Игорь Шаров
|
Информация о намерении «Трудовой Украины», НДП и Партии регионов слиться в одну организацию существенно повлияла на предвыборные расклады. О стремлении идти на выборы одной командой «трудовики», «регионалы» и народные демократы объявили давно. Тем не менее многие выражали сомнение по поводу того, что три медведя уживутся в одной политической берлоге. Заявив о желании объединиться, три партии дали понять: союз, который большинством наблюдателей рассматривался как тактический, постепенно приобретает очертания стратегического. Во всяком случае, руководитель фракции «Трудовой Украины» и один из лидеров одноименной партии Игорь Шаров утверждает: планы нового политического альянса не ограничиваются попаданием в парламент следующего созыва.
— Игорь Федорович, заявление лидеров «Трудовой Украины», Партии регионов и НДП о намерении объединиться в одну партию, прозвучавшее накануне десятилетия независимости Украины, многие расценили как своеобразный подарок, преподнесенный Банковой к юбилею. В чем, по-вашему, преимущество похода за депутатскими мандатами единой партией перед предвыборным блокированием?
— Объединительные планы зрели в среде центристских партий давно, и разговоры о том, будто первые шаги в этом направлении приурочены к каким-либо датам, звучат нелепо. Просто до определенного времени существовали некоторые сложности правового характера. В соответствии с новым законом о выборах, принятым в конце минувшей сессии Верховной Рады, к предвыборной кампании могли быть допущены только партии, зарегистрированные не позже чем за год до начала кампании. Наша объединенная партия подпадала бы под эту норму. Но поскольку Президент снова наложил на новый избирательный закон вето, а возможность преодоления его слишком маловероятна, выборы, скорее всего, пройдут по старому законодательству. Эти обстоятельства и позволили нам заявить о намерениях объединиться.
В то же время сегодня никто не даст стопроцентной гарантии, что в старый закон не будут внесены изменения. Поэтому мы, если вы заметили, только задекларировали объединение, однако конкретные шаги в направлении реализации этих планов пока отложены до окончательного прояснения ситуации.
— Но раз уже столь влиятельные политические силы заявили об объединении, даже независимо от того, произойдет оно сейчас или позже, их лидеры, наверное, видят заметную перспективу именно в такой форме политического сосуществования?
— Думаю, если попытаться спрогнозировать результаты выборов при объединении партий в блок и при формировании единой партии, разница вряд ли будет существенной. Для нас куда более важна отдаленная перспектива — это возможность организации эффективной деятельности в новом парламенте всех депутатов, представляющих центристские силы. Именно с прицелом на беспрепятственное и быстрое формирование в будущей Верховной Раде парламентского большинства и задумывалось наше объединение.
Как лидер группы «Трудовая Украина» — второго (после фракции Компартии) по количественному составу депутатского объединения в нынешнем парламенте — могу признаться, что руководить многочисленной депутатской группой, где каждый является выдающейся личностью и отличается от других совокупностью собственных мнений по разным вопросам, непросто. И если фракцию в новой Верховной Раде сформируют члены нескольких партий, хоть и прошедших в парламент единым блоком, но все же самостоятельных, добиваться внутрифракционной дисциплины, монолитности взглядов и стойкости объединенных платформ будет еще сложнее. Ведь вместо одного будет существовать три-четыре (в зависимости от количества партий в блоке) центра принятия решений. Поэтому единая партия как основа будущего парламентского большинства — это идеальный в моем видении вариант, и в любом случае, я уверен, — до или после выборов — мы к нему придем.
— Насколько нам известно, еще когда речь шла о блоке, предполагалось, что первая пятерка предвыборного списка будет состоять не из лидеров ваших партий, а из известных, но беспартийных личностей. Сохранится ли такой принцип формирования списка после объединения в одну партию?
— Думаю, да. Конечно, формирование предвыборного списка — очень тонкий, деликатный, я бы сказал, дипломатический процесс, требующий от партийных лидеров и активистов способности трезво соотнести собственные амбиции с интересами всей партии и перспективами демократии вообще. И без определенных сложностей здесь не обойтись. Но, исходя из опыта формирования предварительного списка нашего планировавшегося блока, могу смело предположить: нам удастся избежать каких-либо недоразумений и тем более скандалов. Мы — политики, а не амбициозные царьки, дерущиеся за куски от пирога власти.
— Кого вы считаете своими главными соперниками?
— Я вспоминаю прошлые выборы, когда баллотировался в одномандатном округе. Наиболее ожесточенные предвыборные баталии, как это ни парадоксально, вспыхнули тогда не между представителями противоборствующих политических сторон, а между теми людьми, которые, по идее, должны были быть в одной упряжке. Со мной, тогдашним советником Президента Украины, применяя самые изощренные, а иногда и грязные приемы, боролась кандидатка, поддерживаемая другим советником Президента. И теперь я считаю, что гораздо более грозный для нас соперник, чем коммунисты или социалисты, — это несогласованность действий в лагере центристов.
— Если успешно осуществятся все ваши планы по созданию единой партии, формированию оптимального предвыборного списка и согласованию действий с дружественными структурами в ходе выборов, то есть при самых благоприятных обстоятельствах, на много ли депутатских мандатов вы рассчитываете в новом парламенте?
— Поскольку наш блок партий или объединенная на его основе партия должны стать основой будущего парламентского большинства, то программа-максимум — это не менее 226 мандатов, то есть то количество голосов в парламенте, которое собственно и позволит создать устойчивое большинство в Верховной Раде. Но реалии политики вряд ли позволят нам достичь такого результата. 226 мандатов — наиболее желаемый результат, однако наиболее реальными являются, на мой взгляд, 150—170 депутатских мандатов. А недостающие голоса для создания большинства нам, очевидно, удастся «добрать» из числа независимых, но центристски ориентированных депутатов-мажоритарщиков. Хотя я не хотел бы загадывать. Прогнозы в наших условиях — предмет неблагодарный…
— Игорь Федорович, в вашем объединении собраны не только политики, но и представители мощных финансово-промышленных групп, чьи интересы в силу жесткой конкуренции на внутреннем рынке рано или поздно могут не совпасть или, того и гляди, вовсе разойтись. Не боитесь ли вы, что это может обернуться серьезными внутрипартийными конфликтами?
— Я думаю, что разногласия по поводу глобальных деловых вопросов могли бы возникнуть еще несколько лет назад. Сегодня подобные поводы для каких-либо споров и конфликтов уже исчерпаны. Не знаю, как это происходит внутри других структур, но в нашей мы уже давно вышли на такой уровень решения межличностных и межкорпоративных конфликтов, который исключает поворот к периоду, образно говоря, «политического полураспада». Пускай мы не всегда единодушны в спорах, но налицо понимание того, что союз сильных всегда сильнее, чем кто-либо сильный по отдельности. Пора одиночек в украинской политике уже прошла. Настало время сильных сплоченных партийных команд.
— Но ведь не удается полностью обойти политические конфликты, примером чему обстоятельства недавних событий в Крыму, связанных со снятием с поста премьер-министра автономии, члена НДП Сергея Куницына и назначением на эту должность «трудовика» Валерия Горбатова.
— Это скорее частный случай, и конфликтом я бы его не назвал, однако некоторые неприятные разговоры между руководством НДП и «Трудовой Украины» по поводу крымской проблемы состоялись. Думаю, Сергею Куницыну уже давно нужно было обратиться к Президенту с просьбой о должности в Киеве, а не делать из этой проблемы целое представление.
Так получилось, что кандидатом номер один на замещение Сергея Куницына стал представитель «Трудовой Украины». И, зная личные качества, опыт работы и компетентность Валерия Горбатова, я надеюсь, что он соответствует этой должности.
Скрывать не стану: эта история привнесла на несколько дней некоторую напряженность в отношения союзников по блоку. Однако при этом, как вы видите, ничто не помешало принять решение об объединении в одну партию. У нас есть общая цель, а все остальное на пути к ней — это, как видите, не столь для нас важно и вполне разрешимо.
— Ваша фракция была одной из самых активных в деле смещения с премьерского поста Виктора Ющенко и водружения на него Анатолия Кинаха. Как вы оцениваете «результаты своей деятельности» по прошествии определенного промежутка времени?
— Прежде чем отвечать, я хотел бы напомнить: у меня есть опыт работы в Кабинете министров и представление о том, что происходит на каждом из этажей правительственного здания. Когда его хозяином был Валерий Павлович Пустовойтенко, он контролировал все лично, управляя правительственным механизмом в жестком режиме: финансы распределял вплоть до копейки, кадрами он занимался, не упуская из поля своего зрения даже председателей колхозов. Затем пришел Виктор Ющенко, стиль управления которого представлял другую крайность: он стал выше всех, казавшихся ему мелкими, проблем и дел, предоставив своим подчиненным невероятную степень свободы и самостоятельности. Думаю, у Анатолия Кирилловича теперь есть все шансы организовать работу правительства, не впадая ни в одну из упомянутых крайностей. Во всяком случае о том, что нынешнему премьеру это удастся, уже можно судить по некоторым признакам. Если он, к примеру, назначает встречу на
14. 00, значит, она состоится в 14.00. Многие считают, что Анатолий Кинах излишне сух, что он — «человек в футляре». Возможно, это мое субъективное мнение, но я убежден, что для политического деятеля такого высокого уровня эмоциональность и предельная открытость — вовсе не обязательные качества. Тем более что другими необходимыми для работы на премьерском посту качествами — аналитическим складом ума, волевым характером, высокой работоспособностью, организаторским талантом — Анатолий Кириллович не обделен.
— Бывший Президент Украины сегодня заседает в парламенте, как вы думаете, будущий — тоже?
— Знаете, не в обиду нашим парламентариям будет сказано, но редкий депутат не видит себя в высоком должностном кресле. Народный депутат в парламенте сегодня — это не просто человек, а этакая законсервированная амбиция. Спору нет, достойных личностей среди народных избранников достаточно. Но где же столько должностей набрать?
— Что, по-вашему, зависит от результатов парламентских выборов-2002?
— Очень многое. И у Президента, и у премьер-министра, и у главы парламента все больше убежденности в том, что без полноценного сотрудничества всех ветвей власти очень трудно строить какие-либо планы на улучшение нашей жизни в ближайшем будущем. Поэтому парламентское большинство, которое фактически просуществовало в Верховной Раде нынешнего созыва полгода, крайне необходимо и новому парламенту. Я понимаю, что, рассуждая о неэффективности законодательной работы народных избранников, сегодня очень трудно выглядеть оригинальным. Но от этого никуда не деться: законодательные «долгострои», годами ожидающие своей «сдачи», непреодолимым препятствием легли на путь экономических, политических, социальных реформ. Посмотрите: какой скандал международного уровня разгорелся вокруг проблемы лицензирования!.. Разве нельзя было упредить его несколькими грамотными законами? А взять тот же Налоговый кодекс. Я в парламенте с 1995 года, и с того времени только и слышу заявления о том, что бюджет уж точно будет формироваться на основе нового налогового законодательства. Но только заявления ничего не меняют. На словах все хотят реформ, но в действительности так и не набралась в парламенте критическая масса народных избранников, ориентированных на реальное государственное строительство. Так что от результатов следующих выборов зависит качественный состав нового парламента, от качественного состава парламента — возможность создания крепкого, дееспособного большинства. А уже в эффективности работы этого большинства и его плодотворном сотрудничестве с правительством будет напрямую заложен успех осуществления наших самых смелых планов и надежд, о которых так много говорилось во время недавнего празднования десятилетия Независимости Украины.
Безусловно (и от этого никуда не деться), в новом парламенте будет представлена и ощутимая монолитная фракция коммунистов. Это не так уж плохо, ведь она послужит серьезным стимулом и генератором для активизации работы центристских фракций. Есть также надежда, что ортодоксальных коммунистов в новой Верховной Раде будет все-таки намного меньше, чем теперь.
— Однако существует мнение о том, что от этих выборов, кроме всего прочего, будет зависеть, какая из политических сил получит «контрольный пакет» депутатских голосов при переделе Конституции, кто получит больше шансов на победу в выборах президентских. Вы согласны с этим?
— С первым утверждением я бы не согласился. Процедура внесения изменений в Конституцию настолько сложна, что для принятия окончательного решения может не хватить никакого контрольного пакета. Вспомните историю с утверждением решений апрельского референдума: 226 голосов для предварительного одобрения конституционных поправок набралось, а с тремястами голосами для окончательного решения — так и не сложилось… А относительно второго, о влиянии на результат следующих президентских выборов, — вероятно, связь прослеживается. Ведь политическая жизнь страны — это не перебежки «от выборов до выборов», а единая цепь взаимосвязанных, взаимозависимых событий и действий.