Петр Порошенко получил полномочия Верховного Главнокомандующего в самый разгар боевых действий в Донецкой и Луганской областях. И сегодня Петр Алексеевич вместе со своей командой входит в курс дел в очень сложных условиях. Масштаб и интенсивность происходящего для человека, не вовлеченного ранее в процесс, могут показаться беспорядочным нагромождением фактов и хаосом. В этом информационном потоке очень важно быстро определить систему координат, в которой приходится действовать Верховному Главнокомандующему, правильно определить приоритеты. ZN.UA решило представить свое видение текущей ситуации и проблематики, которая требует немедленных решений со стороны главы государства.
Социальная база и миф "сепаратизма" в Донецкой
и Луганской областях
Миф о "сепаратизме", твердом желании большинства населения Донецкой и Луганской области присоединиться к России не подтверждался соцопросами и не подтверждается реальной обстановкой. Реальные пророссийские настроения меньшинства населения не достигли критической массы.
Основной поток беженцев из зоны Антитеррористической операции направляется в Украину, а не в Россию. Всплеск пророссийских настроений не получил развития в виде мобилизации местных жителей в бандформирования. Открытое сопротивление украинским войскам оказывают террористические группировки, которые находятся под командованием российских военнослужащих (Гиркин, Безлер). Основу боевых отрядов террористов также составляют российские наемники. Таким образом, миф о твердом намерении большинства жителей Донбасса присоединиться к России не выдержал проверки.
Организаторами и координаторами "сепаратистских" выступлений и поддержки террористических группировок являются лидеры местных криминальных группировок Донбасса, тесно связанных с Партией регионов. Большинство "сепаратистских" лидеров много лет проходят по базам учета уголовного розыска.
Мобилизационный резерв сепаратистов - безработные, маргинальные элементы, члены организованных преступных группировок, включая коррумпированных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб.
"Сепаратизм" Донбасса - это политическое и идеологическое обоснование бунта против законной власти, организованного криминальными ОПГ, связанными с ПР, которые мобилизовали в свою поддержку городской пролетариат. В этом очевидна схожесть социальной природы "сепаратистского" бунта с большевистским переворотом 1917 года.
В сельских районах Донецкой и Луганской областей сепаратизм поддержки подавляющего большинства населения не получил. "Сепаратизм" развит, прежде всего, в крупных городах Донбасса, там, где он опирается на городской пролетариат.
Неэффективность
властей Украины
и проблема госуправления
Низкий уровень доверия к действиям Киева на Востоке на самом деле связан не с российской пропагандой, а с недееспособностью структур власти, которые долгие годы управлялись и комплектовались криминалом. Когда бандиты перешли на сторону России, их представители во власти перестали выполнять свои служебные обязанности. Большая часть силовых структур власти перестала исполнять свои обязанности - верность присяге и готовность сражаться с террористами продемонстрировали буквально считанные сотрудники. И именно эта дисфункция больше всего дискредитирует Украину и подогревает пропаганду РФ в пользу присоединения к России.
К слову, проблема недоверия и недееспособности власти характерна для всех регионов Украины. Просто в Донбассе это проявилось наиболее отчетливо благодаря катализатору - российской агрессии.
Попытка высокопоставленных чиновников свести проблему пророссийских настроений только к пропаганде российского ТВ - это признак глубокого непонимания ситуации на Востоке и попытка снять с себя ответственность за ситуацию. Российская пропаганда эффективна не благодаря своим лозунгам и провокациям, а по причине демонстрации отсутствия власти в Украине и наличия твердой власти в РФ.
Начальная стратегия руководства Украины по стабилизации ситуации в Донецкой области заключалась в опоре на структуры Рината Ахметова. Глава Донецкой облгосадминистрации Сергей Тарута опирается на мнение Ахметова, начальником УВД назначен человек Ахметова Пожидаев. Однако стратегия действий Ахметова и Таруты свелась к соглашательству с террористами, к попыткам их задабривания и умиротворения, что в результате привело к полной утрате контроля над ситуацией. Руководящие кадры Партии регионов в области были сохранены на всех уровнях и никакой готовности открыто отстаивать интересы Украины не демонстрировали. В Луганской области стратегия умиротворения агрессоров очень быстро потерпела крах.
11 мая в Александровском, Великоновоселковском, Красноармейском и Добропольском районах Донецкой области по инициативе Днепропетровской областной государственной администрации и оперативного командования "Юг" для перекрытия основных магистралей были выдвинуты армейские части. Через несколько дней были произведены замены руководителей районных государственных администраций и начальников милиции, а для помощи в наведении порядка были направлены подразделения МВД и территориальной обороны МО. Критерии подбора руководителей районов были выдвинуты следующие:
а) быть открытым патриотом Украины; б) постоянно проживать на территории района; в) пользоваться поддержкой местных фермеров, интеллигенции, реальных лидеров общественных мнений; г) не иметь связей с криминальными структурами и Партией регионов. Беспрецедентно в истории Украины, что все четверо новых глав районов были определены и назначены по рекомендации группы известных донецких журналистов Д.Казанского, С.Гармаша, Д.Ткаченко и связанных с ними общественных активистов. И ставка на публичность, как показывает практика, себя полностью оправдала.
В результате в этих районах полностью прекратилась всякая террористическая активность, исчезли флаги "ДНР", сепаратистские выступления, вернулась спокойная мирная жизнь, без всяких эксцессов прошли президентские выборы.
Таким образом, для умиротворения Донбасса необходимо проведение не просто "военно-полицейской", но прежде всего "военно-политической операции". Где через центральную вертикаль Киева осуществляются назначения патриотичных руководителей в РГА и управления милиции, которые должны быть связаны не с ПРовско-бандитскими ставленниками, а с местным бизнесом, прежде всего сельскохозяйственным и производственным. Тогда впервые за 23 года у общества появятся административные и силовые рычаги для самозащиты от рэкета и нормализации жизни.
Пора научиться мыслить реалистично - власть в Донецкой и Луганской областях в лице Партии регионов сознательно дезертировала и перестала исполнять свои обязанности. Хватит играть в игру, будто эта власть есть, хватит придавать значение декорациям.
К сожалению, следует отметить, что Донецкая ОГА почему-то не решается разорвать связи с ПРовской элитой и не позволяет сформировать весь состав глав РГА Донецкой области из числа патриотически настроенных лидеров общественного мнения. Руководство ОГА продолжает делать ставку на глав РГА из числа представителей Партии регионов. Работа новых глав РГА и новых начальников милиции в районах откровенно саботируется Донецкой облгосадминистрацией и УВД области - назначения не утверждаются, не позволяется формировать власть и милицию из числа патриотов, блокируются все решения.
Без определения политической стратегии формирования власти, которая должна брать на себя ответственность за нормализацию обстановки, сложно говорить об эффективности Антитеррористической операции.
Стратегия и тактика
действий террористов
Стратегия противника заключается в следующем:
1. Блокирование работы государственных органов и нормальной деловой активности для дестабилизации украинской экономики.
2. Создание и легитимация марионеточных структур власти.
3. Позиционирование террористов как самостоятельных субъектов урегулирования.
4. Противник не намерен добиваться военной победы в открытом столкновении, террористы не привязаны к каким-то конкретным объектам и легко ими жертвуют.
5. Создание неуправляемого хаоса, который должен заставить Киев признать свою неспособность самостоятельно справиться с проблемой и запросить мир на продиктованных из Москвы условиях. Неуправляемый хаос должен оправдывать действия Кремля в глазах западного общественного мнения.
6. Действия террористов являются продолжением информационной войны, которая должна продемонстрировать статус-кво, навязанный Кремлем. Террористам необходимо продемонстрировать не занятые территории, а максимально большие жертвы со стороны украинских сил и мирных жителей. Именно жертвы являются наглядной иллюстрацией неуправляемого хаоса.
Активная часть террористических и бандитских группировок Донецкой и Луганской областей не превышает 5–10 тысяч человек. Однако располагая базами в России они постепенно наращивают свою численность за счет российских наемников.
Украинские силы АТО обладают большим численным и техническим перевесом над противником, активный компонент силовых структур составляет свыше 70 тысяч человек. Однако пока силы эти не могут ликвидировать открытые очаги сопротивления террористов.
Причины, прежде всего, заключаются в тактике действий противника.
Тактика действий террористов:
1. Захват опорных пунктов в городах.
2. Развертывание учебно-вербовочных пунктов для увеличения численности и создания местных отрядов, основной задачей которых является охрана мест своего базирования и разведка сил АТО.
3. Перехват дорог и коммуникаций для взятия под контроль всей экономической деятельности и логистики в регионе.
4. Организация рэкета и захват коммерческих предприятий с целью прекращения уплаты налогов и организация регулярного перечисления средств в пользу структур управления, созданных бандитами.
5. Создание самостоятельной структуры управления административной единицей.
6. Создание системы разведки силами местного населения и диверсионных групп из числа подготовленных бойцов для нанесения ударов по украинским войскам.
7. Организация беспокоящих поисковых действий в ночное время против установленных украинских опорных пунктов.
8. Артобстрелы украинских позиций из огневых средств вблизи жилых домов - с целью спровоцировать ответные действия и уничтожение гражданских объектов и мирных жителей.
9. Засадные действия против войсковых и транспортных колонн.
Узел коммуникаций Славянск-Краматорск является воротами в Донбасс, и потому его удержание для террористов имеет ключевое значение для связывания украинских операций. Наиболее боеспособные подразделения террористов размещены в Славянске.
Опасность
террористической угрозы
Если террористические группы не будут подвергаться постоянному давлению и атакам со стороны украинских сил, они смогут накопить резервы для переноса боевых действий на остальную территорию Украины.
К сожалению, возможностей для быстрого доступа и транспортировки оружия по всей Украине у террористов достаточно. Прямые авиарейсы и железнодорожное сообщение из России в Украину позволяют доставить в тайниках оружие и взрывчатку, а также исполнителей терактов.
Поезда, проходящие в другие регионы Украины через города, занятые террористами, не подвергаются досмотру. Буквально неделю назад в Днепропетровской области начали проверку всех поездов, которые заходят из Донецкой области. Аналогичные меры контроля внутреннего транзита следует применить также в Запорожской и Харьковской областях.
Особое внимание следует уделить контролю морских путей подвоза. Значительное количество морских гаваней, в которые регулярно заходят корабли, находится вне контроля украинских властей. Это, прежде всего, касается терминалов, которые используют промышленные предприятия в приморских областях.
Необходимо усиление профилактических мероприятий органов контрразведки в отношении граждан, принявших украинское гражданство в последние 2–3 года, людей, утративших документы.
Проблема военного командования Антитеррористической операцией
В настоящее время масштаб террористических атак требует оперативного управления и быстрого принятия решений. Система военного командования всеми силами и средствами государства в зоне проведения Антитеррористической операции должна быть перестроена по законам военного времени.
Формальным руководителем АТО является первый зампред СБУ Крутов. Фактическим - первый замначальника Генштаба Муженко.
В реальности же единоначалия не существует.
Силы и средства АТО из состава МО, МВД, СБУ, Госпогранслужбы, другие силовые и гражданские организации в зоне АТО продолжают, параллельно с командованием АТО, фактически подчиняться своим структурам управления, замкнутым на Киев.
Продолжают существовать недееспособные государственные структуры на территориях, контролируемых боевиками.
Отсутствуют такие структуры, как "военный кабинет" или "Ставка Верховного Главнокомандующего". Совет национальной безопасности и обороны - это консультативная и аналитическая структура. Необходим аппарат, координирующий действия всех структур исполнительной власти в случае чрезвычайной ситуации и в случае войны. Единый антикризисный центр.
А пока отсутствует единая координация и оперативное принятие решений по вопросам АТО на государственном уровне. Действует режим ручного управления. Это совершенно размывает ответственность исполнителей и превращает принятие решений в очень сложный и безмерно зарегулированный бюрократический процесс.
В зоне военных действий необходима перестройка, прежде всего, системы управления - она должна принципиально отличаться от режима мирного времени.
Общий контроль и координация всех усилий государства - Верховный Главнокомандующий. Ему должен непосредственно подчиняться командующий силами АТО.
Командующий АТО должен получить четко определенную главой государства зону ответственности - пять областей, которые входят непосредственно в зону АТО либо примыкают к ней. В этой зоне ответственности все воинские и военизированные части и подразделения всех государственных структур должны подчиняться напрямую командующему АТО. Военное искусство заключается в максимальной концентрации всех сил и средств и быстроте совершения маневра. Силы АТО фрагментированы, маневрирование затруднено из-за сложности бюрократии. Командующий АТО должен иметь полномочия вплоть до замены на месте некомпетентных командиров, не выполняющих приказ, на более способных офицеров по своему усмотрению. Это позволит, наконец, быстро решать проблему кадров и мгновенно снимать с фронта неэффективных командиров.
Управление всеми войсками должно осуществляться без каких-либо согласований и промежуточных звеньев.
На территории Донецкой и Луганской областей командующий силами АТО должен получить временные полномочия по управлению не только военными, но и всеми государственными учреждениями и организациями.
На территории районов всей полнотой власти должны пользоваться военные коменданты из числа командиров воинских частей, отвечающих за безопасность.
Дислокация штаба: наиболее оптимально развернуть командование АТО в Днепропетровске на базе оперативного командования "Юг", в зону ответственности которого как раз и входят указанные регионы. Здесь есть готовая инфраструктура, в отличие от Изюма, где сейчас размещается штаб АТО. Изюм важен как логистический центр, но средства связи и органы управления армейской группировкой не следует базировать в полевых условиях, тем более в условиях жесткого дефицита ресурсов. Сложно понять логику Генштаба в данном вопросе. Современный армейский штаб - это не одна землянка и стол с картой, это комплекс военных органов управления, подразделений обеспечения, и они должны работать в нормальных условиях, в полном масштабе.
Причины боевых потерь
Для определения правильной стратегии и тактики действий важно понимать, какие основные угрозы создает противник украинским силам, и это можно проиллюстрировать на примере боевых потерь украинских подразделений в ходе АТО.
Рейтинг причин неудачных боестолкновений в ходе АТО таков:
1. Недостаток координации, организации связи и взаимной поддержки между силами АТО.
2. Утрата управления в ходе боя.
3. Непринятие бойцами и командирами подразделений и командованием частей мер по организации боевого охранения в ходе движения и остановки войсковых колонн.
4. Неэффективность тактической разведки.
5. Недостатки тактической выучки и боевой подготовки.
Хочу обратить внимание - ни в одном из боестолкновений противник не продемонстрировал техническое превосходство, преимуществ в моральном духе. У террористов нет сил, способных на равных сражаться с украинскими частями без "живого щита" из мирных жителей. Нет превосходящих технических средств.
Логистика
Логистика - это основа организации вооруженных сил. Проблема Украины -не в отсутствии ресурсов для ведения боевых действий, а в неспособности некомпетентной логистической машины эффективно распорядиться имеющимися ресурсами, сформулировать объективные запросы, поставить в центр внимания потребности конкретного солдата на передовой, а не тыловой бюрократии.
К сожалению, профессиональный уровень руководителей служб тыла в силовых структурах не выдерживает никакой критики. Организация логистики должна строиться с привлечением специалистов из гражданской сферы, другого быстрого пути у нас нет. Попытка пригласить зарубежных экспертов по логистике обречена на провал, и не надо выставлять к НАТО такие запросы. Логистика - это составная часть организации работы силовых структур, она не может быть хорошей, если сама структура управления силовиками остается негибкой и неэффективной.
Для понимания уровня проблем - во многих подразделениях отмечаются трудности даже с доставкой воды. Для получения боеприпасов частями МВД из ведения МО необходимо получить шесть подписей высших должностных лиц, включая премьер-министра, а процесс сбора занимает многие дни.
Отсутствует такое понятие, как перспективное планирование. Отсутствует связь с войсками и контакт с командирами частей, что, при их наличии, позволило бы оперативнее реагировать на проблемы с логистикой, работать гибче, применяться к текущим условиям, требовать мобилизации всех ресурсов. Службы тыла работают, как вещь в себе.
Нет системного подхода к планированию закупок систем вооружений и оснащения боевых частей.
Для комплектования силовых структур, эффективного планирования и определения затрат на закупку и боевое применение систем вооружений и снабжения необходимо четко понимать:
1. Стратегию действий силовых структур и характер угроз со стороны противника.
2. Тактику действий.
3. Организационно-штатную структуру боевых и вспомогательных частей и приоритеты боевого обеспечения.
4. Уровень боевой подготовки личного состава.
И только на пятом месте стоит непосредственно определение номенклатуры вооружения и оснащения.
Отсутствие правильной тактики действий не позволяет эффективно организовать снабжение и обеспечение и расставить приоритеты.
В обеспечении украинских сил бронежилет находится далеко не на первом месте.
Приоритеты я бы отметил следующие:
1. Связь. Это основная проблема украинских войск. 90% переговоров и контактов украинские военнослужащие - от солдата до командующего - ведут по мобильным телефонам. Это означает, что в режиме реального времени противник получает данные о местах базирования и передвижения украинских подразделений, а также полное содержание их разговоров. Нет сомнений, что действия войск радиотехнической разведки РФ - основная причина потери скрытности и оповещения террористов о замыслах и действиях украинских сил. Для современного управления необходима система оперативной военной связи, максимальное насыщение подразделений индивидуальными цифровыми радиостанциями со скремблером, полное обеспечение штабов системами оперативно-тактической радиосвязи, а в идеале - хотя бы простейшими системами автоматизированного управления войсками.
Во многих боестолкновениях причиной потери управляемости был недостаток систем связи.
2. Системы тактической разведки и наблюдения. Оснащение украинских войск мобильными и авиационными системами оптико-электронной разведки находится на более низком уровне, чем в советской армии времен Афганистана. Широкое применение пассивных тепловизионных и оптических систем обнаружения, например инфракрасных биноклей, тепловизионных прицелов для пехотного вооружения, современных оптико-электронных прицельно-навигационных комплексов позволило бы достичь значительных тактических преимуществ украинских силам.
3. Вооружение. Здесь не все так плохо. Но следует наладить модернизацию советских систем вооружений на складах, и прежде всего - стрелкового вооружения, до современных требований. Необходимо повышение точности и кучности боя. Единственный заметный недостаток украинских сил - нехватка современных дальнобойных крупнокалиберных снайперских винтовок, а также управляемого ракетного оружия - и компактного, и высокоточного.
4. Обеспечение медицинскими средствами. К сожалению, оснащение сил АТО современными средствами полевой экстренной медицины не отвечает современным требованиям. В войсках отсутствуют системные поставки современных обезболивающих средств, самонакладываемых жгутов типа САТ, кровоостанавливающих препаратов типа Селокс.
5. Спустя три месяца после российского вторжения до сих пор отсутствует налаженная логистика поставок современных средств индивидуальной защиты. Оснащение прибывает мелкими партиями.
Боевая подготовка
и мобилизация
Мобилизация и обучение военнослужащих - одна из огромных проблем боевого применения.
Система мобилизации призывает мобилизованных без учета их моральных качеств. В результате массовый набор немотивированных солдат резко снижает боевые качества подразделений и оперативные возможности командования. На это накладывается и невысокий уровень подготовки офицерского состава кадрированных частей.
Огромные ресурсы тратятся на содержание массы войск, которые ввиду наличия немотивированных бойцов неспособны выполнять боевые задачи.
Правильный путь - это комплектование боевых частей и резервистов исключительно из числа добровольцев и мобилизованных, готовых выполнять воинский долг.
Необходимо сократить расходы на развертывание массы воинских частей и увеличить расходы на создание новых частей высокой степени готовности и на содержание кадровых частей, показавших высокий уровень боеготовности.
Средства следует тратить разумно, чтобы иметь под рукой меньшее число боеготовых частей вместо большого числа небоеготовых, поддающихся панике и разложению.
Боевое применение
Для успешного противодействия террористам необходимо противопоставить их тактике действий аналогичную наступательную и инициативную тактику украинских подразделений. Украинские силы нуждаются в применении в широких масштабах тактики действий малых групп для выполнения диверсионно-разведывательных задач на территориях, находящихся под контролем террористов. Следует навязывать противнику свою тактику. Нужно отвлекать силы противника на охрану своих баз и коммуникаций, находящихся вне населенных пунктов.
Блок-пост может быть базой для тактической поддержки ударных подразделений, но он не может быть основой действий наземных сил. Иначе блок-пост превращается в удобную мишень. Если наши бойцы не охотятся на террористов, значит террористы охотятся на них.
Внезапные снайперские и гранатометные обстрелы выявленных террористов должны осуществляться точечно, по четко идентифицированным силам не только вокруг Славянска, но и в больших городах, против всех объектов, используемых террористами.
Перехват коммуникаций будет результативным и эффективным, если колонны снабжения террористов не смогут определить места базирования кочующих украинских подразделений. Контроль коммуникаций и проселочных дорог должен быть скрытным, поисковые действия должны осуществляться незаметно для противника. Тогда фактор внезапности будет на нашей стороне.
Ударные действий мобильных малых групп заставят противника выделять крупные силы охранения, что сделает такие колонны более удобными мишенями для авиации.
Но все это возможно только в одном случае - если прежде всего мобильным и оперативным в принятии решений и планировании действий станет Верховное командование и командование силами АТО.