Фигуры низшего пилотажа

1 декабря, 2017, 19:26 Распечатать

Поддержка эксплуатации самолетов Ан передана под контроль компании-посредника с сомнительной репутацией.

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) © Константин Чегринский / KHARKIV Today

Виновные в срыве задач по обеспечению эффективного функционирования и дальнейшего развития предприятий — участников Государственного концерна "Укроборонпром" найдены!

Найдены не кем-нибудь, а руководителем ГК "Укроборонпром" Р.Романовым.

В статье Д.Менделеева "Выбранные места из перестрелки с друзьями" (ZN.UA, №42 от 11.11.2017) упомянуто личное письмо генерального директора "Укроборонпрома" на имя А,Турчинова. В этом документе Р.Романов докладывает секретарю СНБО, что задачи по реструктуризации, финансовому оздоровлению, корпоратизации, созданию интегрированных научно-производственных структур, техническому перевооружению и обновлению научной, производственной, испытательной базы предприятий "Укроборонпрома" не выполнены из-за отсутствия консолидированных и взвешенных решений неких компетентных государственных структур.

Как отмечает руководитель концерна, в деятельности этих структур просматривается тенденция сдерживания стабильного развития государственных предприятий, создающая условия для утраты ими производственного потенциала, формирования сомнительных механизмов освоения финансовых ресурсов, что в ближайшей перспективе будет иметь разрушительные последствия для отечественной оборонной промышленности и нанесет ущерб государству в социально-экономической и оборонной сфере. В конце этого текста вполне можно было добавить фабулу 111 статьи Уголовного кодекса о государственной измене.

О чем все же умолчал генеральный директор "Укроборонпрома" в своем донесении А.Турчинову?

Для более четкого понимания того, кто в действительности наносит ущерб государственным интересам, дополним картину некоторыми яркими эпизодами из жизни молодой менеджерской команды схемотехников от оборонки.

"Антонов": судьба Икара?

Напомню, что головокружительные танцы правительственных чиновников и функционеров оборонной промышленности вокруг госпредприятия "Антонов" начались в середине 2014 года. Возглавлял этот кордебалет лично отставной премьер-министр А.Яценюк, неоднократно созывавший совещания и заседания с участием прокуроров и работников спецслужб, в ходе которых требовал разобраться, куда уходят финансовые потоки от деятельности госпредприятия на международных рынках авиаперевозок (копия протокола правительственного совещания — на сайте). Уж очень была заманчивой идея повернуть эти финансовые потоки в другие русла. Первое поражение в битве за передачу контроля над корпоративными правами "Антонова" в уставном фонде международного перевозчика в рамках программы НАТОSALIS А.Яценюк потерпел, когда коллектив предприятия встал на защиту своего бывшего руководителя Д.Кивы.

 

Второе поражение бывшему премьер-министру нанес О.Гладковский, практически вырвавший из его "пушистых лапок" лакомый кусок и инициировавший передачу ГП "Антонов" в сферу управления "Укроборонпрома". А там и самого премьера отправили в отставку…

Так что же случилось с корпоративными правами государства, которые правительство намеревалось передать от ГП "Антонов" одному из центральных органов исполнительной власти? (Копия протокола заседания КМУ — на сайте.) Сообщаю: никто сегодня уже не мучается вопросом о каких-то государственных корпоративных правах! Остались лишь некоторые невыясненные вопросы. Почему "Укроборонпром" не сообщил секретарю СНБО о двух посреднических компаниях, в которых ныне оседает основная прибыль от авиаперевозок по программе НАТО? Почему не назвал их конечных бенефициаров?

 

Не составит никакого труда выяснить, что у компании "Antonov Salis GmbH", которой переданы в оперативный лизинг 7 самолетов ГП "Антонов", в учредителях значится гражданин Германии П.Майшайдер, а сам "Антонов" связан с этой компанией лишь именами Александра Гриценко и Виталия Мовчана, совместивших должности на государственном предприятии и в немецкой компании. Кроме того, в регистрационных документах "Antonov Salis GmbH" значится еще две фамилии — В.Пашко и А.Манзий. Неужели и в этом случае премьер-министру В.Гройсману понадобится позвать прокуроров, СБУ и СВР, чтобы выяснить, кто же столь эффективно управляет государственным имуществом и кто получает львиную долю прибыли от эксплуатации самолетов "Антонова"?

Как-то неудобно получается перед изгнанным со своего поста Д.Кивой, бывшим руководителем госпредприятия, — ведь в вину ему, если не ошибаюсь, вменялась непрозрачная схема управления корпоративными правами ГП "Антонов" и недостаточные поступления от перевозок для НАТО украинскими самолетами.

О еще одной компании, севшей на "хвост" "Антонову", но уже с британской юрисдикцией — DreamLifts LTD Р.Романов тоже "забыл" рассказать. Думаю, что и в этом случае будет много прекрасных открытий.

Отмоченная деловая репутация…

Туманный Альбион уже давно стал Меккой и "прачечной" для предприятий украинской оборонки. В моей статье "Под крылом самолета кто-то крадет…" упоминалась компания S-Profit LTD, зарегистрированная в Лондоне, с которой ГП "Антонов" подписало агентское соглашение по оказанию услуг по обслуживанию и модернизации самолетов Ан.

Судя по всему, обнародованные в этой статье факты вызвали бурные эмоции у руководителя концерна "Укроборонпром", направившего в адрес ГП "Антонов" гневное письмо. Р.Романов считает, что материалы статьи могут нанести ущерб деловой репутации самого "Укроборонпрома" и ГП "Антонов", а также что концерн рассматривает вопрос о подаче соответствующего иска об опровержении недостоверной информации.

Спешу заверить ГК "Укроборонпром", что информация в статье достоверная! Мало того, текст упомянутого мною договора о сотрудничестве между "Антоновым" и британской S-Profit LTD находится в редакции. И если вам "Антонов" его не покажет, то мы можем помочь. Подписал этот договор со стороны S-Profit LTD А.Забора.

И два самолета "Антонов" передавал российскому ОАО "Ильюшин Финанс Ко." в 2015 году. Этот пункт нашей прошлой статьи "Укроборонпрому" подтвердили в ответе ГП "Антонов".

А вот о том, что делегацию британского партнера "Антонова" возили на авиасалон в Ле Бурже за счет украинской стороны, никто не утверждал. Речь шла о сумме, которую потратили на эту поездку.

Все это изложено в ответе госпредприятия на запрос "Укроборонпрома" от 05.10.2017 года.

К вопросу о нанесении ущерба деловой репутации придется вернуться.

Абсолютно нетрудно убедиться, что S-Profit LTD зарегистрирована в Лондоне по адресу массовой регистрации компаний. Будете в Лондоне — можете убедиться сами, поскольку это место находится в пешеходной доступности от британского парламента. Но есть не очень приятный нюанс. Именно этот адрес фигурирует в материалах журналистских расследований по панамским офшорам. Именно с этим адресом связаны многочисленные операции по отмыванию полученных незаконным путем средств. Именно этот адрес упоминается в сделках по незаконным поставкам оружия в Африку и на Ближний Восток.

Может, все-таки стоит более осмотрительно относиться к выбору партнеров для сотрудничества, чтоб не было репутации больно?

Дело пахнет "как каськивым"…

На Международном авиасалоне в Дубае "Укроборонпром" объявил благую весть: на горизонте появился мощный, зарегистрированный в штате Делавер американский инвестор, готовый вложить аж 150 млн долл. в Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, находящееся в течении многих лет в состоянии банкротства.

Не думаю, что в концерне не были осведомлены о проблемах, которые имеет на сегодняшний день это предприятие. Еще в мае 2015 года аппарат СНБО направил в концерн письмо относительно основных показателей деятельности харьковского предприятия (текст на сайте). В этом письме детально описана структура долгов авиапредприятия и их генезис. При этом в ряде контрактов фигурируют государственные гарантии. А по некоторым долговым обязательствам есть даже уже решение Лондонского международного арбитража.

 

Следует отметить, что в упомянутом документе содержатся некоторые достаточно здравые предложения по оздоровлению ситуации, так и не реализованные, к сожалению, "Укроборонпромом" по прошествии почти двух с половиной лет. По всей вероятности, "Укроборонпром" предпочел реализации конкретных мероприятий проведение в течении полутора лет переговоров с неким американским инвестором.

Подробно анализировать сообщения "Укроборонпрома", особенно касательно открытого конкурса по привлечению инвестора на Харьковское ГАПП, проведению его технического и юридического аудита, — дело неблагодарное. В этой теме существует достаточно большое количество нестыковок и неточностей. Конечно же, летчик для авиастроения более приемлемая фигура, чем лыжный инструктор для LNG-терминала. Главное, чтобы не пролететь, как фанера над Парижем. Неужели кто-то в оборонной промышленности примеряет на себя "панамку" Каськива?

После публичной демонстрации в Дубае церемонии подписания руководителем "Укроборонпрома" с Oriole Capital Group некоего документа о 150 млн долл. инвестиций в харьковское авиастроительное предприятие, сайт американского партнера концерна в течение одной недели значительно преобразился — тысячи купленных самолетов, миллионы перевезенных пассажиров, серьезный среднегодовой процент роста пассажирских и грузовых перевозок по всему миру! Единственное, что настораживает, — все амбициозные планы американского инвестора связаны с офисом в Лос-Анджелесе, находящимся рядом с салоном по продаже свадебных платьев.

Допускаю, что руководство "Укроборонпрома" по своей старой традиции в стремлении продемонстрировать к концу года результаты своей бурной деятельности по привлечению 150 млн долл. инвестиций, не смогло донести суть предложений Oriole Capital Group — найти и разместить на предприятии заказы на изготовление самолетов Ан-74 и Ан-140, обеспечить сопровождение их эксплуатации и ремонта, создать сеть операционных баз и обучить их персонал для выполнения соответствующих работ. Единственной проблемой в этой ситуации является предоставление гарантий с украинской стороны, что привлеченные для этого средства не пойдут на погашение задолженности кредиторам. Понятно, что такого рода обязательства может взять на себя в нашей стране только Кабинет министров.

Не могу сказать, отнесется ли позитивно к вопросу гарантий В.Гройсман. Ведь это его правительство, по версии Р.Романова, не принимает "консолидированные и взвешенные решения", что не позволяет концерну выполнять стоящие перед ним задачи.

Очень дорогой дью дилидженс…

Ах, если бы Владимир Борисович знал, в какие суммы обходится подготовка "консолидированных и взвешенных решений" руководством государственного концерна "Укроборонпром"! Небольшой экскурс в сферу закупок по системе PROZORRO услуг, прямо относящихся по уставу к управленческому функционалу "Укроборонпрома", вполне мог послужить основанием для правительственного решения по ликвидации этой прекрасной надстройки.

Помнится, как высокие государственные чиновники отмечали, что в руководстве госконцерна и его предприятий трудятся суперуправленцы со степенями MBA и именно эта генерация менеджеров обеспечит реформирование оборонной промышленности.

Но, судя по всему, что-то пошло не так…

На практике оказалось, что для выполнения своих обязанностей руководителям концерна необходима серьезная внешняя поддержка и рекомендации более квалифицированных управленцев и специалистов, и они готовы потратить на это государственные средства в сумме 130 млн гривен!

Почти на 5 млн долл. концерн планирует закупить "услуги стратегического, операционного, технологического, финансового, юридического обзора и диагностики деятельности ГК "Укроборонпром" и его участников, совершенствование разработанной стратегии корпоративной и производственной реструктуризации концерна, подчиненных предприятий и обществ, и сопровождение практического внедрения разработанных специалистами рекомендаций".

Надо так понимать, что "Укроборонпром" не очень-то стеснен в средствах, потому как на протяжении текущего года мне удалось насчитать еще семь закупок услуг подобного рода.

Второе место в рейтинге занимает ГП "Авиакон", закупившее на 33 млн гривен программный комплекс по управлению бизнес-процессами на предприятии.

 

Так что же мы имеем в сухом остатке? Или лучше сформулируем иначе: чего мы в сухом остатке не имеем?

Во-первых, государственное авиастроительное предприятие "Антонов" утратило контроль над финансовыми потоками от авиаперевозок в рамках программы НАТО, а соответственно — и львиную долю дохода, который шел на его развитие и содержание коллектива предприятия.

Во-вторых, потенциальный рынок по оказанию услуг по поддержке эксплуатации самолетов Ан передан под контроль компании-посредника S-Profit LTD с сомнительной репутацией, соответственно и о доходах от этого бизнеса Украина может забыть.

В-третьих, похоже, что менеджеры "Укроборонпрома" уже не в состоянии самостоятельно обеспечивать поиск потенциальных заказчиков для предприятий-участников, не говоря уж о проведении мероприятий по оздоровлению их финансового состояния.

В-четвертых, у "Укроборонпрома" нет намерения создавать собственную международную сеть баз по поддержке эксплуатации самолетов Ан.

В-пятых, PROZORRO доказано, что квалифицированные менеджеры и аудиторы существуют вне офиса "Укроборонпрома".

Скорее всего — это уже мат…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
  • Жан Ковальчук Жан Ковальчук 2 грудня, 02:42 Чтобы возродить отрасль нам нужен ёмкий, ненасыщенный и непритязательный рынок, который никогда не откроют ни Соединённые Штаты, ни Китай, ни Индия, ни Евросоюз, ни эмираты Персидского залива. Остаётся Центральная Азия и Ближний Восток. но туда нас , скорее всего, не допустят более гибкие и проворные игроки. согласен 6 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно