Два предыдущих материала о работе Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), вызвали настоящий переполох в ведомстве. Нет, там не стали лучше работать, не пересмотрели подходы, не исправили ошибки. В Нацагентстве начали более активно манипулировать данными и искажать факты, чтобы хотя бы в этом стать эффективнее. Мы публикуем два письма, полученных редакцией ZN.UA от АРМА, и детально анализируем их содержание, чтоб навести хоть какой-то порядок в мире постправды, созданном АРМА. Были и другие письма, но смысла в дальнейшей переписке нет с учетом всего, о чем вы прочитаете ниже.
Часть первая: АРМА ищет правду
Ознакомившись со скан-копией первого письма от АРМА, читатель вряд ли откроет для себя что-то новое, но ответы на их упреки точно помогут вам сформировать свое отношение к этому учреждению.
О доходности бюджета от управления активами. Исследование деятельности АРМА касалось исключительно периода с 1 января по 31 декабря 2020 года. Но в опровержении представители АРМА сосредоточиваются на данных за первый квартал 2021-го. Очевидно, это сделано в надежде на то, что таким образом они сумеют скрыть неэффективную работу в прошлом году. Для сравнения, мною взята информация, обнародованная на официальной странице АРМА в разделе «Планы и отчеты». Так вот, согласно пятому абзацу на странице 51 Отчета о деятельности АРМА за 2018 год, совокупный объем поступлений от управления в 2018-м арестованным имуществом по договорам управления непосредственно в госбюджет составил 9 020 064 грн. Как следствие, 9 млн грн точно больше ноля, как указано на соответствующей диаграмме. Более того, эта сумма втрое больше 3,1 млн грн (достижение команды Павленко—Сигидина).
Нельзя обойти вниманием и фразу: «…доходы от управления и доходы, перечисленные в госбюджет, — это абсолютно разные и несопоставимые показатели». Ведь, согласно тому же отчету 2018 года, полученные доходы от управления составили 64,5 млн грн, а 9 млн грн как раз и являются суммой поступлений в бюджет в 2018-м.
Официальные данные с вебсайта АРМА против интерпретаций руководства этого же органа власти (слайд «Сравнение результатов»). Что выглядит убедительнее?
О стоимости арестованных активов. Руководители АРМА в который раз говорят о первом квартале 2021 года. В своем материале я действительно указывал, что в 2018 году АРМА, управляя меньшим количеством активов, приносило больше доходов. Руководители ведомства это фактически и признали. Спасибо!
Ответ на позицию АРМА о розыске активов. Сначала отметим, что АРМА заказала за средства налогоплательщиков независимую оценку деятельности, но самостоятельно с ней не ознакомилась. Кстати, «секретный» отчет по результатам операционного (управленческого) аудита деятельности Нацагентства так и не был опубликован. Предполагаем, это произошло из-за приведенной нами цитаты на странице 10: «Вместе с тем наряду с требованием закона об указании учетной стоимости разыскиваемого имущества у Национального агентства отсутствуют действенные механизмы получения информации о такой стоимости на стадии розыска имущества в уголовном производстве. Поскольку нормативные акты, регулирующие деятельность Национального агентства, не определяют порядок и процедуру осуществления Национальным агентством оценки имущества на стадии розыска, соответствующее требование закона об указании учетной стоимости разыскиваемого имущества не может быть выполнено. Следовательно, существующая информация не может в полном объеме отображать состояние относительно разыскиваемых и арестованных активов».
Не вводит ли нас в заблуждение государственный орган со специальным статусом?
Рассмотрим на условном примере:
- АРМА получает запрос от органов правопорядка на розыск имущества подозреваемого «Н».
- АРМА обращается в государственные реестры за информацией и иностранные базы данных.
- АРМА получает информацию, что, по данным реестров, у подозреваемого оформлено право собственности на: автомобиль марки БМВ 2019 года, яхту модели 1 2018 года, дом в городе Прованс площадью 1000 кв. м.
Как узнать стоимость этого имущества? Возможно, автомобиль попал в ДТП и превратился в кучу металлолома, яхта села на мель, а дом сгорел. Если руководство АРМА не понимает разницы между розыском и выявлением, то посмотрим закон об АРМА (пункты 2 и 3 статьи 1).
Розыск активов — деятельность по определению местонахождения активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве или в деле о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства.
Выявление активов — деятельность по установлению факта существования активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве или в деле о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства.
Поэтому без выявления активов невозможно установить факт их существования и состояние. А выявление на запрос органов правопорядка не проводится.
