбивших Крым, но подмявших его под себя. Это обстоятельство также - одна из причин неудержимого падения поддержки и Партии регионов, и ее лидера в базовом, как принято считать, регионе, тщательно маскируемая в последние годы. То есть, по результату, ПР и Янукович - лидеры всех гонок, но если посчитать поддержку "по головам", т.е. в абсолютных цифрах голосов избирателей, а не процентах, то наблюдаем устойчивое падение голосовавших "за"..
Поэтому страх перед слабеющим Януковичем замещается страхом перед сменой власти, отлучением от кормушки и возможным привлечением к ответственности за коррупционные деяния. Крымским политикам нужна новая сила, которая прикроет, простите, их грязные зады, которая законсервирует их царевание в таком особенном Крыму. Но эту консерву уже вряд ли захотят есть крымчане - страна изменилась, кривых зеркал все меньше.