Газовый кризис закончился, а энергетическое соперничество между Москвой и западными столицами — еще нет. Россия и Германия откровенно используют ситуацию для продвижения проекта «Северный поток». С другой стороны, повышаются шансы на реализацию проекта газопровода «Набукко», а возможно, ситуацией также можно воспользоваться для продвижения идеи украинского «Белого потока». Но действительно ли украинская власть заинтересована в том, чтобы затормозить «Северный поток» и предложить альтернативные пути транспортировки газа?
Похоже, что официальный Киев сознательно отказывается от влияния на некоторые процессы, непосредственно затрагивающие энергетические интересы Украины на стратегическом Балтийском море. Как уже неоднократно писало «ЗН», Украина может активно влиять на решения по поводу «Северного потока» и транспортировки российской нефти устаревшими танкерами (в обход Украины). Такая возможность появилась бы после принятия Украиной Хельсинкской конвенции по Балтике и в случае участия украинских делегатов в деятельности Хельсинкского комитета на правах полноценного члена этой организации, а не только наблюдателя.
Как выяснило «ЗН», украинские дипломаты в Балтийских странах провели консультации относительно вступления Украины в HELCOM и добились поддержки этой идеи со стороны государств — членов этой организации, а также секретариата комиссии. Следующим шагом должен был стать официальный визит министра охраны окружающей природной среды Украины в Хельсинки, где на основании таких договоренностей приняли бы более конкретные декларации. Теперь дело передали украинскому Миприроды, которое, как удалось выяснить, вовсе не спешит его продвигать.
Хельсинкская конвенция 1992 года — основной документ, определяющий правила охраны среды Балтийского моря и его водосборного бассейна. Исполнительным органом конвенции является Хельсинкский комитет (HELCOM) с главным секретариатом в столице Финляндии и местными секретариатами в каждом государстве, состоящем в этой организации. В работе Хельсинкского комитета принимают участие ученые (специалисты по океанологии, химии, биологии, охране среды, международному праву), представители органов местного самоуправления, неправительственных организаций из всех членских стран. Они проводят мониторинг состояния среды и выполнения международных обязательств (с чем, кстати, у России и Германии есть некоторые проблемы), а также работают над директивами и документами, которые после их принятия имеют большой вес в международных отношениях.
Поскольку Россия и Германия являются сторонами конвенции, вопросы, связанные со строительством «Северного потока», должны быть согласованы именно с HELCOM. На практике единственная возможность затормозить или заблокировать строительство этого трубопровода — это акцентировать внимание на тех угрозах, которые данный проект может представлять для экосистемы Балтики. И хотя не всегда официальное мнение Хельсинкского комитета обязательно для учета странами-членами, все же пренебрегать им нельзя. В частности, мнение экспертов HELCOM сыграет решающую роль при разработке официальных документов Европейского Союза: Балтийского плана действий и Стратегии для Балтийского региона. В Евросоюзе сейчас уделяют особенно большое внимание Балтийскому морю, а вопросы его охраны и развития сотрудничества в регионе приобретут еще большее значение во второй половине года, когда в ЕС будет председательствовать Швеция.
А сегодня в эту организацию следовало бы вступить и Украине, которая опосредствованно также причастна к загрязнению Балтийского моря — через притоки Вислы (Западный Буг и Сян), а также выбросы в атмосферу.
В прошлом году к этой проблеме привлекли внимание депутаты Львовского областного совета. И 26 февраля 2008 года совет проголосовал за официальное обращение к министру иностранных дел Украины и председателю ВР с просьбой принять неотложные меры, направленные на принятие Хельсинкской конвенции. Этот вопрос наиболее активно лоббируют два депутата облсовета: Остап Козак (БЮТ) и бывший заместитель главы облсовета Лев Захарчишин («Пора»). Эту идею поддерживают также городские власти Луцка, активно работающие по разным программам балтийского сотрудничества.
Обращение Львовского облсовета не было напрасным. Вопросом всерьез заинтересовались украинские дипломаты, работающие в столицах Финляндии, Швеции, Литвы, Латвии и Эстонии, а также в польском Гданьске. Помогает продвигать это дело также Андрей Шкиль, неоднократно направлявший депутатские запросы по поводу вступления Украины в HELCOM. И не стоит удивляться — речь идет не только о привлечении международного сообщества к охране среды Львовщины и Волыни (финансовая и техническая помощь), но и в первую очередь об обеспечении стратегических интересов Украины в энергетической сфере. Как отмечают сторонники этой идеи, украинские делегаты в Хельсинкском комитете смогут включить в повестку дня целый ряд вопросов, которые на первый взгляд касаются только экологии Балтики, но опосредствованно повлияют на российские энергетические проекты, направленные против транзитных стран (Украины и Беларуси).