Также можно сделать вывод, что стоимость разыскиваемого имущества, даже если это наличные или безналичные средства, является просто числом на бумаге, а не реальной работой. Сколько из этих миллиардов вернулось в Украину и какой частью из них управляло АРМА?
Об управлении денежными средствами. Сразу выясним, проблем с этим действительно не возникало или только «по их мнению»? Неопровержимый факт, что следователь из Николаева не поедет в Одессу вносить деньги на депозит, но другого способа в ведомстве ему не предоставили. Хотя проблем в этом нет, и АРМА сначала надо было надлежащим образом проанализировать ситуацию и… просто открыть достаточное количество счетов в банках и во всех возможных валютах. Для этого даже какие-либо изменения в закон вносить не надо. В своем опровержении руководство АРМА могло заявить, что по результатам 2020 года ситуацию проанализировали и в 2021-м открыли счет в каждой области. Но здесь нечем похвастаться, воз и ныне там.
Об управлении железнодорожными полувагонами. «Укрзалізниця» умеет находить арендаторов для самых непригодных вагонов, ведь для этого используют модель «голландского аукциона». Если полноценно разобраться в ситуации, то на полувагоны существует большой спрос. Что на самом деле уничтожает активы? Приостановленные конкурсы, которые проводит АРМА. В своем материале мы приводили конкретную цифру: только спустя пять месяцев АРМА нашло управляющего. Поэтому не удивительно, что за пять месяцев бездеятельности ведомства большую часть полувагонов разобрали на металл.
Также обращаю внимание на интервью бывшего руководителя Юго-Восточного территориального управления АРМА, непосредственно участвовавшего в передаче части из этих полувагонов.
Цитата: «Без лишней скромности скажу, что у нас есть все основания быть удовлетворенными итогами первого года деятельности. Есть о чем отчитываться в контексте сотрудничества с правоохранительными органами региона. Это 9,4 миллиона гривен на депозитных счетах АРМА в Ощадбанке. Еще принятие и передача в управление 32 железнодорожных вагонов из 215, и работа продолжается. В отношении 52 активов приняты меры для принятия их в управление».
Можно ли назвать эффективной работу по управлению полувагонами, если по состоянию на 23 декабря 2020 года было фактически передано всего 32 вагона из 215? Можно сделать вывод: пока руководители АРМА хвалятся «неслыханными результатами», 183 вагона продолжают разбирать на металл.
При этом руководители госучреждения отмечают: «Тезис, что в 2018–2019 годах Нацагентство работало в разы эффективнее, чем сейчас, абсолютно не соответствует действительности. Конкурсов стало больше, и они стали более системными. Стоимость активов, переданных в управление бизнеса, выросла. Соответственно, выросли и затраты на сохранение имущества и поступления в государственный бюджет. В то же время чего действительно стало меньше, так это профессиональных экспертных дискуссий об АРМА. Компетентных обсуждений, в рамках которых трудно представить откровенное искажение и манипулирование фактами».
Часть вторая: АРМА не сдается
Мы отослали контраргументы в Национальное агентство и ожидаемо получили очередное письмо.
О доходности бюджета от управления активами. Нами был проанализирован отчет о деятельности АРМА за 2020 год. Интересно, что даже при наличии наших замечаний руководство ведомства продолжает манипуляции с цифрами.
Так, на странице 40 отчета показана приведенная диаграмма (слайд «Доходы от управления имуществом»).
Замечаем, что доходы от управления в 2018 году уже не ноль. Но на миллион меньше, чем в отправленном в редакцию возражении, и цифры, указанной в опубликованном отчете. Манипуляции с цифрами продолжаются. А в описании к этой диаграмме на странице 40 отмечено: «В 2020 году от реализации арестованных активов на счета АРМА поступило 8 999,30 тыс. грн. Наибольшая доля среди них (свыше 8,1 млн грн) — от реализации мобильных телефонов и аксессуаров к ним».
Звучит вроде бы неплохо, если бы в АРМА не замалчивали стоимость этих мобильных телефонов — 59 млн грн и дату передачи — 19 ноября 2019 года. Здесь сразу видим «эффективную» работу руководства АРМА: организовать со скоростью черепахи конкурсы, да еще и по цене на целых 50 млн грн ниже оценочной стоимости актива. Это показатель. Обращаю внимание, телефоны и аксессуары к ним — это только один лот из большого количества лотов, переданных АРМА. И почему же руководство не управляет другими лотами?
О стоимости арестованных активов. 3 млн грн — это цифры со слайда 9 Публичного отчета в.и.о. главы АРМА Виталия Сигидина об итогах деятельности ведомства в 2020 году (слайд «Доходы госбюджета»).
В ответе редакции указано, что АРМА успешно передало в управление отечественным предпринимателям имущество стоимостью 1,8 млрд грн. А на слайде 6 этого Публичного отчета об итогах деятельности ведомства в 2020 году указано, что общая стоимость арестованных активов, которыми управляет бизнес, составляет 3,3 млрд грн (слайд «Стоимость активов»).
Кроме того, в комментарии о проведенных конкурсах АРМА снова указывает эту мифическую цифру в 3,3 млрд грн. Цитирую «Проведено две сотни конкурсов за год, где выбирались не поставщики чайников, а компании с оборотом в сотни миллионов гривен. Результат этих конкурсов — отбор управляющих, которые сохраняют активы на 3,3 млрд грн и платят в бюджет наибольшие в истории АРМА суммы».
Каким слайдам и данным верить? Или это снова обычная для этого ведомства манипуляция цифрами?
О розыске активов. Можно ли измерять эффективность работы органа государственной власти количеством запросов, поступающих в него? Очевидно, нельзя. Но позиция Нацагентства следующая: «Количество обработанных АРМА запросов по розыску активов — конкретный показатель, являющийся суммой письменных обращений от правоохранительных органов, на которые АРМА предоставило ответ в виде информации о разыскиваемых активах».
Нынешнее руководство госучреждения на пятом году существования радуется не реальным достижениям (тому, что по результатам розыска было передано в управление), а количеству полученных запросов.
На этот раз не буду детально расписывать качество разысканной АРМА информации по запросам правоохранительных органов. Это достойно отдельного текста о деятельности Филиппа Пронина и направлении его работы в АРМА как профильного заместителя. Если коротко, с этой информацией правоохранители даже в суд обратиться не могут.
О конкурсах на поиск управляющих. АРМА указывает сумму в почти 2 млрд грн — стоимость активов, переданных в управление. Так где же правда: 1,8 млрд грн, 2 млрд или 3,3 млрд? Стало интересно, как Нацагентство ищет управляющих на арестованное имущество. Как оказалось, нынешнее руководство не придумало ничего нового и использует методы «злочинних попередників»: официальная страница АРМА, страница в социальной сети Facebook, на которую подписаны 4403 человека, и Telegram-канал с 227 подписчиками, еще существует аккаунт в Twitter. Качество объявлений об активах, по которым АРМА ищет управляющих, каждый оценит самостоятельно:
Если бы риелторы подобным образом искали покупателей или арендаторов, они бы уже исчезли как класс. Но Сигидин, Павленко и Пронин до сих пор работают. Так даже объявление на СЕТАМ о продаже 9 б/у пар носков найдет больше желающих.
Об управлении денежными средствами. Мной был проанализирован договор №16012020 от 16 января 2020 года на получение банковских услуг (открытие и обслуживание текущих и депозитных счетов), который АРМА заключило с АО «Ощадбанк» на 2020 год, и сделаны следующие выводы:
- Количества счетов для внесения наличных средств недостаточное с учетом административно-территориального устройства Украины (24 области). Ведь открыто всего семь счетов для внесения денежных средств (один у центрального аппарата в Киеве и по одному в городах нахождения территориальных управлений АРМА, то есть во Львове, Виннице, Одессе, Харькове, Днепре, Киеве).
- Валюта, в которой открыты депозитные счета, не совпадает с валютой, в которой открыты текущие счета. Так, текущие счета для внесения наличности открыты в самых популярных валютах — гривнях, евро, долларах США, фунтах стерлингов, швейцарских франках, злотых и форинтах, а депозитные счета только в гривнях, евро и долларах США.
- Нынешнее руководство АРМА крайне неэффективно работает, поскольку, если бы были учтены мои замечания, поступлений стало бы намного больше.
Но в ответе нынешнее руководство Нацагентства сосредоточилось на ситуации, с которой сталкиваются правоохранители при взаимодействии с АРМА, специально оставив без комментариев более важные замечания, чем фактически их и признало.
***
Подытоживая, сделаем несколько фундаментальных выводов. Во-первых, в.и.о главы АРМА Сигидин вместе с заместителями Павленко и Прониным постоянно искажают информацию и манипулируют цифрами ради того, чтобы в очередной раз удержаться на должностях.
Во-вторых, центральный аппарат проводит очень медленные конкурсы из-за опасения, что если позволить территориальным управлениям их проводить, не найдется заинтересованных «решать» эти вопросы в центральном аппарате. В-третьих, 2020 год под руководством вышеупомянутых лиц стал полностью провальным. А когда гордиться ничем, остается манипулировать.
Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.