ВЫСОКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПАСАЕТ «ШКОДУ»

Поделиться
Понятие «культура» все чаще встречается в лексиконе граждан, проживающих в странах Центральной Европы...

Понятие «культура» все чаще встречается в лексиконе граждан, проживающих в странах Центральной Европы. При этом они имеют в виду не привычное для нас обозначение искусства, а политическую культуру современной демократии, которая дает возможность урегулировать разногласия путем переговоров, растить элиту, способную не только определять границы своих власти и потребностей, но и соблюдать их, а также создавать и развивать государственные институты, которые являются чем-то большим, нежели просто внешними фасадами страны.

Существует, однако, еще одно значение понятия культуры, широко используемое в Чешской Республике, - оно касается технической культуры предприятия, которое по центральноевропейским масштабам имеет довольно богатую и длительную историю.

В городе Млада Болеслав находится завод, почти с начала века выпускающий автомобили с маркой «Шкода». Еще десять лет назад ненадежность и прихотливость «Шкод» сделала их предметом насмешек и анекдотов во всех социалистических странах, являвшихся главными потребителями этих машин. И это при том, что чешские машины считались одними из лучших в рамках СЭВ. Сейчас все это уже позади.

В британском рейтинге удовлетворенности потребителей J. D. Power в прошлом году «Шкода» значительно продвинулась вверх. Конечно, главной причиной этого стали зарубежные инвестиции. Первоначально 30 процентов акций компании выкупил германский «Фольксваген», а к 1995 году он увеличил свою долю уже до 70%. В городе Млада Болеслав немцы построили новый автомобильный завод, на котором можно изготавливать приличную продукцию. Сегодня он выпускает «Фелицию» и «Октавию» - модели, завоевавшие более половины чешского рынка и постепенно пробивающие себе путь за Запад.

Представитель «Фольксвагена» Уилфрид Бокельман, возглавляющий управление исследований и дизайна на «Шкоде», утверждает: «Подготовка персонала, которую мы проводим в Чехии, существенно отличается от того, что мы делаем в Португалии (где «Фольксваген» также имеет дочернюю компанию. - Прим. авт.). В конце 30-х годов «Шкода» достигла мирового уровня - тогда она выпускала и красивые роскошные автомобили, и спортивные модели, занимавшие призовые места на авторалли. Даже при коммунистическом режиме инженеры «Шкоды» находили свои собственные, оригинальные решения, потому что до середины 50-х здесь допускалась довольно широкая свобода технического творчества».

По словам г-на Бокельмана, его компания не инвестировала бы средства в завод во Млада Болеславе, не обладай его персонал необходимой технической культурой. «Это город связан с изготовлением автомобилей почти 100 лет, - заявляет он, - не только отцы, но деды и прадеды современных рабочих работали на предприятии, изготавливавшем автомобили».

Однако причины решения «Фольксвагена» инвестировать средства в «Шкоду» заключаются, очевидно, не только в этом. Завод во Млада Болеславе не может похвастаться высокой автоматизацией труда. Постороннему, попадающему в сборочный цех, бросаются в глаза рабочие, деловито снующие вокруг конвейера, устанавливая на автокорпуса комплектующие, сваривая швы и прикручивая необходимые детали. Сборочные линии «Шкоды» характеризуются интенсивным использованием ручного труда, что отражает общую тенденцию дешевизны рабочей силы в Чехии. И это несмотря на то, что рабочие «Шкоды» получают зарплату, на 40% большую, чем в целом по стране.

Используя такое удачное сочетание, как высокая индустриальная культура и низкая стоимость рабочей силы, компания может рассчитывать на производство дешевых и хороших автомобилей еще в течение какого-то периода времени. «Фольксваген» сменил подавляющее большинство бывшего административного аппарата «Шкоды». Любос Корецки, начальник управления маркетинга по Центральной и Восточной Европе, который является одним из немногочисленных представителей «старой гвардии», рассказывает: «Для меня это был чрезвычайно сложный переходный период. Раньше я работал в компании, не имевшей отдела маркетинга. Мы производили автомобили и поставляли их в государственную торговую сеть или для государственных организаций, занимающихся экспортом. Никто из нас не должен был трудиться по-настоящему. Моя секретарша, например, не хотела и слышать о компьютерах, а сейчас она без них не может жить. Невозможно представить, как мало мы тогда знали об окружающем нас мире».

В начале 90-х «Фольксваген» почувствовал, что практически похороненную техническую культуру чехов можно возродить, и преуспел в этом. К сожалению, для страны это не стало общей тенденцией: в своем большинстве чешские машиностроительные предприятия устарели, к тому же находятся они под государственным управлением.

Несмотря на свой имидж радикального реформатора, бывший премьер страны Вацлав Клаус сделал слишком мало для приватизации чешской промышленности, и его преемнику, социалисту Милошу Земану осталось еще много работы в этом направлении. Так что хотя главная цель развития Чешской Республики - рыночная экономика и демократия - осталась неизменной, движение к ней происходит слишком медленно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме