Супер! Скоро наш МИД может стать самым интеллектуальным отечественным ведомством на зависть всем остальным. Недавно «ЗН» имело возможность ознакомиться с текстом служебной записки директора департамента кадров внешнеполитического ведомства А.Демьянюка, адресованной руководителям структурных подразделений министерства, «относительно вопроса введения в МИД Украины тестирования по измерению коэффициента интеллекта (IQ)».
«В связи с рассмотрением вопроса относительно введения в качестве вспомогательного элемента в практику подбора и управления кадрами министерства тестов по определению уровня коэффициента интеллекта потенциальных и нынешних его работников, результаты которого принимались бы во внимание, в частности, при приеме на работу, продвижении по службе и направлении в длительные заграничные командировки», департамент кадров просил оным документом подать ему до 30 апреля с.г. «предложения структурных подразделений относительно содержания вопросов и системы оценивания интеллектуального уровня и компетентности». Кроме того, кадровый департамент интересуется мнением коллег из других структурных подразделений, «с какой периодичностью и на протяжении какого времени после трудоустройства в МИД целесообразно проводить вышеуказанное тестирование и сотрудники какого уровня должностей должны ему подвергаться».
Нам достоверно неизвестно, кто является автором предложения тестировать украинских дипломатов на величину IQ — департамент кадров или же взявшийся лично курировать кадровые вопросы новый министр, достаточно открыто высказывающий недовольство нынешним составом мидовской команды. Однако в помощь рабочей группе, призванной заняться составлением тестов, внесем и свои предложения, которые, возможно, значительно облегчат ее работу. Ведь совсем необязательно для определения IQ того или иного человека мучить его прохождением тестов. Не так давно в прессе появились сообщения, что канадские ученые подтвердили давнюю гипотезу о прямой связи величины IQ с размером головного мозга: чем больше его масса и размеры, тем выше IQ. Так что гораздо проще и быстрее будет, если специальная комиссия вооружится сантиметровыми лентами, линейками и штангенциркулями и произведет замеры черепных коробок сотрудников центрального аппарата МИДа и заграничных дипломатических учреждений. Кроме того, антропологический подход поможет решить еще одну проблему. Не секрет, что и среди дипломатов встречаются правонарушители, чье недостойное, а то и преступное поведение крайне негативно отражается на международном имидже Украины. Поэтому, дабы предусмотрительно выявить склонных к девиантному поведению сотрудников дипломатической службы, можно воспользоваться знаменитой теорией Чезаре Ламброзо о «прирожденных преступниках». Итальянский судебный психиатр и антрополог, как известно, утверждал, что склонного к преступным действиям человека можно выявить по конкретным физическим характеристикам. Поэтому департамент кадров внешнеполитического ведомства должен очень внимательно присмотреться к сотрудникам, имеющим низкий или скошенный лоб, удлиненные или, напротив, неразвитые мочки ушей, массивный подбородок, чрезмерную волосатость или, наоборот, явно лысеющим…
Склонность же к пагубным привычкам, например пристрастие к алкоголю, наркотикам, табаку, а также состояние здоровья дипломатов можно определять и по анализу волос, кстати, способному также выявить недостаток в дипломатическом организме йода. Ведь печальным последствием недостачи этого химического вещества, как доказано наукой, является значительное снижение IQ индивида.
Ну а если говорить серьезно, то текст процитированного выше документа говорит о том, что авторы идеи проверить IQ у сотрудников МИД явно не имеют понятия, что же такое этот самый коэффициент интеллекта. О чем ясно свидетельствует просьба к руководителям департаментов подготовить собственные предложения относительно содержания вопросов и системы оценивания интеллектуального уровня. Над вопросами человеческого интеллекта давно бьются ученые — психологи, психиатры, невропатологи, этой теме посвящено великое множество научных работ, но и на сегодняшний день достоверной системы оценки уровня человеческого интеллекта не существует, как не существует и единого понятия интеллекта. Поэтому просто смешно, когда систему оценивания умственных способностей предлагается подготовить … дипломатам. Если же говорить конкретно о модном несколько десятилетий назад в западном мире понятии коэффициента интеллекта и тестах по его определению, то эти тесты уже давным-давно существуют и составлены они опять же учеными-психологами. Сегодня любой желающий может залезть в Интернет и с помощью любого поисковика по ключевому слову «IQ» найти эти тесты и пройти их в режиме онлайн.
Что же представляет собой этот таинственный IQ? Например, «Википедия» дает следующее определение: «Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека относительно среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»)». Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой —умственный возраст человека, а в знаменателе — его хронологический возраст. Эта формула была предложена еще в 1912 г. В.Штерном. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.
Работу над первыми тестами, оценивающими интеллект, начал еще на заре XX века французский психолог Бине, пытавшийся таким образом выявить детей, у которых в дальнейшем могли бы возникнуть трудности в школе. Спустя несколько десятилетий также бившийся над проблемой оценки интеллекта британский ученый Ганс Юрген Айзенк (немец по происхождению) случайно обнаружил работы Бине, взял их на вооружение и в конце концов создал тест для взрослых. Благодаря чему стал всемирно знаменит. Тест Айзенка содержит 40 заданий, которые необходимо выполнить строго за 30 минут. В середине 50-х годов прошлого столетия тесты на IQ стали пользоваться бешеной популярностью, однако позднее западное общество заметно к ним остыло по причине скандальности многих связанных с ними научных разработок и неоднозначности самого термина IQ и методики его определения. Думается, энтузиастам измерения коэффициента интеллекта у мидовских сотрудников будет небезынтересно ознакомиться как с некоторыми фактами из биографии Г.Айзенка, так и со связанными с термином IQ скандалами.
Наверное, мало кому на площади Михайловской известно, что воодушевленную работу над созданием тестов по определению коэффициента интеллекта Г.Айзенк вел, вдохновившись официальной идеологией фашистской Германии и идеями о создании «сверхчеловека» и «сверхнации». И хотя публично ученый открещивался от фашизма и даже бежал в юности вместе с родителями во Францию, а потом в Британию, чуть позже, закончив университет в Лондоне, он вернулся в Германию. С интересом следя за опытами нацистских биологов и генетиков, Айзенк сам упорно работал в анатомических лабораториях над изучением человеческого мозга. Заодно всерьез увлекшись астрологией, ученый накануне начала Второй мировой войны лично составил гороскопы для Геббельса и Гиммлера. Вернувшись в Англию, Айзенк написал серию глубоко фашистских статей о грядущем перенаселении планеты и необходимости создания касты «сверхлюдей», которые бы смогли управлять человечеством. И хотя впоследствии, после создания тестов по определению IQ, ученый стал весьма популярен, с его именем постоянно были связаны скандалы, дурно пахнувшие фашизмом и расизмом. Айзенка не только забрасывали тухлыми яйцами, но даже били во время публичных выступлений.
Громкие скандалы были связаны с именами и других ученых, которые, используя понятие коэффициента интеллекта, то доказывали, что у чернокожих интеллект на 15—20 пунктов ниже, чем у белых, то приходили к выводу об умственном превосходстве мужчин над женщинами, а то называли «умственно отсталым» целый африканский континент. В центре одного из последних подобных скандалов пару лет назад очутился даже отец нынешнего финского премьера Тату Ванханен, заявивший в интервью журналистам, что африканские страны такие бедные потому, что у их населения слишком низкий средний IQ. Как сообщала тогда пресса, против профессора едва не возбудили уголовное дело.
Коэффициент интеллекта на протяжении вот уже многих лет вызывает дискуссии в разных странах, и за ним уже прочно закрепился эпитет «неполиткорректный». Несколько лет назад жаркие дебаты, связанные с IQ, прошли даже в Европарламенте, который, в конце концов, сделал вывод, что использование некоторыми частными (!) фирмами тестов по определению коэффициента интеллекта при приеме на работу новых сотрудников является нарушением прав человека.
Крайне неоднозначно отношение к замерам IQ и психологов. Многие из них подчеркивают, что коэффициент интеллекта — весьма относительная мера измерения человеческого ума. IQ показывает скорость мышления, а не его глубину и оригинальность. Кроме того, этот коэффициент измеряет в основном ту «часть» интеллекта, которая продуцируется левым полушарием мозга, оставляя практически без внимания деятельность правого. К тому же, отмечают ученые, погрешность при «замере» IQ всегда достаточно высока, поскольку результат часто зависит от ментального и физического состояния человека в момент тестирования и даже от окружающей обстановки.
Видимо, многие из вышеперечисленных фактов так и не сделали коэффициент интеллекта стандартной и широко распространенной процедурой за рубежом при приеме на работу как в частные фирмы и компании, так, тем более, и на госслужбу. Чтобы лично убедиться в этом, мы позвонили наугад в несколько иностранных посольств — Польши, Франции, Германии, США, Литвы, Словакии и Венгрии. И везде нам ответили, что определение IQ не является частью процедуры при приеме на дипслужбу в этих государствах. Например, в посольстве Франции это пояснили тем, что так называемый коэффициент интеллекта вызывает достаточно большую полемику во французском обществе и существуют серьезные сомнения в достоверности тестов по его определению. По мнению наших собеседников, эта методика не способна дать объективную оценку истинных способностей человека, поэтому IQ — это не тот параметр, на который следует опираться при отборе кандидатов на дипслужбу. К тому же, пояснили нам сотрудники посольства Франции, для дипломата помимо способности хорошо мыслить также очень важны и другие качества, например организаторские навыки, инициативность, способность работать в команде и пр. Кстати, нам привели убийственный пример: оказывается, многие больные аутизмом демонстрируют очень высокие показатели IQ, но при этом они совершенно не способны к активной социальной жизни и деятельности.
Кстати, поблуждав в Интернете, можно найти массу конкретных примеров того, что высокий коэффициент интеллекта отнюдь не является гарантией жизненного и профессионального успеха, и наоборот — люди со средним IQ порой достигали весьма высоких вершин. Уже классическим стал пример американки Мэрилин Во Савант, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как обладательницы самого высокого в мире IQ, равного 228. При этом никаких особых достижений в биографии этой женщины, работающей журналисткой, нет. Второе место в мире по величине IQ занимает вообще никому не известная бразильская домохозяйка. Широко известен и тот факт, что IQ нынешнего президента США составляет всего 91 балл (при среднем показателе американцев в 100 баллов). И хотя можно по-разному оценивать деятельность Буша-младшего на посту хозяина Белого дома, столь низкий коэффициент интеллекта не помешал ему второй срок подряд возглавлять самое мощное государство планеты. Кстати, среднее значение коэффициента интеллекта нобелевских лауреатов, оказывается, вовсе не запредельное, как можно было бы ожидать. Но, как справедливо заметил кто-то из психологов, о скрипаче судят по его игре, о писателе — по его книгам, об инженере — по его изобретениям, а вовсе не по величине их IQ.
Поэтому чьи-то намерения ввести в украинском МИДе тестирование на коэффициент интеллекта представляются весьма сомнительными. Действительно, кадровая проблема в отечественном внешнеполитическом ведомстве стоит достаточно остро. И нынешняя система подбора кадров справедливо вызывает много нареканий, а существующий конкурсный отбор многие считают банальной профанацией. Однако думается, что введение тестов на IQ вряд ли решит проблему. Даже если предположить, что при этом устройство на работу по протекции станет невозможным, фаворитизм при продвижении по служебной лестнице будет искоренен раз и навсегда и штатное расписание будет заполнено исключительно за счет высоколобых интеллектуалов. Ведь, как уже подчеркивали наши иностранные собеседники, успешность дипломата определяется отнюдь не только его интеллектом. Да и ряд примеров из современной украинской практики являются тому доказательством. К сожалению, некоторые дипломаты, считавшиеся отличными аналитиками и генераторами идей во время их работы в центральном аппарате МИДа, оказались, по мнению многих их коллег, весьма слабыми послами, едва ли не развалившими работу вверенных им дипмиссий. Яйцеголовые, прекрасно реализующие свой потенциал в кабинетной работе, далеко не всегда оказываются хорошими организаторами, блестящими коммуникаторами и мудрыми начальниками.
Не стоит снова изобретать велосипед, руководствуясь только желанием продемонстрировать свою оригинальность и продвинутость (достаточно, кстати, сомнительную). Зарубежная практика подбора дипломатических кадров богата и разнообразна, и в ней можно найти годные и для нашего внешнеполитического ведомства подходы.
Например, в Германии, как сообщили нам в посольстве этой страны, кандидаты на службу в федеральном министерстве иностранных дел сдают устный и письменный экзамены, а также проходят психологический тест на пригодность к дипслужбе, во время сдачи которого также проверяются их интеллектуальные способности.
Более подробно процедуру отбора кадров нам описали в посольстве Литвы. В этой стране от кандидата требуется наличие высшего образования, знание двух иностранных языков (одним из которых должен быть английский или французский) и успешная сдача экзаменов. Письменный состоит из двух частей — теста на общие знания и теста на наличие аналитических способностей, который часто проводится в форме эссе на внутри- или внешнеполитическую тематику. После этого следует тестовая проверка знаний иностранных языков и собеседование, в ходе которого проверяются психологические качества кандидата. Завершает процесс отбора беседа будущего дипломата с представителями аттестационной комиссии, в состав которой входят замминистра иностранных дел, руководитель департамента и руководитель кабинета министра.
Но самое большое впечатление производит система отбора на американскую дипслужбу, чрезвычайно подробно описанная на сайте госдепартамента США. Ознакомление с ней было бы весьма познавательно для желающих изменить кадровую политику украинского МИДа. Чтение этих интернетовских страниц может оказаться не менее захватывающим, чем чтение увлекательного приключенческого романа.
Оказывается, кандидатом на дипслужбу в Соединенных Штатах может стать любой желающий — независимо от его образования, карьерной истории, профессиональных навыков, социального и имущественного положения. Даже знание иностранных языков не является обязательным условием, хотя и приветствуется. Главное — успешно пройти все этапы отбора. Для начала кандидат должен сдать в одном из более чем 200 центров тестирования сложнейший трехчасовой экзамен. До апреля этого года он проводился в письменной форме, теперь же его сделали компьютерным (кстати, американские дипломаты свидетельствуют, что ничего общего с тестом на IQ этот экзамен не имеет). Возможность сдать его предоставляется желающим несколько раз в год. Успешно прошедшие тестирование кандидаты направляются на устный экзамен, длящийся целый день. Он состоит из трех частей — группового задания, собеседования и задания по урегулированию конкретной ситуации. В ходе этого экзамена кандидаты должны продемонстрировать наличие тринадцати (!) качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным американским дипломатом: способность сохранять спокойствие и самообладание в любых ситуациях; способность эффективно общаться с представителями других культур, верований, политических убеждений и систем ценностей; опыт и знания, полученные на предыдущих местах работы применительно к дипслужбе, а также мотивацию желания стать дипломатом; умение получать информацию из разных источников, анализировать ее и делать правильные выводы; инициативность и лидерские качества; рассудительность и умение трезво мыслить; объективность и честность; ораторские способности; умение планировать и организовывать работу; способность к количественному анализу; креативность, то есть способность генерировать различные предложения для решения той или иной проблемы; умение работать в команде; хорошие письменные навыки, подразумевающие способность писать четко, кратко, убедительно и грамотно в сжатый отрезок времени.
В ходе первого задания каждый кандидат из группы из трех-шести человек (предполагается, что все они работают в одном воображаемом посольстве) получает задание подготовить конкретный проект для реализации в гипотетической стране пребывания. Затем во время общего обсуждения каждый отстаивает свой проект, и в результате дискуссии группа должна прийти к консенсусу и решить, какие проекты и в какой степени могут быть поддержаны. Конечная цель этого задания — помочь воображаемому послу принять решение, как наиболее оптимально распределить ограниченные средства правительства США между несколькими достойными проектами, реализуемыми дипмиссией в стране пребывания.
Во время следующего этапа — интервью — кандидаты подробнейшим образом рассказывают отборочной комиссии о личных качествах, прошлом профессиональном опыте, собственном представлении о дипслужбе и поясняют, почему они так желают поступить на нее. Во второй части интервью кандидатам предлагается несколько гипотетических сценариев в стране пребывания с целью проверить их способность принимать разумные решения в нестандартных ситуациях, например, во время землетрясения, наводнения, военного переворота и т. п. Заканчивается интервью рядом вопросов со стороны комиссии, отвечать на которые кандидат должен, используя личный опыт, знания и навыки, полученные ранее.
Завершается устный экзамен заданием по урегулированию конкретной ситуации, например, служебного конфликта между сотрудниками гипотетического посольства. Выполняя это задание, кандидат должен продемонстрировать свои организаторские и управленческие качества, навыки общения, способность оценивать количественные данные, грамотный устный и письменный английский язык.
Как сообщается на сайте госдепа, например, в 2005 г. приблизительно лишь каждый пятый кандидат смог успешно сдать этот устный экзамен.
Но и на этом процедура приема на американскую дипслужбу не заканчивается. Удачно прошедшие все вышеперечисленные этапы отбора кандидаты должны еще подвергнуться серьезному медицинскому освидетельствованию. А также пройти очень строгую проверку «на безопасность», в ходе которой придирчиво сканируется все прошлое кандидата (а также его близких родственников), изучаются его взаимоотношения с законом, алкоголем и наркотиками, кредитная история, проводятся беседы с бывшими сослуживцами и начальниками и т. д. и т. п.
Думается, если бы сегодня в украинском МИДе вдруг была бы внедрена подобная система отбора кадров, то не многие даже из уже работающих дипломатов смогли бы пройти через подобное «сито». Впрочем, если бы украинским дипломатам предлагалась такая же, как их американским коллегам, зарплата, медицинская страховка, возможность повышать свой профессиональный уровень, техническая оснащенность, условия быта и работы во время загранкомандировок, то и в Украине нашлось бы вполне достаточно умных, компетентных и порядочных людей, достойных представлять нашу страну на международной арене.