Тоталитаризм без прикрас

11 октября, 16:49 Распечатать Выпуск №38, 12 октября-18 октября

В Национальном музее истории Украины проходит выставка о реальных мирах Оруэлла: "От СССР до РФ".

© Национальный музей истории Украины

Путь к тоталитаризму вымощен утопией. Ведь чтобы воплотить нежизнеспособную идею, нужно применить силу и контроль. 

"Добро пожаловать в рабство" — хочется написать над многочисленными пазликами утопически-райской картины "Страны Советов": бюстами Ленина и Сталина, вымпелами, наградами свиноводам и дояркам, сервизами с коммунистической символикой, зомбоящиками и красными флагами с серпом и молотом, представленными на выставке "Утопия тоталитаризма. Реальные миры Оруэлла: от СССР до РФ", которая ныне экспонируется в Национальном музее истории Украины. Выставка на уровне лучших европейских — символичная, образная, с современным многомерным дизайном. 

321_2
Национальный музей истории Украины

Матрац и зомбоящик

"Выставочный проект визиализирует для посетителя два мира", — говорится в буклете выставки. Первый — мир Уинстона Смита, главного героя романа Джорджа Оруэлла "1984". Второй мир — реалии советской и нынешней российской систем, которые усматривают свою миссию в максимальном расширении зоны влияния и утверждении преступного устройства через соответствующую массовую пропаганду… Захожу в выставочный зал. Тесная прихожая. Под надписью на зеркале "Твой ум свободен?" — двери с обеих сторон. С одной стороны – слышатся голоса героев экранизированного романа Оруэлла, со второй звучат бравурные советские марши вперемешку с басней о "распятом мальчике" и прочими перлами современной российской пропаганды. Иду сначала к Оруэллу. Меня встречают обезличенные черно-серые фигуры на стенах, скрытая камера телеэкрана, который позволяет подсмотреть, что же делается в тоталитарном мире. Бросаются в глаза иллюстрации к роману "1984" молодого художника Андрея Шостака, передающие боль и отчаяние безысходности. Рядом цитаты из Оруэлла: "Война — это мир", "Правда — это ложь", "Свобода — это рабство". В уголке — комнатушка главного героя романа Уинстона Смита. "Министерство благосостояния" обеспечило ему минимальное: крышу над главой, железную скрипучую кровать со старым ватным матрацем, немного еды. На столе скромная тетрадь — дневник Уинстона. Рядом — бутылка с этикеткой "Победа" и одноименная пачка папирос. В таких условиях у человека нет сил думать о чем-то большем, он благодарен за "дары" партии. А кусочек шоколада расценивает как немыслимое благо. 

321_3
Национальный музей истории Украины

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника отдела истории ХХ века НМИУ Андрея Гуменюка, когда он увидел графические иллюстрации Андрея Шостака к роману Оруэлла "1984", то задумался, как можно объединить мир романа Оруэлла, советский тоталитаризм и современную российскую пропаганду. Авторы выставки — генеральный директор НМИУ Татьяна Сосновская, куратор Андрей Гуменюк, дизайнер Тамара Шевчук — стремились достичь эффекта, чтобы посетители почувствовали: что было бы, если бы тоталитаризму СССР или нацистской Германии удалось удержаться на сегодняшний день.

321
Национальный музей истории Украины

Слава КПСС — за обед в "Общепите"

На противоположной, от Оруэлловской, стороне выставочного зала размещены средства пропаганды. Сверху — бюсты вождя, "героев" Страны Советов, опутанные одной красной нитью, которая ведет к иконам… Сталина и Путина. На нижнем ярусе — радиоприемники, транзисторы, патефоны, допотопные телевизоры, магнитофоны, факсы и принтеры, современные гаджеты. Любопытно, что эти устройства годятся как для распространения пропаганды, так и для сопротивления ей — скажем, слушать "Голос Америки" или тиражировать самиздат. Здесь также вымпелы, флаги, значки, наградные вазы и кубки, чайные сервизы, книги. Вот вымпел "Лучшему кролиководу". Кубок "Лучшему молодому оператору по выращиванию свиней". "Этими вымпелами, флагами, тарелками и чашками постоянно зомбировали население. Даже доедая свой скромный обод, женщины и мужчины видели на тарелке надпись "Общепит" или "Слава КПСС", — объясняет Андрей Гуменюк. — Жалею, что газету "Правда" здесь не положил. Ведь Ленин создал ее будто согласно рекомендации оруэлловского "министерства правды".

321_4
Национальный музей истории Украины

Посредине, между мирами антиутопии Оруэлла и реализованного тоталитаризма, — черный гроб. На нем на больших прозрачных плоскостях, друг за другом портреты: Ленин, Сталин, Путин и "Большой Брат". Если смотреть анфас, они все вместе образуют лик демона. Гроб символизирует "конечную цель", к которой приводит тоталитаризм — уничтожение всего вокруг и, наконец, самоуничтожение. Стоя на этой грани, чувствуешь: пропаганда — это красивая обертка горькой пилюли, которой людей заманивали в бездну. 

Сталинский тоталитаризм был самым кровавым. Казалось, когда этот садист сдох, контроль над человеком ослаб. Впрочем, сознание уже было настолько изменено предыдущими ужасами, что властям оставалось только поддерживать его в "надлежащем состоянии". Последствия жесткой и "мягкой" фаз тоталитаризма мы видим и сегодня. Это слепая вера в СССР, ностальгия по "советской картинке мира" и тотальная нехватка собственного мнения. Из-за этого население массово поддается фейкам, обещаниям волшебного "светлого будущего". 

321_5
Национальный музей истории Украины

"Очень много молодых людей, которые не жили в СССР, ностальгируют по нему, — подчеркивает куратор выставки Андрей Гуменюк. — Идеология, которая в течение 30 лет почти не подпитывалась специальными усилиями сверху, все еще оказывает влияние. Впрочем, меня уже не удивляет, почему люди, зная о массовых убийствах и живя в постоянном страхе, свято верили в "светлое будущее". Либо почему человек, стоя в очереди к полупустым прилавкам, был убежден в могуществе Советского Союза. Или как можно было унижено следить, чтобы "достать" новые штаны или кусок мяса, которые "выбросят" на лотки, и вместе с тем гордиться тем, что СССР запускает ракеты в космос и бряцает оружием перед Европой и Америкой. Артефакты пропаганды у нас на выставке дают ответ на эти вопросы".

Трезвость декоммунизации

Одна из причин того, что до сих пор сознание людей находится в "скрепах" советских мифов, — их крепко держат в плену пропагандистские праздничные картинки, создавая красивую веселую обертку для страшного, античеловеческого. Такую пропаганду до сих пор не рассматривали с точки зрения влияния на психику человека, на его сознание и поведение. "Людям нужно объяснять суть этих явлений: что на самом деле тогда происходило и к чему в конце концов привело, и еще дальше могло привести, — убежден Андрей Гуменюк. — Идея выставки — развенчать эти мифы. Если сравнить красивое описание коммунистического рая и реальность, сразу становится понятно, что людей просто обманывали".

321_6
Национальный музей истории Украины

Становится понятным, что декоммунизация — это не только переименование улиц и изъятие с площадей памятников "вождям", но и просветление сознания, восстановление свободы мысли. Лишившись многочисленных зрительных и слуховых напоминаний, люди постепенно протрезвеют, вернется достоинство. Об этом свидетельствует и то, что едва лишь мы начали декоммунизацию, правопреемница СССР активизировала попытки вернуть нас в замкнутый круг тоталитаризма. 

"В 2013 г. Россия увидела, что начинает проигрывать свою информационную войну в Украине, что мы стали реально выходить из-под ее контроля. И оккупировала часть Украины, — объясняет Андрей Гуменюк, защищавший свободу и целостность Украины в войне на Востоке. — Причем РФ ведет внешнюю войну не только с Украиной, но и с Европой. Тоталитарное государство не может существовать, когда вокруг него демократические страны. По Оруэллу, весь земной шар стал тоталитарным, и трем мегадержавам просто нужно было держать баланс, играя на мобилизационной нотке "внешнего врага". Так же и в СССР нагнетали страх и активность относительно "внутренних врагов". Людей убеждали, что страна нашпигована агентами вражеских спецслужб. И люди после многочисленных зомбирующих повторений и соответствующих картинок, размещенных в людных местах, начинали верить, что среди их знакомых, родственников и друзей есть лица, завербованные иностранной разведкой".

321_7
Национальный музей истории Украины

Андрей Гуменюк объясняет: если в Украине конфликт заморозится, россияне найдут другого врага. Иначе их страна распадется. "Когда РФ преодолеет всех внешних врагов, то либо на Марс полетит, либо самоуничтожится, — убежден историк. — Весь мир должен объединяться, чтобы освободиться от России". И такие выставки, как "Утопия тоталитаризма", — это одна из возможностей показать украинцам и миру, какова на самом деле цель России и под какими масками она ее продвигает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно