Как пережить зиму в условиях войны

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Как пережить зиму в условиях войны © obs.in.ua
Инструкция с учетом экстремального прогноза

Городское хозяйство, как, впрочем, и вся страна, не имеет опыта функционирования в условиях полномасштабной войны. В селах, коттеджных поселках и небольших городах частные жилые дома и небольшие общественные строения достаточно автономны и могут более или менее спокойно пережить временное отсутствие воды, газа или электрики (пользуясь колодцами, дровами и свечками). А вот в городах с высоким уровнем централизации коммунальных услуг вывод из строя систем водо-, газо-, тепло- или электроснабжения может вызвать гуманитарную и техногенную катастрофу.

Киевляне, например, в отдельных микрорайонах уже переживали аварии на канализационных коллекторах, ставившие жителей в очень неудобное положение. Для того чтобы провести ремонт коллектора, надо перекрыть водоснабжение (чтобы ремонтники зашли в коллектор), и это еще полбеды — воду подвезут, но при этом не будут работать сливные бачки, и как тогда семье пережить хотя бы сутки, ведь возле многоквартирных домов дворовые уборные не предусмотрены… Если же в городе еще и отключится электрика, то перестанут работать перекачивающие насосно-канализационные станции, которые гонят «продукты жизнедеятельности» жителей на Бортническую станцию аэрации (которой пользуются Киев и окружающие города). В таком случае, даже несмотря на наличие воды, может затопить целые микрорайоны, понятно чем…

ZN.UA приводило пример Древнего Рима, который стал мировым городом и огромной империей после того как не только наладил систему водоснабжения (знаменитые римские акведуки), но и построил городскую канализацию и общественные туалеты. Здесь мы не вспоминаем об Интернете, который без электроснабжения «ляжет», а отсутствие Сети парализует деятельность властных и других учреждений, предприятий, учебных заведений и в целом — жизнь.

Так к чему это я? Исходя из логики ведения войны РФ, нет сомнений, что накануне зимы объекты коммунальной и энергетической инфраструктур крупных городов и областных центров будут подвергнуты ракетным атакам с целью создания условий, делающих жизнь людей невозможной. Что можно противопоставить этому кроме противовоздушной защиты, то есть как подготовиться к самому плохому сценарию — если враг разрушит объекты критической инфраструктуры?

Как власть готовится к зиме 2022–2023 года?

Зима всегда была непростым испытанием для правительства, топливно-энергетического комплекса и мэров городов. Нужно признать, что «вверху» понимают остроту ситуации, а как реагируют?

В первую очередь в стиле нынешней властной команды — популистки. Премьер-министр Денис Шмыгаль заверил население: «До конца отопительного сезона никаких изменений тарифов не будет». Это, конечно, для большинства населения весть приятная, но здесь встают два вопроса: кто и как будет компенсировать разницу между себестоимостью услуг (поскольку последняя непременно вырастет) и величиной тарифа? Местные бюджеты, госбюджет, международные доноры — кто?

Ответ на этот вопрос дает (якобы) правительственный законопроект №7427, который народные депутаты приняли в первом чтении 21 июня с.г., при этом похваставшись, что указали источник покрытия этой разницы — международная помощь на сумму 180 млрд грн. Здесь нужно прояснить несколько моментов.

Пожарные работают над тушением пожара в поврежденном доме после обстрела в Киеве, Украина, 12 марта 2022 года
Пожарные работают над тушением пожара в поврежденном доме после обстрела в Киеве, Украина, 12 марта 2022 года
ARIS MESSINIS/AFP via Getty Images

Во-первых, в тексте законопроекта никакого упоминания о 180 млрд грн нет, это интерпретация народного депутата Ярослава Железняка (фракция «Голос»). Во-вторых, следует понимать, что международная финансовая помощь может быть разная — кредиты, гарантии по кредитам и гранты. Если будет использован последний вид, это хорошо, — его не надо возвращать, а вот кредиты — это новые долги, но в законопроекте о таких нюансах — ни слова.

В-третьих, в проекте действительно прописаны гарантии и компенсации производителям, транспортникам и поставщикам тепловой энергии и природного газа, но, как всегда, дьявол кроется в деталях, а в нашем случае — в заключительных положениях, занимающих 20 страниц из имеющихся 24-х текста законопроекта. Здесь можно найти много интересного, недаром же закону дали название не «О моратории на повышение цен (тарифов)», а «Об особенностях регулирования отношений на рынке природного газа и в сфере теплоснабжения на протяжении действия военного положения и дальнейшего восстановления».

Поэтому кажется, что КМУ и ВРУ решили одним махом разгрести авгиевы конюшни долгов, набранных в газовой и тепловой отраслях всеми участниками. Здесь есть и «сомнительная и/или безнадежная задолженность», и «объемы превышения фактической стоимости», и «неприведение объема газа к стандартным условиям» (пресловутые температурные коэффициенты по скандальной методике Минтоплива 2003 года), а также «признание судом незаконными нормы потребления природного газа без счетчиков».

В целом власть решила действовать по принципу «война все спишет» — в буквальном смысле этих слов, и что самое приятное (для нее) — за счет иностранных доноров!

Конечно, вряд ли приятно будет им это понять, когда они вчитаются в содержание указанного законопроекта, и не создаст ли это повода к очередному международному скандалу (стыдно как-то за страну…).

В свою очередь, профильный министр Алексей Чернышев (Минрегион) ограничился только обещанием: «Отопительный сезон начнется вовремя», хотя все понимают, что в решающей степени это зависит от мэров городов, и вот здесь диссонансом прозвучало заявление киевского городского головы Виталия Кличко, который честно предупредил киевлян: «Вполне возможно, что температура в домах горожан будет несколько ниже, чем обычно». Очевидно, такая позиция больше соответствует реалиям времени, чем бодрые рапорты министров.

29 июля ВРУ приняла Закон «Об особенностях регулирования» во втором чтении и одновременно внесла изменения в Государственный бюджет Украины, которыми, как считают народные избранники, они обеспечили финансирование мер, определенных в этом законе. Вот только иностранная помощь в нем сократилась с 188,3 млрд грн законопроекте) до 125,1 млрд грн в принятом законе изменений в Госбюджет-2022 (приложения к сравнительной таблице ко второму чтению). Однако эта история настолько детективная, что требует отдельного освещения. ZN.UA планирует сделать это в ближайшее время.

Как действовать в катастрофических ситуациях

Главный вопрос, на который не дают ответа правительство и чиновники, — зачем фиксированные тарифы, колоссальные запасы газа, компенсация разницы тарифа и себестоимости, если самой услуги — тепла или воды — просто не будет? Что тогда делать? Вероятно, что именно наличие коммунальных услуг и является ключевой проблемой этой зимы.

Для крупных городов самыми уязвимыми являются водоснабжение и отопление многоквартирных домов. Какие же рецепты можно предложить в качестве альтернативных систем для обеспечения городов водой и теплом? На самом деле они лежат на поверхности, надо только подготовиться к катаклизмам заранее, а не хвататься за работу тогда, когда что-то будет уничтожено.

Во-первых, самыми критическими для поставки воды являются водозаборные станции, альтернативой (в случае их разрушения) могут стать обычные земснаряды, которые смогут качать вместо песка техническую воду, а это по крайней мере обеспечит роботу канализационной системы. Защищенными (технически) источниками питьевой воды являются артезианские буровые скважины, сделанные еще во времена СССР на случай ядерной войны. В большинстве городов они есть, но если нет, то пробурить их — дело нескольких дней.

Во-вторых, централизованное теплоснабжение. Во многих городах на самом деле работают не одно, а несколько теплогенерирующих предприятий, поэтому все их надо привести в состояние рабочей готовности. В Киеве, например, есть не только ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, а 15 мощных районных котельных и около 200 малых. Вопрос в том, объединены ли они единой сетью и смогут ли заменять друг друга.

Альтернативой для централизованного отопления, естественно, является обогрев электроприборами, чем, собственно, пользуются все в холодное межсезонье. Здесь задача местной и центральной власти — обеспечить мощности и сети на случай, если централизованное отопление вдруг исчезнет. Можно осуществить и ряд административно-хозяйственных шагов, которые облегчат людям жизнь. Например, позволить официально закрыть и опечатать батареи (в которых есть вентили) и не платить за отопление в отдельных комнатах, тогда для других комнат и квартир тепла будет больше, да и платить людям придется меньше.

В-третьих, электроэнергия. В отличие от водо- и теплоснабжения, которые обеспечиваются локальными системами, энергосистема Украины, кроме Бурштынского энергоострова, объединенная, поэтому есть хоть и ограниченная, но возможность маневрировать мощностями.

Знает ли и думает ли об этих альтернативах власть? В информационном поле в этом аспекте — полная тишина, ни звука. А из истории катастроф известно, что самыми опасными являются не сами катастрофы (землетрясения, пожары, наводнения), а последствия, возникающие из-за разрушения систем жизнеобеспечения, — эпидемии, заболевания, голод и т.п. Именно из-за них гибнет больше людей, чем в самой катастрофе.

Лучше подготовиться к самому плохому

Si vis pacem, para bellum. В нашем случае, когда война уже началась, к любой неприятности, которую она может принести, надо готовиться заранее. В стратегических отраслях обычно есть планы действий на случай войны, конечно, засекреченные, но людям было бы спокойнее жить, если бы они знали, что такие планы есть в каждом городе, районе и области.

Хорошо было бы также, чтобы мэры, главы ВГА и другие власть предержащие не ограничивались пиар-заявлениями, а информировали о реальных мерах и сценариях действий на самый плохой случай. Информация об отремонтированных насосах, закупленных генераторах для больниц, имеющиеся передвижных туалетах и других грубых мелочах иногда успокаивает больше, чем заявления о 12 млрд кубов в подземных газохранилищах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме