Дороги для смертных и бессмертных

3 декабря, 22:56 Распечатать Выпуск №46, 1 декабря-7 декабря

Ремонт дорог местного значения в регионах чаще всего движется в направлении, противоположном поставленны правительством задачам. И эти дороги весной "сходят" вместе со снегом.

На днях под занавес строительного сезона правительство гордо отчиталось, что государственная программа восстановления и строительства дорог на 2018–2022 гг. оказалась действенной и масштабной. "Мы начали фактически в каждой области наводить порядок. За пять лет соединим все областные центры красивыми качественными дорогами", — заверил премьер-министр Владимир Гройсман на заседании Кабмина 21 ноября.

Руководитель правительства не уточнил, что речь идет о восстановлении дорог государственного значения, которые большей частью в Украине начали ремонтировать действительно качественно. А ремонт дорог местного значения в регионах чаще всего движется в направлении, противоположном поставленным задачам. И эти дороги весной сходят вместе со снегом...

В 2018 г. заработал Дорожный фонд, и власть обещает наполнять его ускоренными темпами. Это означает, что процент акцизного налога с горючего, который поступает в указанный фонд, должен увеличиваться из года в год (в этом году — 50%, а это — 32,6 млрд грн; в 2019 г. — 75% (41,9 млрд грн), в 2020 г. — все 100% (почти 70 млрд грн).

Одновременно с государственной щедростью на строительство и ремонт эту сферу охватила политика децентрализации. И в рамках децентрализации с 1 января т.г. 123 тыс. км автомобильных дорог местного значения (а это областные и районные дороги) передали в сферу управления облгосадминистраций. В регионы начали поступать немалые средства субвенции из государственного бюджета на ремонт дорог местного значения, которые в 2018-м уже составляют 35% Дорожного фонда. Вот цифры: в нынешнем году упомянутая субвенция предусмотрена в объеме 11,5 млрд грн, а в 2019-м она возрастет до 14,6 млрд грн.

"Наплыв денег на ремонт дорог" хорошо заметен в разрезе отдельных областей, даже небольших. Государственная субвенция на местные дороги на т.г. предусмотрена для Тернопольщины в объеме 312 млн грн. (на время написания статьи область получила почти 200 млн грн), а в 2019-м эта сумма уже составит 393 млн грн. "Их надо умно использовать и провести качественный ремонт дорог", — расставил акценты исполняющий обязанности главы Укравтодора Славомир Новак, который в сентябре посетил Тернопольщину.

Во время тогдашней рабочей поездки руководитель дорожной области Украины подчеркнуто похвалил областную власть: "Тернопольщина — одна из пяти наилучших областей Украины, с точки зрения ремонта дорог. Уровень выполнения работ в этой области на середину сентября составляет 87%, а в среднем по Украине — 67%. Среднеевропейский уровень на эту пору строительного сезона — около 70%". Таким образом, область в ремонте дорог прогрессирует быстрее, чем многие страны Европы. Однако г-н Новак не конкретизировал, ремонт каких дорог, государственного или местного значения, он имел в виду, и насколько качественно он выполнен.

Что же обнаружили негосударственные структуры, в частности общественная организация "Творческое объединение "Нівроку", которая при поддержке Программы развития ООН реализовывала проект "Прозрачность и добропорядочность публичного сектора" и провела мониторинг ремонта дорог государственного и местного значения на Тернопольщине? В этой области объектами наблюдения стали пять участков дорог государственного значения (их общая протяжность 90,5 км) и 15 дорог местного значения (32,3 км), где текущий ремонт продолжался на протяжении двух лет — с августа 2016-го по октябрь 2018-го.

На участках дорог государственного значения, которые проходят по территории области (М-19 Доманово—Ковель, Черновцы—Тереблече; М-09 Тернополь—Львов—Рава-Русская, М-12 Стрий—Тернополь—Кропивницкий—Знаменка; Н-18 Ивано-Франковск—Бучач—Тернополь; Т-20-17 Гримайлов—Яблонов), где стоимость работ варьировалась в среднем от 350 до 770 млн грн, были проведены тендерные процедуры, на открытых торгах победили известные фирмы с хорошей репутацией. Эти участки дорог государственного значения отремонтированы более-менее качественно. Поскольку здесь открыто обмануть центральную власть весьма сложно. По этим дорогам ездят чиновники правительства, президентской администрации, народные депутаты. Качество ремонта дорог государственного значения, как уверяет г-н Славомир Новак, тщательно проверяет специализированное учреждение "Дор'якість". Лишь по положительным результатам проверки оплачивается объем выполненных работ, и эти дороги берет на баланс "Укравтодор". Самым большим недостатком оказалось раскрошивание верхнего пласта асфальтобетона на автотрассе Львов—Тернополь между поселком Озерная и городом Зборовом, на что жаловались многие водители. Заместитель директора тернопольского общества "Техностройцентр" Игорь Дзьордзь объяснил тернопольским журналистам повреждения автотрассы "неприживанием материала", и фирма-подрядчик ликвидировала эти дефекты за свой счет.