Как выяснило «ЗН», Украине дали зеленый свет: можно вступать! Большая заслуга в этом украинских дипломатов, особенно Андрея Дещицы — посла Украины в Финляндии. По словам представителей секретариата HELCOM, сейчас Украине нужно принять политическое решение, которое подтвердит желание присоединиться к конвенции. Такую декларацию следует принять на уровне Кабинета министров по инициативе министра охраны окружающей природной среды Украины. Вместе с тем дипломаты отмечают, что при желании Киева они готовы организовать официальный визит министра Георгия Филипчука в Финляндию, где можно будет достичь ряда договоренностей.
Кроме этого, необходимым шагом для активизации сотрудничества между Украиной и HELCOM, о котором неоднократно говорила финская сторона, является назначение национального украинского эксперта, который непосредственно способствовал бы реализации совместных проектов между Хельсинкской комиссией и Украиной.
Как утверждают источники «ЗН» в столице Финляндии, вопрос полноценного членства Украины в HELCOM уже ставился некоторое время назад перед секретариатом этой организации, и государства — члены HELCOM благосклонно отнеслись к такой идее. Вместе с тем из-за низкой заинтересованности украинских органов, отвечающих за охрану окружающей среды, этот проект не был воплощен в жизнь, поэтому Украина до сих пор имеет в HELCOM только статус наблюдателя.
По словам финских экспертов, отсутствие заинтересованности связано с нежеланием проводить экологические реформы и хотя бы отчасти приблизиться к европейским стандартам экологического управления и устойчивого развития. А такая оценка действий украинских властей не способствует реализации на практике евроинтеграционного курса Киева и не повышает международный престиж Украины. Можно сказать и более откровенно: красивые слова о европейском курсе — это замечательно, но без экологических реформ, на которых настаивают финны и шведы, о членстве в ЕС можно будет забыть. И если представляется случай провести их с помощью определенных международных организаций и фондов, которые также хотят поддержать Украину финансово, и вместе с тем способствовать усилению энергетической независимости государства, то следует над этим задуматься.
Кроме этого, Минприроды вряд ли сможет более активно работать над решением острейших экологических проблем бассейна Западного Буга и Сяна, то есть того небольшого пространства, которое является объектом интереса для HELCOM. Следует отметить, что участие в HELCOM способствовало бы также внедрению в Украине энергосберегающих технологий и осуществлению других мер, направленных на уменьшение потребления газа и нефти. Конечно, все это требует средств и усилий со стороны украинских органов власти, в том числе и Минприроды. И хотя значительная часть средств поступила бы на эти цели из Брюсселя, Стокгольма, Осло и Хельсинки, все же не видно, что Киев готов к такому сотрудничеству.
А значит, вопрос сводится к следующему. Более активные экологические реформы и некоторые затраты на охрану окружающей среды — в обмен на финансовую помощь международного сообщества и возможность влиять на энергетические проекты на Балтике. Готово ли Минприроды к этому? Руководство министерства — возможно, но дело не в этом. В структуре любого государственного органа есть немало людей, которым подобные изменения не нужны, поскольку они означают новые обязанности. Именно в этом состоит причина того, что Украина теряет уникальную возможность усилить свою энергетическую безопасность, распространяя свое влияние на энергетические проекты россиян и уменьшая энергоемкость экономики.
В конце концов, на HELCOM этот вопрос не исчерпывается. В прошлом году украинских делегатов пригласили к сотрудничеству в рабочих группах еврорегиона «Балтика», где также они могут вносить свои замечания относительно «Северного потока» и других энергетических проектов. Секретариат еврорегиона хочет услышать мнение Украины, чтобы учесть его при подготовке еэсовской Стратегии для Балтийского региона и Балтийского плана действий. Казалось бы, инициатива замечательная, но сколько-нибудь значительного отклика с украинской стороны она не вызвала.
Первое заседание рабочей группы этого еврорегиона, в котором планируется участие украинских делегатов, состоится уже во второй половине февраля. С точки зрения стратегических интересов Украины весьма нежелательно, чтобы украинская сторона проигнорировала это мероприятие. Отсутствие на нем хотя бы советника по транспортным вопросам украинского посольства будет свидетельствовать о том, что официальный Киев не хочет влиять на процессы, которые касаются его непосредственно, и сознательно отдает инициативу геополитическим соперникам.