На пресс-конференции в Главкиевархитектуре были обнародованы новые проекты, которые, по мнению главного архитектора столицы Киева Сергея Бабушкина, уже в ближайшие годы позволят существенно улучшить как транспортную, так и экологическую ситуацию в многомиллионном городе.
Проектировщики, да и сам недавно назначенный заместитель главы Киевской горадминистрации Иван Салий, которому предстоит координировать и контролировать решение транспортных проблем города, рассказывали о комплексной программе развития города на 2000-2002 годы. Программа предусматривает увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 1 млн. кв. м., а также европейские подходы к решению транспортных проблем.
Впрочем, о жилье в этот раз не говорили - с этим, похоже, ясно: есть великолепные проекты, есть кому строить, были бы деньги. А вот о транспорте было произнесено столько слов, что посети знаменитые авторы «Двенадцати стульев» упомянутую презентацию, они бы наверняка изменили убеждение, что пешеходы - лучшая часть человечества...
Каждый пятый «житель» Киева - автомобиль
За последние годы интенсивность движения на столичных улицах возросла в несколько раз и превысила все перспективные расчеты. Ожидалось, что полумиллионный автомобиль в Киеве появится только к 2005 году. Фактически уже в текущем году официально насчитывается не менее 500 тысяч единиц транспортных средств, кроме того - более 70 тысяч незарегистрированных и не менее 150 тысяч транзитных. Этот поток так или иначе устремлен к центру и дает почти 90% загрязнения окружающей среды.
Поэтому специалисты отмечают исключительную важность завершения формирования кольцевой структуры дорог в правобережной части города и прежде всего окончание строительства Окружной дороги, подчеркнул главный архитектор проекта Генерального плана Киева Евгений Лишанский. Сейчас существует так называемое Западное - Юго-Западное полукольцо. Чтобы его замкнуть, не хватает очень важного участка - от улицы Богатырской до Гостомельского шоссе.
Ожидается, что этот участок существенно разгрузит улицы жилых массивов, прежде всего северной части города, от транзитных грузовых потоков, которые идут с севера Киевской области по таким ультразагруженным магистралям, как Вышгородская, проспект Правды и другие.
Строительство этого участка общей протяженностью около 7 километров уже начато, окончить его предполагается осенью следующего года, стоимость составит не менее 40 млн. гривен. Согласно расчетам специалистов «Киевпроекта», уже на пятый год эксплуатации автомагистраль должна «оттянуть» с городских улиц не менее 23 тысяч транзитных автомобилей в сутки, а через десять лет - более 40 тысяч.
Сыграем в тендер?
Трудно переоценить также значение строительства автомагистрали от Крещатицкой Набережной до проспекта Красных Козаков и жилмассива Оболонь, отметил председатель правления АО «Киевпроект» Игорь Гордеев. В рамках этого проекта предполагается сооружение уникального разводного моста над Киевской гаванью, из доков которой выходят к Днепру новые суда «Ленинской кузницы». По словам главного инженера проекта нового моста Георгия Фукса, при его сооружении будет использован опыт санкт-петербургских мостостроителей.
Новая автомагистраль позволит развязать многие затянувшиеся узлы. Во-первых, она напрямую соединит Оболонь с центром, что сократит в два-три раза время проезда на автомобилях. Во-вторых, удастся разгрузить узкие улицы Подола и сохранить его историческую застройку. В-третьих, откроются возможности для преобразования прибрежных территорий Рыбальского острова, где со временем предусматривается возвести ряд общественных комплексов.
Новаторское решение давней проблемы предложили инженеры «Киевпроекта» Владимир Воробьев и Олег Овдий. Их проект по существу стал альтернативой прежним разработкам: еще 20-25 лет тому назад автомагистраль предполагалось проложить вдоль склонов Днепра, в частности и через историческое урочище Боричев ток.
О строительстве новой автомагистрали уже есть распоряжение главы Киевской горадминистрации Александра Омельченко. Разработка технико-экономического обоснования должна быть закончена до 30 июля с.г. Предполагается, что в тендере на право строительства примут участие четыре-пять ведущих строительных организаций города. Ориентировочная стоимость проекта - 70-80 млн. гривен.
Георгий Фукс, по проектам которого уже построено три киевских моста через Днепр, отмечает, что для многомиллионного города, расположенного на обоих берегах большой реки, сооружение новых мостовых переходов становится все более актуальной задачей. Существующие мосты уже не справляются с возрастающими транспортными потоками. Неудивительно, что уже ведутся проектные и подготовительные работы по сооружению еще одного моста, который соединит крупнейший жилой массив Троещину с центром города современной автомагистралью и линией метрополитена. Стоимость строительства составит порядка 400 млн. долларов.
Небоскреб для авто
Очередная головная боль «отцов города» - «жилье» для автомашин. В развитых странах проблему их «бездомности» решили за счет многоэтажных гаражей и стоянок. Там вообще нет ничего подобного нашим массивам одноэтажных «консервных банок» для авто.
По словам Евгения Лишанского, в Киеве боксовыми гаражами занято свыше 700 гектаров ценнейших городских территорий, и это количество стремительно растет. Специалисты «Киевпроекта» совместно с Главкиевархитектурой подобрали более 20 площадок для многоэтажных гаражей и паркингов, в том числе и в центре города. Слово за инвесторами и строителями.
Вообще-то решение транспортных проблем - задача не из дешевых, отмечали специалисты. И хотя 70 млн. гривен, потраченных в прошлом году на обустройство транспортной инфраструктуры Киева, по нынешним временам тоже немало, это сумма просто блекнет по сравнению с теми деньгами, которые тратятся на эти же цели в столицах других держав. Чтобы более-менее направить киевский транспорт в цивилизованное русло, нужно хотя бы 200-300 млн. гривен ежегодно. Нам до этого еще расти и расти…