А дороги местного значения будто спрятались от пристального глаза высоких правительственных чиновников. Они предназначены для проезда простого люда. И их ремонт часто противоречит здравому смыслу.

Отбирали участки для ремонта в районах области райгосадминистрации, утверждали райрады, поскольку именно местная власть обеспечивала свою долю софинансирования ремонта дорог местного значения. И, как выяснилось, в отдельных случаях ремонтировали совсем не ту дорогу, которую заявляли. Например, в Козовском районе вместо дороги Глинная—Медовое—Будилов ремонтировали автодорогу Козова—Литятин, у которой такой же индекс — 0200810.

На большинстве участков дорог местного значения ремонт проведен некачественно, из-за этого очень скоро начал трескаться или крошиться верхний пласт асфальтобетона, выступают битумные пятна, не запланированы и не отсыпаны обочины, нет горизонтальной разметки и т.п. На некоторых дорогах, как, например, Жовновка—Коржова (отрезок — 1,3 км), ремонт почти не проводился, а дороги Шумляны—Славятин (1 км) и Бучач—Возилов (1,1 км), в чем смогли убедиться исполнители упомянутого проекта Программы развития ООН, на время написания статьи не ремонтировали вообще.

И нужно ли удивляться такому состоянию дел? Эти участки местных дорог ремонтировали без применения конкурентных процедур — открытых торгов. Как же удалось избежать проведения конкурсов?

Согласно Закону "О публичных закупках", когда стоимость работ превышает 1,5 млн грн, необходимо проводить тендеры. Но власть Тернопольщины сообразила, как можно обойти тендерные процедуры.

Например, местные дороги Козова—Литятин (1,7 км), Жовновка—Коржова (1,3 км), Козова—Ишков (840г.), Бучач—Возилов (1,1 км), Шумляны—Славятин  (1 км), Бережаны—Розгадов (800 м) разбили на участки по 40 метров, а части дороги Бучач—Нижнев (2,3 км и 1 км) раздробили на — 60- и 40-метровые отрезки. Стоимость работ на этих дорогах колеблется от 3,7 до 6,4 млн грн на каждую. И Служба автомобильных дорог в области как заказчик работ заключила с фирмой-подрядчиком несколько сотен прямых договоров подряда. А подрядчиками становились две фирмы — долгожитель ГП "Тернопольский облавтодор", он сейчас едва влачит существование, и молодое тернопольское ООО "БМ БУД", которое взяло в аренду имущество нескольких обанкротившихся райавтодоров и арендует у облавтодора асфальтобетонный завод. Большинство подрядных работ выполнило именно это общество — "БМ БУД".

Дошло до курьезных случаев. На ремонт автодороги Бучач—Возилов (1,1 км) дважды заключили прямые договора: первый раз — с ГП "Тернопольский облавтодор", которому, как видно из портала www.007.org.ua, в июне Служба автомобильных дорог в области заплатила 4,6 млн грн, а в октябре за ремонт того же отрезка ООО "БМ БУД" получило 5,5 млн грн.

А разделяло эти дороги на отрезки по 40 и 60 метров Управление капитального строительства облгосадминистрации. Его начальник Виктор Кузяк объяснил представителям общественных организаций такое нетрадиционное распределение тем, что "надо было быстро отремонтировать дороги". Но, как выяснилось, на большинстве проверенных дорог ремонт выполнен некачественно, а некоторые автодороги вообще не отремонтированы.

Вызывает немало вопросов и ремонт местной дороги Потик—Конюхи—Хоростец, в частности 2,6 км участка в районе села Конюхи. Подрядчиком стала известная тернопольская компания — ООО "Авакс Проф", которой в июле—сентябре 2017 г. Служба автомобильных дорог в области заплатила за выполненные работы 8,5 млн. Однако сама закупка работ состоялась настолько "прозрачно", что информации о ней в системе ProZorro нет вообще. А отремонтированная дорога очевидно ожидает лучшего ремонта, чтобы не крошился и не трескался верхний пласт дорожного покрытия, чтобы были обочины, дорожная разметка, чего не обеспечили ремонтники. А еще хочется, чтобы ни у кого не возникала ностальгия по эпохе Януковича, когда в областях ремонтировали значительно меньше участков местных дорог, однако ремонт выполняли качественнее.

К сожалению, в Украине не стало практикой строительство, ремонт и содержание дорог за средства частного бизнеса, поскольку платные дороги — это понятие, которое до сих пор не может прижиться в нашем государстве.

А ремонтируют и реконструируют дороги, особенно местные, часто как-нибудь, совсем некачественно. И вместо стратегических планов развития автодорожных сетей в областях уже давненько действуют стратегии распила огромных средств на ремонт дорог между своими фирмами-подрядчиками.

Украина как член ООН присоединилась к глобальному процессу обеспечения целей устойчивого развития. И если власть нашего государства действительно стремится достичь целей устойчивого развития, среди которых и создание прочной инфраструктуры, доступной и качественной, то с такими подходами к качеству прогресса нам не видать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно