Пять лет, оставшиеся до чемпионата Европы по футболу, — это не так много. Тем более что до 2012 года нужно полностью пересмотреть отношения Украины с Польшей и ЕС, а также уладить множество проблемных вопросов, которые не удавалось решить в течение всего периода независимости. Это задача тем сложнее, что о многих проблемах до сих пор вообще речь не шла. Тем не менее вопросы, которые еще две недели тому назад казались незначительными и совершенно маргинальными, теперь стали серьезным препятствием на пути к успешному проведению чемпионата Европы.
Самая важная задача для Киева и Варшавы — устранить причины многочасовых очередей и контрабанды на границе. Однако на этом транспортные проблемы отнюдь не заканчиваются. Украина до сих пор еще не завершила переговоры об интеграции в европейское авиационное пространство и не создала условия для дешевого авиасообщения. Пока еще можно говорить о необходимости защищать отечественных перевозчиков, тем не менее удерживать монопольные, абсурдно высокие цены на авиационные перевозки до 2012 года — уже недопустимо.
Либерализация авиационного рынка потребует от отечественных перевозчиков изменений в маркетинговой стратегии. Дешевое авиасообщение — чрезвычайно прибыльный бизнес, поэтому украинским компаниям уже сегодня нужно готовиться к созданию новых операторов. Это позволит им конкурировать на равных с европейскими гигантами и пользоваться еще в течение нескольких лет защитой со стороны государства и действующего законодательства.
Изменения нужны также и на железнодорожном транспорте. Билеты в направлении Польши и Германии примерно в три раза дороже, чем за такие же стандарт и расстояние, но в направлении Беларуси и России. Препятствием для снижения цен являются опять-таки законодательство и нежелание обсуждать эти вопросы с Министерством транспорта Польши. Следует также указать, что в Центральной Европе очень популярны трансграничные путешествия в поездах с пересадкой на границе. Путешествуя из Кракова в Прагу, немало пассажиров прибывают на последнюю пограничную станцию (например, Тешин), пешком переходят границу и дальше идут несколько сотен метров, чтобы пересесть на чешский железнодорожный состав. Украинско-польскую границу почему-то запрещено пересекать пешком, хотя никто не может логически обосновать такой запрет. Это может показаться мелочью, тем не менее, с точки зрения среднеобеспеченных туристов (а таких больше всего приезжает в Украину из Польши), такое нововведение было бы отнюдь нелишним.
Наводя порядок на границах, не следует останавливаться только на польском отрезке. Болельщики будут прибывать в Украину и с других направлений, прежде всего из Беларуси, России и Венгрии. На северном и восточном «фронтах» нет особенно больших транспортных проблем, однако перед 2012 годом на этих границах нужно будет значительно усилить таможенный и пограничный контроль. Здесь речь идет не об ограничении въезда для наших соседей, а о предотвращении контрабанды наркотиков и оружия, которая в таких условиях может значительно усилиться. Во время чемпионата Европы можно ожидать и увеличения потока нелегальной миграции из Центральной Азии и Ближнего Востока, что также необходимо принять во внимание. Тем не менее ничего страшного: именно в вопросах защиты восточной и северной границ можно ожидать поддержки, прежде всего финансовой, со стороны ЕС. Таким образом переговоры с Брюсселем нужно начинать уже сегодня. Кстати, на время проведения чемпионата планируют опять ввести паспортный контроль на внешних границах Польши (со Словакией, Германией), которая к тому времени уже будет членом Шенгенского соглашения. Этот пример только подтверждает тезис, что на всякий случай лучше перестраховаться.
Усиливая антииммиграционные мероприятия относительно азиатов, необходимо в то же время сделать противоположное в отношении европейцев. Нынешнее законодательство уравнивает иммигрантов из таких стран, как Афганистан или Китай, с теми, кто прибыл из Норвегии или Польши. Скажем, поляк или немец, прежде чем получить разрешение на легальное трудоустройство или проживание в Украине, должен пройти одну из самых рестриктивных в Европе процедур. Такие суровые требования ничем не обоснованы — ведь трудно себе представить норвежцев или голландцев, торгующих на львовских базарах и нелегально работающих на киевских строительных площадках. Зато в Украину прибывают специалисты, которые крайне необходимы отечественной экономике. Следовательно, в Закон «Об иммиграции» и трудовое законодательство нужно внести изменения с тем, чтобы либерализировать требования к гражданам Европейского экономического пространства, Швейцарии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии и, скажем, Хорватии (если она тогда еще не будет относиться к ЕвЭП).
Такая либерализация важна и с учетом того, что подготовка Евро-2012 потребует привлечения иностранных специалистов, прежде всего поляков. Причем немногие поселятся в Украине на полгода и будут работать в штате. Самой распространенной формой сотрудничества будет выполнение отдельных поручений в виде консультаций, экспертиз, переводов и т.п. преимущественно с помощью Интернета. И это может представлять большую проблему, поскольку нынешнее законодательство всячески препятствует такому «импорту услуг» — будто это зло, с которым надлежит усиленно бороться.
Чтобы найти примеры, далеко ходить не нужно. Предположим, небольшая польская фирма, не имеющая представительства в Украине, захочет разместить свою рекламу в украинских СМИ. «Самые дешевые перевозки из варшавского аэропорта до Национального стадиона», «Экскурсии по Вроцлаву с гидом, владеющим украинским», «Дешевый ночлег возле стадиона в Гданьске» — наверное, спрос на размещение рекламы такого содержания будет немалый. Если ее захочет разместить акционерное общество, а стоимость трансакции будет достигать десятков тысяч долларов, нет проблем, можно оплатить дорогих юристов и они как-то справятся. Зато размещение в Украине недорогой рекламы для маленькой польской фирмы практически невозможно. Это не удается сделать легально из-за абсурдных законодательных препятствий. По крайней мере легально рассчитаться за такую рекламу и потом вписать расходы в бухгалтерский учет так, чтобы налоговая не имела претензий, очень сложно.
Или другая ситуация: маленькое бюро переводов из Львова пользуется услугами поляка, жителя Перемышля. На практике эта фирма не может заплатить ему причитающиеся 270 гривен иначе, чем «в конверте». Поэтому очевидно, что сами ограничительные правила заставляют мелких предпринимателей переходить «в тень».
Сотрудничеству в совместных украинско-польских проектах не способствует и банковское законодательство. Иностранцы-нерезиденты не могут открыть в Украине банковский счет, на который можно было бы перечислять гонорары за экспертизы, которые понадобятся во время подготовки Евро-2012. Но если бы даже такой счет удалось открыть, иностранец не сможет перечислить на него даже 20 гривен, не предъявив банкиру документ, подтверждающий источник происхождения денег. Зато, перечисляя деньги из Украины в Польшу и наоборот, можно потерять 20% на комиссионных сборах. При этом следует отметить, что гражданин Украины, который захочет открыть в Польше банковский счет и свободно пользоваться им, не будет иметь никаких правовых проблем. Зато есть много ограничений относительно выполнения украинцами услуг-поручений в пользу польских фирм. Все эти вопросы нужно как можно быстрее решить, а точнее — либерализировать законодательство, гармонизируя его с европейским.
Конечно, нужно будет допустить украинских граждан на польский рынок труда. Однако с этим, похоже, проблем не будет, поскольку Варшава уже готовит соответствующие изменения в законодательстве. Проблемы могут возникнуть позже, когда поляки будут работать над урегулированием деталей.
Не стоит также забывать о телекоммуникации. Трансграничные соединения весьма дорогие, а потому крайне необходимо поработать над снижением цен. Это в значительной степени зависит от правительства. Возможно, пора уже интегрироваться в этом вопросе с ЕС, работающим сейчас над мерами по удешевлению роуминга на соответствующей территории.
Приведенные выше трудности носят в большинстве своем технический, организационный и правовой характер. И их можно довольно быстро решить — если, конечно, будет желание. Однако в украинско-польских отношениях, к сожалению, накопилось немало устаревших конфликтов, которые в 2012 году просто недопустимы. Характерно, что и Львов является «проблемным» городом. А он скорее должен быть визитной карточкой образцовых украинско-польских отношений.
Недавно во Львове вспыхнул очередной скандал на национальном фоне. Несколько сотен польских римо-католиков добиваются возвращения им костела св. Марии Магдалины. Проблема в том, что святыню используют сейчас как Дом органной музыки. Но дело не в этом. Вместо того, чтобы искать конструктивные пути выхода из тупика, поляки и украинцы обостряют свои позиции. С обеих сторон выступают очень радикальные лидеры, оперирующие оскорбительными для соседней нации лозунгами. Скажем, администраторы Дома органной музыки позволяют себе говорить римо-католикам (которые, тем не менее, являются украинскими гражданами!), что они только гости в этом городе, а потому должны сидеть тихо. В то же время каждый третий отзыв на интернет-форумах львовских поляков примерно следующего содержания: «Мы вас поддерживаем, это польский город, когда-нибудь мы его еще вернем». Разумеется, что с такой риторикой ни одна из сторон не может пойти на уступки.
Вместе с тем следует понять: ущерб, нанесенный такими конфликтами, — значительно больше, чем средства для строительства нового органного зала. В Польше царит уверенность, что львовяне не очень любят поляков — хотя на самом деле это не так. Но такая неблагоприятная атмосфера непосредственно влияет на объем польских инвестиций в экономику Львовской области. Польские инвесторы предпочитают вести бизнес в Центральной и даже Восточной Украине и на Волыни, чем в перспективной Львовщине (исключением является СЭЗ Яворов). Стоило бы изменить эту ситуацию, не способствующую ни полякам, ни украинцам.
Ничем не лучше и польские дипломаты из львовского консульства, а также другие польские учреждения и фонды, отвечающие за помощь полякам за рубежом. Как мне кажется, они целенаправленно поддерживают именно этих самых радикальных львовских поляков, которые ставят под сомнение украинский характер Львовщины.
Между тем Варшава могла бы изменить приоритеты своей политики помощи диаспоре таким образом, чтобы это способствовало налаживанию сотрудничества и взаимопонимания с украинцами. Речь идет о стратегии экономической активизации жителей Львовщины польского происхождения. Они располагают большим потенциалом, который можно использовать во время подготовки к проведению Евро-2012 и в других общих проектах. Как никто другой, львовские поляки в совершенстве знают реалии и украинского, и польского рынков, великолепно ориентируются в тонкостях польско-украинских отношений, свободно владеют как минимум тремя языками (польским, украинским, русским). Они могли бы стать хорошими экскурсоводами, переводчиками, советниками иностранных инвесторов, которые не против вложить деньги в украинскую экономику. Это тем более важно, что Польша просто-таки страдает от нехватки компетентных экспертов по украинским вопросам. Сотрудничать с Украиной (в частности, в польском штабе Евро-2012) вызываются люди, которые даже не понимают украинского языка и не бывали раньше в Украине.
Однако официальная Варшава ничего не делает, чтобы помочь своим землякам в использовании их преимуществ. Вместо этого лица, занимающиеся помощью полякам за рубежом, отделываются социальными подачками львовским полякам и рассказывают, как плохо тем жить в Украине. Это дорога в никуда. Польским консульствам следовало бы лучше помогать украинским полякам основывать собственные фирмы, организовывать для них бесплатные курсы иностранных языков, менеджмента, экскурсоводов, управления туристическим бизнесом —словом, прививать дух предпринимательства. Изменение подхода Варшавы к украинским полякам способствовало бы погашению конфликтов и развитию конструктивного польско-украинского сотрудничества, что особенно необходимо сегодня, когда готовимся совместно проводить чемпионат Европы.
Польские граждане выразили такие предложения в адрес польского консульства и МИД, например, во время международного семинара, организованного журналом «Ї», который состоялся 23 февраля 2006 года во Львове. Но польский консул во Львове Веслав Осуховский, а также департамент помощи полякам за рубежом польского МИД не поддержали этой инициативы.
Взаимному сотрудничеству во время проведения Евро-2012 не способствует также отсутствие в Польше достаточного количества экспертов по украинским вопросам — то есть польских граждан, которые учились бы в престижных украинских университетах (например, в Могилянке), в совершенстве знали язык и на себе ощутили украинские реалии. Это и не странно, поскольку департамент международного обмена (BUWiWM) считает, что «нет объективных оснований для того, чтобы польские граждане учились в магистратуре в Украине» (цитата с обоснованием отказа направить польского гражданина на бесплатное обучение во Львове согласно действующему украинско-польскому соглашению).
В ходе отбора экспертов в польский штаб Евро-2012 и другие учреждения, работающие в «украинском направлении», возникает еще один проблемный вопрос: подтверждение их квалификации, прежде всего языковой. Оказывается, за годы независимости так и не введен международный государственный сертификат Украины, подтверждающий знание украинского языка как иностранного. Иностранцы (в том числе поляки) до сих пор не могут подтвердить знание языка, выучить его или усовершенствовать. Практически отсутствуют курсы украинского языка как иностранного, его не преподают в школах приграничных населенных пунктов Польши, не хватает учебных пособий.
Обо всем этом следует помнить и как можно скорее начинать действовать. Ведь спрос на украинско-польские переводы увеличивается на 20—30% в год, а украинский язык начали изучать многие поляки, не имеющие ничего общего со страной Шевченко.