Агентство по невозвращению активов

03 июня, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Что можно и стоит изменить

Агентство по невозвращению активов
Виталий Сигидин, Владимир Павленко та Филипп Пронин © АРМА/Facebook

На страницах ZN.UA неоднократно упоминалось о неэффективной работе Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА). В этот раз расскажем о направлении по выявлению и розыску активов, где ответственным является заместитель руководителя АРМА Филипп Пронин.

Из отчета о деятельности АРМА за 2020 год известно, что результаты работы направления Ф.Пронина почти достигают небес. При этом Агентство использует ранее мною предложенное сравнение — его результаты периода до Павленко (2018 год) и с Павленко (2019–2020 годы).

В 2020 году Нацагентство получило вдвое больше обращений от правоохранителей, чем в 2018-м: 2263 обращений против 1079. Но не следует забывать, что 2018-й — фактически первый из возможных для анализа лет. В шутку предложим, чтобы в следующий раз сравнивали с 2017 годом, когда было получено всего 69 обращений.

В дальнейшем в отчете находим информацию об имуществе, переданном в АРМА в 2020 году. И вновь манипуляции, потому что это не найденное имущество. Просто сравниваем эти два показателя (см. табл.).

Получается, эффективность направления по выявлению и розыску активов составляет менее 0,2%. Как любит говорить руководитель соответствующего направления Филипп Пронин, это меньше статистической погрешности. Почему так получается? Потому что у АРМА есть регламентированный Перечень сведений, составляющих служебную информацию, утвержденный приказом от 19 августа 2017 года №81. Согласно пункту 3 этого перечня, к документам, которым присваивается гриф «Для служебного пользования», относятся сведения, содержащие данные досудебного расследования и ставшие известными в ходе осуществления функций и реализации полномочий Национального агентства.

То есть АРМА преднамеренно ответам правоохранителям присваивает гриф «Для служебного пользования». Чтобы долго не описывать, что на практике означает этот гриф на документе, скажу коротко: такой ответ правоохранитель (следователь, прокурор, детектив и т.д.) не может даже вынести за пределы специальной комнаты. Таким образом, указанный ответ от этого учреждения правоохранителю запрещено подавать в суд для обоснования ареста.

Интересно, что Нацагентство в ответе на обращение органов правопорядка предоставляло информацию, уже зафиксированную в государственных реестрах. Этим данным никогда не присваивают гриф ДСП. Например, за 2020 год в Украине правоохранителями направлено в суд около 31–32 тыс. дел, которые предусматривают конфискацию или специальную конфискацию имущества. Фактически по каждому из дел правоохранители с целью эффективного расследования должны были бы обратиться в АРМА. Но так поступили всего около двух тысяч раз.

А с учетом того, что эффективность работы направления деятельности АРМА, возглавляемого Филиппом Прониным, еще хуже, чем достижения Владимира Павленко, возглавляющего направление управления активами, отойдем от критики и предложим изменения, в которых нуждается Нацагентство.

Менеджмент арестованными активами

Не секрет, что существует проблема с управлением денежными средствами. АРМА может очень эффективно управлять иностранной валютой. Но сегодня в центральном аппарате Нацагентства соответствующую функцию выполняет только один сотрудник. Из-за недостатков законодательства следственные органы правопорядка могут избегать передачи денежных средств на хранение в АРМА и держать валюту в обычном для себя месте — сейфе.

Об одном из таких случаев, когда деньги подменили фальшивыми, мы уже рассказывали на страницах ZN.UA. Итак, деньги можно положить в банк без начисления процентов. Соответствующую возможность регламентирует Порядок хранения вещевых доказательств, утвержденный постановлением Кабмина в 2012 году. Но эту проблему можно решить путем внесения изменений в абзац 2 пункта 21 упомянутого порядка.

Более того, скорость принятия решений Кабмином значительно выше, чем изменений в законодательство через Верховную Раду. Для этого не нужны согласования между фракциями парламента или консолидация голосов народных депутатов.

Следовательно, для решения указанной проблемы надо сделать три шага:

  • привести постановление от 19 ноября 2012 года №1104 «О реализации отдельных положений Уголовного процессуального кодекса Украины» в соответствие со специальным законом об АРМА;
  • открыть текущие банковские счета для внесения денежных средств во всех областях Украины;
  • открыть депозитные счета во всех свободно конвертируемых валютах (первая группа согласно классификатору иностранных валют и банковских металлов Национального банка Украины).

Разблокирование работы территориальных управлений

Напомню, АРМА состоит из центрального аппарата и шести территориальных управлений, деятельность которых охватывает всю территорию Украины. Сейчас столичное руководство преднамеренно ограничивает функциональные возможности в регионах, сводя их деятельность к выполнению своих поручений. Но в случае полноценного запуска территориальных подразделений эффективность работы АРМА может значительно повыситься. Безусловно, коррупционные риски всегда будут возникать как в деятельности центрального аппарата по определению управляющих, так и в деятельности территориальных управлений. Но не стоит на это списывать централизованное управление соответствующим органом.

Более того, даже не понадобятся экстраординарные способности для решения этой проблемы. Следует утвердить правила проведения конкурсов на поиск управляющих, которые будут выполнять все территориальные управления и центральный аппарат. Нарушение этих правил повлечет за собой ответственность, вплоть до увольнения. Напомню, сейчас протоколом тендерного комитета центрального аппарата АРМА от 14 августа 2020 года №29 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора управляющих. Но там не предусмотрено проведение конкурсного отбора управляющих территориальными управлениями. Внесение корректив в указанный порядок не должно стать проблемой для руководства АРМА.

В свою очередь, территориальные управления должны были бы полноценно заниматься поиском управляющих для всех активов, находящихся в регионах, на которые распространяется их юрисдикция. Можно сделать исключение для активов, беспрерывное функционирование которых является залогом безопасности отдельных регионов страны, и для имущества, расположенного на территориях функционирования нескольких территориальных управлений. В таком случае контролем над активами должен заниматься центральный аппарат. Все остальное передать в региональные подразделения.

Также, в отличие от центрального офиса в Киеве, территориальные управления могут эффективнее распространять информацию об активах через местные СМИ. Очевидно, они лучше разбираются в медийных возможностях на местах, чем столичные руководители. В результате взаимодействия с органами правопорядка территориальные подразделения АРМА будут получать информацию об активах, переданных в управление. Буквально сразу же после вынесения соответствующего судебного решения. Как следствие, они заблаговременно будут распространять информацию о запланированных конкурсах.

Внесение изменений в действующие документы АРМА

Для эффективного взаимодействия с органами, осуществляющими досудебное расследование по направлению выявления и розыска, надо сделать следующее.

  • не присваивать ответам АРМА гриф «Для служебного пользования», поскольку процессуальным законодательством установлен отдельный порядок доступа к сведениям досудебного расследования;
  • внести изменения в совместный приказ АРМА с НАБУ, ГПУ, СБУ, МВД и Минфином от 20 октября 2017 года №115/197-О/297/586/869/857 «Об утверждении Порядка взаимодействия при рассмотрении обращений органов, осуществляющих досудебное расследование, прокуратуры и выполнении запросов иностранных государств о выявлении и розыске активов», позволив органам правопорядка обращаться в территориальные управления АРМА, а не только в центральный аппарат;
  • разблокировать секторы по розыску и менеджменту активов, выполнять функции центрального аппарата самостоятельно по направлениям, а не по поручениям центрального аппарата.

Экспозиция переданных АРМА арестованных активов

Анализируя содержание объявлений о поиске управляющих, приходим к следующему выводу: АРМА предлагает всем кота в мешке. Соответствующие объявления не имеют ни актуальных фотографий переданных активов, ни описания их текущего состояния. Выход прост — публиковать детализированную информацию о каждом из лотов, а также организовывать экспозицию (массовые просмотры) активов в предварительно установленное время.

***

Перечисленные предложения не требуют значительных институциональных усилий со стороны руководства АРМА. Каждый из вышеупомянутых моментов требует лишь одного — наличия политической воли к изменениям. И если проанализировать план деятельности АРМА на 2020 год, размещенный на официальном сайте, не найдешь ни одного намека на желание решать описанные проблемы. В центральном аппарате АРМА точно знают, что надо менять, но свои усилия там направляют в совсем другое русло.

Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК