Национальная память — возвращение к истокам

Поделиться
Национальная память — возвращение к истокам
Если собственное государство не занимается своим прошлым, им "озаботится" соседнее

В конце XX в., а именно в 1999 г., в Республике Польша был создан Институт национальной памяти (Instytut Pamięci Narodowei - IPN), ставший локомотивом преобразований в обществе на многих направлениях. Государство наделило IPN немалыми полномочиями, аккумулировав запрос на политику национальной памяти в стране. Институт занимается архивным делом, публичным образованием, расследует
преступления против польского народа на уровне прокуроров, отвечает за прозрачность публичной жизни (люстрацию)…

При президентстве Виктора Ющенко, в Украине было создано аналогичное
учреждение - Украинский институт национальной памяти (УИНП). Получив также достаточно широкие полномочия, институт, который с 2006 по 2010 г. возглавлял академик Игорь Юхновский, постепенно терял даже первые достижения в сфере национальной памяти, проявив практически полную беспомощность. Наверное, и общество, и высокопоставленные чиновники, и, в частности, руководство института были еще не готовы к сотрудничеству, к формированию определенных согласованных представлений о нашем прошлом. А уже после прихода к власти президента Виктора Януковича статус УИНП как центрального органа исполнительной власти был упразднен и создан научно-исследовательский институт в подчинении Кабмина... В конце концов, УИНП возглавил представитель Коммунистической партии Украины, доктор исторических наук Валерий Солдатенко. Это была небольшая преференция власти регионалов союзникам. Что на практике означало: политика национальной памяти в Украине отправлена на маргинес государственной политики, а де-факто - даже уничтожена.

После Майдана и победы Украинской революции 2014 г. ситуация изменилась. В мае УИНП возглавил известный исследователь кандидат исторических наук Владимир Вьятрович, который в 2008-2010 гг. был директором Государственного отраслевого архива СБУ. 9 июля 2014 г. Кабинет министров Украины вернул УИНП статус центрального органа исполнительной власти; процесс ликвидации научно-исследовательского института и переучреждения продолжается и до сих пор. Теперь в нем работает 70 человек (вместе с техническим персоналом); бюджет УИНП - 5,5 млн грн. Новое руководство считает важным делом восстановление сотрудничества с аналогичными структурами в странах Балтии, Чехии, Германии, Польше...

Итак, недавно состоялся визит работников Украинского института национальной памяти, отечественных музейщиков и журналистов в Польшу под общим названием "Польский опыт сохранения исторической памяти". В рамках этой акции мы посетили Варшаву и Гданьск, различные профильные учреждения, музеи, работающие в сфере национальной памяти, а именно Институт национальной памяти - Комиссию по расследованию преступлений против польского народа, Польский неправительственный фонд "КАРТА", занимающийся распространением и документацией новейшей истории Польши и Центрально-Восточной Европы, Центр Солидарности в Гданьске, Музей Варшавского восстания, варшавский Музей истории Польши, Музей Второй мировой войны в Гданьске, Музей евреев Польши и др.

Главной целью нашей группы был Instytut Pamięci Narodowei. Без хотя бы небольшой справки об этой мощной государственной структуре трудно понять суть и значение текущей политики национальной памяти в Польше. Итак, IPN - это 2200 сотрудников, из которых 900 (40%!) работают в Бюро по предоставлению доступа и архивации документов. Это первое подразделение института, к которому мы вернемся ниже. Важная ремарка: абсолютно все "политико-исторические" архивы Республики Польша находятся в ведении IPN...

В структуру IPN входят также Бюро публичного образования, Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа и Люстрационное бюро. Глава IPN с 2011 г. - Лукаш Каминский. Институт издает научно-популярный журнал "Pamięć.рl", имеет свою веб-страницу в Интернете, а также 20 образовательных интернет-порталов. Кстати, в Польше выходят 16 научно-популярных периодических изданий на историческую тематику (одно из них - на белорусском языке)! В Украине - практически ни одного периодического...

ІPN со времени создания провел более 400 выставок, более 500 конференций, 200 конкурсов для молодежи, издал свыше 1200 книг и монографий (за последний год - более 150). Бюджет Института 2013 г. составлял немногим более 242 млн злотых (приблизительно 71-72 млн долл. США, или по сегодняшнему курсу - 910 млн грн).

Глава института Лукаш Каминский рассказал о довольно сложном ґенезисе польской модели общественной трансформации после свержения прокремлевского коммунистического режима: "В 1991 г. принят закон, отменявший неправомерные приговоры и позволявший пострадавшим, членам их семей добиваться возмещения. Но этот закон не охватывал все категории пострадавших, он постоянно дополняется и сейчас. В том же году в парламенте была сформирована Комиссия по изучению преступлений против польского народа. Этими вопросами занимались ученые-историки, но оставались еще многие вопросы, особенно это касалось доступа к архивам простых граждан. Важную роль сыграл (и играет) неправительственный фонд "Центр "КАРТА", который с 1991 г. издает историческийежеквартальник "КАРТА", в котором с использованием разнообразных источников (дневников, воспоминаний, документов, фотографий) публикуются рассказы о прошлом, в основном посвященные общественной истории Польши XX в., с точки зрения простого гражданина... Вначале 1990-х годов сообщество жертв коммунистических репрессий начало оказывать давление на государственные органы, учреждения, акцентируя на том, что, не рассчитавшись с прошлым, с историей, невозможно конструировать, строить современное государство, новую идентичность. Интенсификации этого процесса способствовала евроинтеграция государства и его вхождение в евроатлантические структуры. Одним из условий вступления Польши в НАТО был процесс люстрации, что и вылилось в принятие в 1997 г. обеими палатами парламента (сеймом и сенатом) Закона о люстрации. Толчком, очевидно, стали политические изменения в государстве, приход к власти "Солидарности", которая и начала процесс фундаментальных изменений в польском обществе. Интересно, что на этот закон было наложено вето тогдашнего посткоммунистического президента РП Александра Квасьневского. Но это было единственное вето президента, преодоленное парламентом. Таким образом, именно благодаря этому Закону о люстрации уже в 1999 г. был создан IPN..."

Очень важный момент: Институт обладает действительно широкими полномочиями, его независимость, как от исполнительной власти, так и от законодательной вне сомнений. Что же позволяет IPN оставаться при любой власти на плаву? Во-первых, весьма сложная система утверждения кандидатур в члены совета IPN. Представители 21 исторического факультета из польских университетов, имеющих право присуждать степени доктора наук, предлагают своих кандидатов, из которых избираются 14 человек. Сейм (нижняя палата парламента) сначала избирает из них десять, а потом - пять членов совета IPN. В свою очередь, сенат (верхняя палата парламента) избирает еще двоих членов совета из тех, кто не прошел "чистилище" сейма. И, наконец, двоих кандидатов назначает президент государства. Но, что интересно, даже он не свободен в выборе, поскольку выбирает из тех кандидатов, которых предлагает Национальный совет обороны и судопроизводства.

Как считает Лукаш Каминский, такая очень сложная система помогает им отгородиться от текущей политики. "У нас есть также и законодательные гарантии независимости. В Законе об IPN записано, что глава института независим от других органов власти, а значит, не подчиняется ни президенту, ни главе правительства. Раз в год Институт отчитывается в парламенте, но палаты парламента могут лишь заслушать отчет, а не одобрять его. Единственное, что влияет на нашу деятельность, - это принятие бюджета IPN. Мы предлагаем проект бюджета нашего учреждения на рассмотрение парламента. Там его могут принять или же отправить на доработку".

Вопрос люстрации сейчас актуален в Украине… Очень важным звеном IPN является Люстрационное бюро. После принятия закона 1997 г. о начале люстрационного процесса прошло 10 лет, и Люстрационное бюро (с 2007 г.) стало составляющей института. Очищение власти и общества по польскому образцу отличается от других моделей, принятых в странах Центрально-Восточной Европы. Глава Люстрационного бюро Радослав Петерман отметил: "Польская модель не запрещает заниматься политикой бывшим функционерам органов коммунистической безопасности. Вместе с тем каждое лицо, желающее работать в публичном государственном учреждении, должно заполнить люстрационную анкету-декларацию, что оно не было тайным сотрудником госбезопасности. Но если гражданин переходит в статус кандидата, принимает участие в избирательном процессе, то эта информация становится явной, публичной; избиратель имеет право об этом знать. Однако если кто-то дает недостоверную информацию, скрывает свое прошлое (работал в органах госбезопасности или сотрудничал с ними), то прокуроры IPN открывают дело. Это лицо может потерять возможность работать в публичных органах государственной администрации на срок от трех до 10 лет. О недостатках закона: он охватывает тех, кто работал в аппарате госбезопасности, в то же время не охватывает функционеров коммунистического аппарата. В Польше долгое время велись дискуссии вокруг принятия Закона о декоммунизации, но, к сожалению, ничего в этом направлении не было сделано. Другой недостаток закона: некоторые идеи были заблокированы Конституционным судом, а именно - лица, которые не участвуют в избирательном процессе, но работали в органах госбезопасности (или сотрудничали с ними), не должны раскрывать информацию о своем прошлом и о связях с ними. То есть на все 100% принципы прозрачности публичной жизни здесь не действуют.

Бюро люстрации создает и постоянно пополняет четыре больших каталога, которые публикуют в Интернет-сети.

1. Каталог бывших сотрудников бывших функционеров аппарата госбезопасности времен ПНР.

2. Каталог функционеров государственно-партийного аппарата ПНР.

3. Каталог лиц, которые "разрабатывались" аппаратом безопасности ПНР (лицо, за которым следили эти органы, должно дать согласие на опубликование своей фамилии в каталоге).

4. И самый важный каталог - список приблизительно 5000 лиц, которые сегодня выполняют важнейшие функции в государстве: министры, парламентарии; здесь публикуется вся информация о них, хранящаяся в нашем архиве".

Архивное дело в Польском государстве также находится в ведении института. Если все папки с документами архива IPN (полное название - Бюро по предоставлению доступа и архивации документов) выложить в один ряд, то получится около 90 погонных км! В этот архив попали материалы - абсолютно все, но очевидно, что речь идет о документах политического содержания - аппарата безопасности, а также гражданского, военного архивов, судов, прокуратур и других представительских органов. В архивах хранятся документы времен немецкой оккупации - длиной 2 км. Совсем немного документов советских. Кроме того, в бюро собраны копии или ксерокопии документов, архивных материалов, касающихся судеб поляков за рубежом. Если говорить о сотрудничестве с украинскими архивистами, то Лукаш Каминский отметил наиболее продолжительную и плодотворную работу с Государственным отраслевым архивом СБУ. После 2008 г. сотрудничество IPN с УИНП практически прекратилось.

"Доступ к документам предоставляется трем главным категориям лиц. Прежде всего, это жертвы - каждый преследуемый, пострадавший во время репрессий, может получить доступ к документам, связанным с ними. Доступ также имеют исследователи, очевидно, что прежде всего это историки. Журналисты имеют полный доступ к нашим архивам. Таким образом, общего, полного доступа для всех граждан к этим документам нет, поскольку в материалах много информации, касающейся пострадавших. Но есть две категории документов, к которым имеют доступ буквально все категории граждан. Речь идет о документах, касающихся бывших функционеров, работников органов государственной безопасности, а также документы 4-й категории, о которых мы уже говорили" (условно говоря - государственные служащие высшего эшелона. - С.М.), - подчеркивает Лукаш Каминский.

В архивных хранилищах IPN используются самые современные технологии кодификации, обработки, реставрации документов. В этом убедилась и наша многочисленная делегация. Особенно поразили реставрационные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. Лишь несколько ярких примеров. Так, в архиве IPN хранится 12 млн карточек, касающихся 5 млн человек, 3,5 млн фотографий, 2000 кинолент (1939-1989), снятых, в частности, и органами госбезопасности ПНР. Известный диссидент и политический деятель, уроженец Львова Яцек Куронь (1934-2004) "представлен" в архиве 623 (!) папками с документами, фотографиями, кинолентами... Четыре километра паспортных дел, есть папки каждого гражданина, выезжавшего из ПНР. За один день работники архива сканируют от 1300 карточек.

Третье звено IPN - Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа - занимается преследованием виновных в нацистских и коммунистических преступлениях против польского народа 1939-1989 гг., а также военными преступлениями и преступлениями против человечности. Ведется 1021 следствие - по делам нацистских и коммунистических преступлений. Против 472 человек в суды направлены обвинительные акты (объявлен 171 обвинительный приговор). Прокурорские отделения комиссии работают в 11 городах Польши. И прокуроры могут выступать с обвинительными актами в судах, то есть имеют такие же права, как прокуроры общих и военных прокуратур. А значит, могут принимать окончательные решения: прекращать дела или отправлять их на рассмотрение судебных инстанций.

Прокуроры комиссии изучают преступления, касающиеся граждан Польши, независимо от их происхождения или местожительства. Последнее касается лиц польской национальности, даже если они имеют другое гражданство (однако в тех случаях, когда речь идет о преступлении, совершенном против польского гражданина или поляка по национальности, прокуроры IPN опираются на международное законодательство). Кстати, глава комиссии одновременно является заместителем Генерального прокурора РП с особыми полномочиями. В последнее время изменились акценты в работе комиссии. Если раньше речь шла о преступлениях времен сталинизма в Польше (до 1956 г.), то отныне разрабатывается более широкая категория - "коммунистическое преступление". Речь идет о расследовании преступлений коммунистического режима до 1989 г. включительно.

Четвертая, очень мощная и влиятельная вертикаль IPN - Бюро публичного образования, имеет три основные направления: отдел научных исследований, в котором работают историки; образовательный отдел, работники которого на практическом уровне распространяют наработки ученых IPN среди образовательных учреждений, а также координируют связи с подразделениями в регионах (кстати, институт имеет филиалы в 11 городах Польши); издательский отдел.

Насколько важное значение придается публичному образованию? Вот названия лишь нескольких проектов института: "Оккупация Польши. 1939-1945", "Холокост", "Аппарат безопасности ПНР", "Аппарат безопасности в борьбе с антикоммунистическим подпольем. 1944-1956", "Борьба власти с оппозицией. 1956-1976", "Солидарность". 1976-1989", "Деятельность коммунистической партии", "Отношение власти к церквям. 1944-1989", "Польская политическая эмиграция", "Отношение власти к творческим сообществам". Каждый проект - это десятки книг, монографий, постоянно действующие выставки, конференции, лекции, выступления историков (в частности на телевидении и радио).

Важную роль играет популяризация темы; Бюро публичного образования находится в постоянном контакте со СМИ. Так, газеты, журналы, интернет-порталы с удовольствием публикуют материалы, подготовленные историками института. Напомним, что в Польше выходят 16 научно-популярных журналов, так что у читателя широкий выбор в этой сфере. Плодотворно работает Интернет-телевидение (IPN-TV). Работники бюро известны своими исследованиями по микроистории (личность сквозь призму индивидуальной истории).

В последнее время IPN широко использует настольные игры для подростков (и не только). В это трудно поверить, но настольная игра "Очередь. Как поляки жили в 1970-е годы" вышла общим тиражом 100 тыс. экземпляров, и ее уже не найти на полках книжных магазинов. К каждой игре прилагается брошюра, подготовленная историками Бюро публичного образования. Очень популярна игра "Монте-Кассино", посвященная кровопролитной битве близ итальянского монастыря в 1944 г., во время Второй мировой войны (в ходе "Битвы за Рим"), в которой принимали участие и проявили чудеса героизма воины 2-го Польского корпуса армии Владислава Андерса...

В Бюро публичного образования работают 320 только "творческих" сотрудников. Годовой бюджет (без учета заработной платы и содержания, а значит только на издание монографий, книг, мультимедийные проекты, настольные игры) составляет 5-6 млн злотых, то есть около 20-24 млн грн.

…Украинская власть никогда не была украиноцентричной. Польская власть, в свою очередь, часто, особенно в предвыборный период, потакает обострению "трудных вопросов" украинско-польских отношений. Более-менее радикальные выступления польских и украинских политиков всегда приходятся на годовщины трагических событий - на Волыни в прошлом году или же акции "Висла". Отрадно, что в этом году встреча с польскими историками состоялась в конструктивном ключе. В прошлом году ситуация была довольно сложной, диалог был трудным, политизированным и не всегда толерантным; подробнее см. ZN.UA, № 24-26.06.2013 г. - "Волынь-1943: О "селективной" культуре памяти, или Не может быть примирения через унижение". Заместитель директора УИНП Александр Зинченко, который, кстати, был участником и прошлогодних дискуссий в Варшаве и Люблине, подчеркнул: "Нам необходимо общее переосмысление, даже общая верификация данных по контраверсийным страницам нашей общей истории, таких как Волынская трагедия". Адам Михник, редактор "Газеты Выборчей" и сторонник взвешенного польско-украинского диалога, недаром говорил, что близким соседям, имеющим во многом общую историю, просто необходимо найти "чудо объединения".

Обострение отношений между Украиной и Польшей, так сказать, на исторической ниве не может не радовать Кремль. Некритичное использование документов оккупационных режимов (нацистского и коммунистического) также работает на Москву. В Украине же национальная память и государство будто отдельно существовали практически все 23 года независимости. Глава Украинского института национальной памяти Владимир Вьятрович уже неоднократно подчеркивал, что в Украине до сих пор "не преодолено тоталитарное прошлое", и государство за этот немалый отрезок времени так и не сподобилось выработать стройную политику в сфере исторической памяти; полного доступа к архивам спецслужб, министерства внутренних дел до сих пор нет. Хотя с приходом новой команды в Государственный архив СБУ (глава Игорь Кулик) ситуация постепенно меняется к лучшему.

Первый заместитель председателя УИНП Алина Шпак во время встречи с историками IPN отметила: "Сейчас очень нужно популяризировать темы, которые нас объединяют. Это могут быть "зеркальные выставки", которые параллельно будут экспонироваться в обеих странах и будут посвящены разным темам - а именно: политическим репрессиям коммунистического режима против украинцев и поляков, депортациям, борьбе за независимость и т.п."

Об интересном и поучительном опыте Польши в сохранении и развитии музейного дела читайте в одном из ближайших номеров ZN.UA.

Автор выражает искреннюю благодарность Study Tours to Poland Коллегиума Восточной Европы им. Яна Новака-Езёранского (Мирослав Скирка, Елена Прусиновская, Ростислав Крамар), Украинскому институту национальной памяти, Институту национальной памяти Польши за возможность принять участие в исследовательской поездке в Республику Польша.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме