28 февраля 2022 года, когда российские войска находились на окраинах Киева, Владимир Зеленский подписал заявку на членство Украины в Европейском Союзе. Уже 17 июня 2022 года Еврокомиссия официально предложила предоставить Украине статус кандидата на вступление в ЕС, который Украина и получила через шесть дней.
Хотя, по словам Урсулы фон дер Ляйен, Украина действительно заслуживает европейского будущего, президент Еврокомиссии отметила, что стране нужно будет провести ряд важных реформ. В своем выводе Еврокомиссия рекомендовала предоставить Украине статус кандидата «при условии, что будут предприняты [такие] шаги». Поэтому надо понимать: статус кандидата мы получили авансом.
Из семи требований, которые Украина должна выполнить для удержания статуса кандидата, первые два касаются именно судебной ветви власти. Так, Еврокомиссия подчеркнула важность:
- принятия и имплементации законодательства о процедуре отбора судей Конституционного суда Украины (КСУ), включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добропорядочности и профессиональных навыков, согласно рекомендациям Венецианской комиссии;
- завершения проверки добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия (ВСП) Этическим советом и завершения отбора кандидатов для создания Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС).
Еврокомиссия планирует дать оценку прогрессу Украины в выполнении ее рекомендаций уже весной 2023 года. Но вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина еще 26 декабря 2022 года недвусмысленно заявила, что Украина сделала «все возможное» для выполнения рекомендаций относительно движения в ЕС. Поэтому она ожидает, что в начале марта Украина вместе с Европейским Союзом оценит прогресс и начнет готовиться к переговорам с ЕС.
Но готова ли Украина к переговорам о получении полноправного членства в ЕС? Рассмотрим, на каком этапе на самом деле находятся два из семи требований Еврокомиссии, и сможем ли мы спокойно ничего не делать до весны 2023 года.
Процедура отбора судей КСУ принята, но выполнено ли требование №1?
Еврокомиссия установила, что реформа Конституционного суда Украины должна быть проведена согласно рекомендациям Венецианской комиссии (ВК). То есть требование №1 будет выполнено тогда, когда мы не только примем новую процедуру отбора судей в КСУ, но и учтем все рекомендации ВК.
Еще в 2020 году Венецианская комиссия сделала вывод, в котором подчеркнула необходимость создания независимой от политиков комиссии. Но на национальном уровне реформа КСУ не продвигалась. Вплоть до 10 октября 2022 года, когда глава ВРУ обратился в Венецианскую комиссию с просьбой предоставить срочный вывод по законопроекту № 7662 о реформе КСУ. ВК это и сделала 23 ноября 2022 года. Но сделала второпях, о чем свидетельствует вступительная часть вывода: «В свете крайне ограниченных временных рамок, этот срочный вывод сосредоточивается только на определенных вопросах; отсутствие в срочном выводе информации о других аспектах проекта изменений не следует толковать как его неявное одобрение».
Эксперты отметили, что вывод, к сожалению, содержит ряд фактологических ошибок и ошибочных интерпретаций из-за искаженного представления ВК об украинском законодательстве и контексте. Например, ВК подумала, что добропорядочность кандидатов в судьи КСУ якобы гарантирована прохождением ими специальной проверки, поэтому решения комиссии при КСУ (Совещательная группа экспертов (СГЭ) могут быть рекомендательными. Но в действительности это не так: спецпроверка касается соответствия кандидатов ряду формальных критериев и вообще не касается добропорядочности.
В любом случае члены Венецианской комиссии подчеркнули важность дополнения текста нормами, позволяющими принимать решения в ситуации равного распределения голосов. В качестве возможного механизма, ВК рекомендовала добавить в состав СГЭ седьмого члена по международной квоте.
Несмотря на это, 13 декабря Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №7662 о реформе Конституционного суда. Эта редакция закона предусматривает только шесть членов СГЭ и не учитывает комментарии ВК о выходе из ситуации равного распределения голосов.
Это привело к тому, что 19 декабря Венецианская комиссия изменила свой вывод относительно КСУ и четко выдвинула требование добавить в состав СГЭ седьмого члена по квоте международников. В обновленном выводе ВК подчеркнула, что текст закона, принятый парламентом 13 декабря, Секретариат ВК получил только 16 декабря и на украинском языке. Поэтому Комиссия не смогла исследовать окончательный текст закона раньше.
Но и это не остановило украинскую власть: уже на следующий день, 20 декабря, президент Украины все же подписал Закон вопреки рекомендациям ВК.
23 декабря пресс-секретарь Еврокомиссии Ана Пизонеро заявила: «Еврокомиссия ожидает, что украинская власть полностью учтет рекомендации Венецианской комиссии, опубликованные после принятия закона 19 декабря, включая увеличение количества членов СГЭ до семи. Дополнительный член должен быть по международной квоте для предотвращения патовой ситуации в принятии решений».
И уже в новом, 2023 году, Еврокомиссия повторила свое видение ситуации. Так, 13 января на официальном вебсайте ЕС опубликовано заявление пресс-секретаря ЕС по вопросам внешней политики Питера Стано, подчеркнувшего необходимость согласовать украинское законодательство по отбору судей КСУ с выводами Венецианской комиссии.
Следовательно, кто и что ни говорил бы, факт остается фактом: сейчас законодательство о процедуре отбора судей КСУ не соответствует рекомендациям Венецианской комиссии. Секретариат ВК даже не получал финального текста законопроекта перед его принятием. Поэтому для выполнения требования №1 и для сохранения статуса кандидата в ЕС следует изменить законодательство об отборе судей КСУ в соответствии со всеми рекомендациям Венецианской комиссии.
Выполнение требования № 2: проверка и отбор кандидатов в ВСП и ВККС
Для надлежащего функционирования судебной ветви власти ключевыми являются Высшая квалификационная комиссия судей Украины и Высший совет правосудия, отвечающие, в частности, за отбор судей и назначение, увольнение и привлечение их к дисциплинарной ответственности соответственно. Сейчас в Украине нет полномочной ВККС, а ВСП стал полномочным 12 января 2023 года. В эти два органа продолжается конкурс на заполнение вакантных должностей.
Требование № 2 от Еврокомиссии касается процедуры отбора кандидатов в указанные органы.
Так, что касается ВСП, Еврокомиссия выдвинула требование завершить проверку добропорядочности кандидатов. Хотя ВСП на сегодняшний день уже полномочный и 15 из 21 вакансии заполнены, Этический совет продолжает проверять на добропорядочность и проводить собеседования с кандидатами. Важно, чтобы этот процесс продолжался и завершился назначением всех 21 члена ВСП. Тогда Этический совет завершит проверку добропорядочности кандидатов в ВСП, а требования Еврокомиссии будут выполнены.
Сейчас также проходит отбор кандидатов для создания ВККС. Конкурсная комиссия еще 20 декабря 2022 года объявила фамилии 64 лиц из 301, которые проходят в следующий этап. 16 января 2023 года Конкурсная комиссия начала проведение собеседований, которые планирует завершить в феврале 2023 года. По результатам собеседований Комиссия рекомендует в ВСП как минимум 32 человека для избрания 16 членов ВККС. Именно на этапе назначения членов ВККС и завершится выполнение требования по завершению отбора кандидатов для создания ВККС.
Следовательно, для требования №2 законодательная база существует, а процедура его выполнения уже запущена. Сейчас критически важно довести до конца все начатые конкурсы и завершить их достойными назначениями. Ведь именно от членов ВСП и ВККС будет зависеть судьба судебной системы Украины на ближайшие годы.
Так все ли Украина сделала для кандидатства в ЕС?
Таким образом, трудно согласиться со словами вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции о том, что Украина уже все сделала для выполнения рекомендаций Еврокомиссии. Только для сохранения статуса кандидата в ЕС Украине следует еще поработать, не говоря уже о переходе к следующему этапу — ведению переговоров о получении полноправного членства в ЕС.
И если отбор в ВСП и ВККС уже запущен и продолжается без значительных проблем, то для выполнения первого требования власти следует мобилизовать свои усилия. Парламент должен внести соответствующие изменения в законодательство об отборе в КСУ, а президент Украины — их подписать. Именно тогда можно будет говорить о выполнении двух требований Еврокомиссии относительно судебной ветви власти и сохранения статуса кандидата.
Больше статей Владимира Гришко читайте по ссылке.