Запланированный правительством эксперимент с медицинской реформой предусматривает ручное «распиливание» бюджетных средств.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам управления териториями Юрий Ганущак, комментируя принятый в первом чтении правительственный законопроект № 8603 об эксперименте с медицинской реформой в Днепропетровской, Донецкой, Винницкой областях и городе Киеве.
По словам автора, настораживает отсутствие в законопроекте прямых поручений правительству с конкретными сроками на выполнение его положений. Например, нет поручения сделать разделительные балансы на случай, если больница и поликлиника находятся под одной крышей.
«Похоже, готовится ручное «распиливание» бюджетных средств, прежде всего для закупки дорогостоящей аппаратуры со всеми откатными прелестями. Кстати, это подтверждается тем, что в заключительных положениях законопроекта предлагается вывести предоставление услуги по медицинскому обслуживанию населению в пилотных регионах из-под действия тендерного законодательства», - пишет Ю.Ганущак.
По его мнению, достаточно сомнительным является принцип добровольности перехода бюджетных учреждений в некоммерческие предприятия, поскольку стимулов для такой добровольности в законопроекте нет - как и кнута. «Однако пациенты могут заподозрить неладное уже в попытке утверждения Минздравом «порядка выбора и изменения пациентом врача общей практики». Хотя, согласно Конституции, ограничение действий граждан должно определяться законом, а не подзаконным актом. Правда, в дальнейшем формулировки становятся более четкими: в отношении специализированных больниц говорится о «порядке направления пациентов в учреждения охраны», что действительно в компетенции отраслевого министерства. Создается впечатление, что различные части законопроекта писали различные подразделения Минздрава, не согласовывая между собой позиций», - считает эксперт.
Кроме того, по его словам, в законопроекте практически не описаны методы контроля и мониторинга. В системе страховой медицины главную миссию контроля качества предоставления медицинских услуг играют страховые компании. В административной системе с этой целью создается инспекция госпиталей, подчиненная непосредственно центру. Согласно законопроекту, областное управление здравоохранения остается главным органом, который делит деньги, осуществляет организационно-распорядительные функции и сам себя контролирует.
«И уже совсем плохо у разработчиков с пониманием финансовых механизмов обеспечения здравоохранения. Скорее всего, законопроект, в стиле нынешнего премьера, просто продавили через Кабмин без анализа профильными министерствами и секретариатом Кабмина», - отмечает автор.