Моновласть за два с половиной года не справилась с взятыми перед избирателями обязательствами изменить страну. Более того, теперь важно не допустить сворачивания реформ, начатых после Революции достоинства под давлением международных партнеров.
Полупустой стакан доверия
Сорванное избрание руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры не просто демонстративное подкладывание «свиньи» с открыткой «Какая разница» под рождественские елки Белого дома, Даунинг-стрит, 11, Елисейского дворца, Федеральной канцелярии и еще нескольких важных для Украины локаций. Это еще и дерзкое расшатывание переполненной чаши народного терпения.
Объясним.
Еще в августе, до «Крымской платформы» и расследования Беллингкета, до сорванных поставок кислорода в ковидные больницы и «тысячи за вакцинацию», мы поинтересовались у наших соотечественников, что они думают о реформах в стране. Обо всех вместе и о некоторых важных в частности.
Полученные результаты мы сравнили с данными декабря 2019 года, когда правительство Алексея Гончарука и парламентское монобольшинство обещали сделать все, «чтобы украинцы жили дольше, безопаснее, зажиточнее и счастливее».
Нужно признать, что тогда граждане в основном верили новой власти, хотя даже после первых пяти месяцев работы начали появляться сомнения в ее способности к проведению реформ. Тогда еще светлой памяти Ирина Бекешкина утверждала, что «новую» и «старую» власть объединяет неумение коммуницировать и объяснять свои действия.
Однако прошло еще два года, и общественная оценка способности команды Владимира Зеленского достигать успехов в воплощении реформ резко упала.
Сегодня доля украинцев — абсолютных скептиков в отношении успешности реформ (27%) — в общем уже больше, чем в мае 2018 года (23%). Вспомним, что с мая 2018-го оставался год до момента, когда избиратели откликнулись на призыв молодого и дерзкого (еще важно — успешного) мужчины «сделать вместе» политиков, которым не удалось довести до ума обещанные реформы, чтобы зажить по-новому. Тем временем доля оптимистов, так или иначе верящих в успех реформ, упала до 38%. Это значительно меньше, чем в декабре 2019-го (51%), не говоря о показателе июня 2019-го (70%).
Как ни крути, но этот «стакан» уже наполовину пуст. Почему это важно? Поэтому что вера в успех является важным фактором мобилизации поддержки, внутренней готовности терпеть трудности и даже закрывать глаза на ошибки или даже нарушения со стороны власти.
Чем меньше вера в успех, тем ниже доверие к любым, даже хорошо организованным и продуманным действиям правительства. Это доверие невозможно породить или поддерживать виртуальными трюками, но легко разрушить демонстративным нарушением обещаний и обязательств.
Вот поэтому мы и считаем, что срыв прозрачного избрания руководителя САП — это удар по восприятию гражданами антикоррупционной политики. А медийная огласка злоупотребления властью будет и в дальнейшем уменьшать ресурс общественного доверия.
Другой тревожный звоночек: у моновласти впереди еще два года полномочий, однако в успешность ее действий по реформированию страны верят почти столько же (38%), сколько верили в успех команды Порошенко за год до выборов (35%). Так что, перед президентской командой встает сложный выбор между политикой реформ и политикой, направленной на электоральный успех.
На первый взгляд, у Зеленского больший ресурс времени, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Однако может оказаться, что запас народного терпения не позволяет проводить непопулярные реформы, тем более на фоне российской угрозы и в условиях непреодоленной эпидемии ковида.
Об этом свидетельствует самооценка гражданами готовности терпеть трудности ради проведения реформ.
Если в декабре 2019-го почти 49% опрошенных утверждали, что готовы перетерпеть материальные трудности, пока новая власть работает над реформами, то почти через два года таких осталось 37%. И, наоборот, большинство (57%) уже не готово жертвовать благосостоянием ради изменений, потому что не верит в реформы (30%) или просто не в состоянии терпеть из-за сложного материального положения (27%).
То есть, чтобы пополнить ресурс народного терпения, власти придется либо показать результативность своих реформаторских усилий, либо улучшить благосостояние тех, кто сейчас в затруднительном положении. Раздача «тысячи за вакцинацию» будто подсказывает, что в голове у правительства. А вот исследования свидетельствуют, что украинцы ожидают от президента и его команды не дармового хлеба и не дешевых зрелищ.
О стеклянных потолках и непробиваемых стенах
Ключевой момент в том, что народные ожидания все еще связаны именно с президентом. И это касается не только его сторонников: почти 45% опрошенных назвали главу государства «главным движителем осуществления в Украине необходимых реформ», или почти 40%, если отнять тех, кто в то же время назвал его «тормозом осуществления реформ». Именно президент, как локомотив, тянет за собой правительство (34%) и свою партию в Верховной Раде (22%).
И этот рейтинг доверия к Зеленскому как к лидеру, который все еще способен, по мнению граждан, инициировать и воплощать реформы, значительно выше собственно президентского. Вот там, по нашему мнению, Владимиру Зеленскому следует искать резерв голосов, если слова о втором сроке не просто слова. Однако для этого президенту надо разрушить стены, которыми окружение оградило его от жизни.
Например, известно ли президенту, что 69% его потенциальных избирателей не удовлетворены его усилиями в проведении судебной реформы, а 50% — поддержали ликвидацию одиозного Окружного административного суда Киева? Не следует ли побороться за этих избирателей, вместо того, чтобы пользоваться сомнительными услугами временных обитателей ОАСК?
Осознает ли Владимир Зеленский, что его избирательная, юридически слабая и непоследовательная борьба с олигархами при помощи телеканалов других олигархов может обернуться лишь электоральными потерями? Ведь 50% граждан, которые считают именно олигархов наиболее тормозящими «колодами» на пути реформ, не забудут перед выборами поинтересоваться, каковы же конкретно результаты объявленной «деолигархизации».
Поэтому если Владимир Зеленский действительно хочет вернуть утраченные позиции, ему следует призадуматься над приоритетами работы на следующие два года.
Народ скажет, как завяжет
Конечно, мы не переоцениваем значения замеров общественного мнения как инструмента корректирования государственной политики. Однако ничто не мешает власти, которая декларирует трехлетнее планирование доходов и затрат государственного бюджета и еще не успела официально отказаться от «человекоцентричного подхода» в работе правительства, учесть тенденции и изменения в запросах граждан.
Если посмотрим, как изменился общественный запрос на реформы за два с половиной года президентства Владимира Зеленского, то увидим три группы требований.
Во-первых, наиболее неотложными реформами, по мнению украинцев, остаются антикоррупционная (59%) и медицинская (54%). Заметим, первоочередность этих политик не претерпела изменений с 2019 года. То есть граждане не увидели существенных достижений власти на обоих направлениях: если об успешности реформы здравоохранения заявляли 9% и в декабре 2019-го, и в августе 2021-го, то оценка успешности действий в борьбе с коррупцией упала с 10 до 5%.
Может, все-таки пора заменить татаровых и смирновых на более профессиональные и добросовестные кадры?
И, наверное, пора открыть глаза и честно признать, что ковид разрушил медицинскую систему, а также прислушаться к врачам и волонтерам, которые так же преданно и изобретательно спасали больных, несмотря на коллапс системы, как в 2014-м волонтеры и добровольцы спасали ситуацию на фронте.
Во-вторых, есть группа вопросов, показывающих рост обеспокоенности граждан. Требование заняться реформой образования (23%), наверное, обусловлено недостатками, которые проявились во время локдаунов. Запрос на земельную реформу (26%), усиление обороноспособности (26%), реформу энергетики (21%), по нашему мнению, свидетельствует, что граждане сомневаются, что власть вообще понимает, какие шаги надо делать, чтобы не было нищеты при рекордных урожаях, были силы защитить страну и избежать кризиса в отопительный период.
Настоящая изюминка — рост запроса на конституционную реформу: с 5% в декабре 2019-го до 15% в августе 2021-го. Большинство тех, кто считает, что Конституцию надо менять, также видит президента движителем реформ. Можно предположить, что это небольшая, но консолидированная группа сторонников президентской республики. И в ней представлены избиратели разных политических лидеров, которые в условиях кризиса ожидают наведения порядка железной рукой.
А вот к некоторым реформам заметно определенное снижение общественного внимания. Это пенсионная реформа (с 46 до 38%), реформа органов правопорядка (с 37 до 29%), реформа децентрализации и регионального развития (с 14 до 8%).
Здесь заметны такие особенности. Среди тех, кто выбрал пенсионную реформу, значительно больше опрошенных, которые считают, что новая власть проводит реформы без учета мнения людей и что реформы ухудшают условия жизни. И это преимущественно люди пенсионного возраста (60 лет и старшие). То есть для них пенсионная реформа — это прежде всего повышение размера пенсий и доступности лекарств. На фоне инфляции этого года такие настроения вполне понятны.
А снижение внимания к реформам правоохранительной системы и децентрализации можно объяснить именно обострением других вопросов и отсутствием прогресса по самым важным пунктам (см. выше).
Не надо обладать магическими способностями и смотреть в хрустальные шары, чтобы спрогнозировать, что ожидает власть, которая не справляется со своими обязанностями и не выполняет свои обещания. Ее ожидает проигрыш на выборах. Однако дело в том, что людей интересует не смена элит и фамилий, а изменение качества жизни. И у президента есть еще время и возможности, чтобы, независимо от личных перспектив после 2024 года, отказаться от ошибочных целей и заняться реформами, которых требует общество.
Больше статей Петра Бурковского читайте по ссылке.