ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В ГЕРМАНИИ
Именно здесь пришли к выводу о необходимости передать в частные руки четверть всех акций бывшего государственного монополиста в сфере почтовых услуг, который по своему валовому доходу занимает второе место в мире, уступая лишь американской Postal Service. В частности, только в нынешнем году запланированный доход этого тяжеловеса должен превысить 30 миллиардов евро.
К этому шагу руководство немецкой почтовой службой готовилось целых три года, потратив 8 миллиардов евро (6,79 миллиона долларов) на приобретение 37 транспортных самолетов, а также целой сети средств местной доставки почты по всему миру. Кроме того, в самое последнее время было потрачено еще 100 миллионов немецких марок (43,64 миллиона долларов) на рекламу в местных СМИ, а также на установку огромного количества рекламных щитов по всей стране и на запуск целого облака больших воздушных шаров с символикой Deutsche Post. Однако результат всей этой кампании явно не соответствовал ожиданиям. В первый день открытых торгов на Франкфуртской бирже цены на акции возросли лишь до 21, 46 евро по сравнению со стартовой ценой в 21 евро.
Столь слабая активность во многом объясняется тем, что нынешним летом Европейская комиссия предприняла расследование по поводу предполагаемых нарушений компанией правил игры в свободный рынок. В частности, Deutsche Post обвиняется в том, что он душит конкурентов и это удушение якобы оплачивают его собственные клиенты. «Немецкие потребители платят самые высокие цены на почтовые услуги в Европе», — утверждается в докладе ЕС, подготовленном 8 августа. Непомерные тарифы на самые обычные почтовые марки создают экономические предпосылки для незаконного снижения цен на услуги по доставке бандеролей. Кроме того, Deutsche Post предоставляет существенные скидки всем крупным компаниям, занимающимся доставкой товаров по почте в том случае, если они обязуются пользоваться только лишь ее услугами. Поэтому ни у одной из частных компаний нет ни малейших шансов выдержать конкурентную борьбу в этой области на территории Германии. Окончательного заключения комиссия еще не приняла, однако ожидается, что на компанию будет наложен очень крупный штраф.
Правда, руководство немецкой почтовой службы не признает за собой никаких нарушений в отношении свободной конкуренции. В частности, высокие цены на почтовые марки (отправка одного письма в пределах Германии обходится в 1,1 немецкой марки) оправдывается исключительно высокой скоростью доставки корреспонденции -— 95 процентов всех писем приходят к адресату максимум на следующий день после отправки. А ведь именно эта старомодная услуга приносит 75 процентов всей прибыли Deutsche Post. Поэтому особой тревоги шумная деятельность Еврокомиссии в Германии не вызывает.
Приватизация Deutsche Post станет очень важной вехой на пути набирающей обороты европейской приватизации. Хотя по стоимости приватизации она занимает лишь восьмое место среди крупнейших приватизаций в Европе, тем не менее знаменует собой наступление новой эпохи — стремительных метаморфоз бывших государственных монополий.