Принятые на этой неделе парламентские решения прогнозировались давно. По крайней мере, «ЗН» еще в № 1 за 1999 год, по свежим следам подписанного Л.Кучмой 30 декабря указа, предполагало, что в таком варианте Государственная программа приватизации на текущий год не найдет 226 сторонников в сессионном зале и, более того, - против нее выскажутся не только левые - в силу своих убеждений, но и многие депутаты либеральных взглядов. Так и случилось в минувшую пятницу, когда документ собрал аж 227 голосов, но… за отклонение. Таким образом, потерпела неудачу уже третья попытка принятия приватизационной программы на нынешний год и в силе остается программа-98.
Можно спорить, плохо это или хорошо. На наш субъективный взгляд - для процесса не опасно. Гораздо худшие «детальки» содержались в законопроекте, подготовленном на основе президентского указа. В частности, разрешались продажа пакетов акций крупных предприятий за ОВГЗ (без какого-либо квотирования или хотя бы намека, что же это за предприятия будут) и увеличение уставного фонда ОАО на размер внесенных инвестиций (что, естественно, может приводить к уменьшению размера государственного пакета акций и ко всяческим скандалам). Было еще с пяток замечаний помельче, на которых акцентировал внимание выступавший на сессии от комитета по экономической политике Юрий Ехануров, но мы на них останавливаться не будем.
Напряжение попытался снять председатель Фонда госимущества А.Бондарь, заявив, что оба спорных вопроса из документа можно изъять - было бы депутатское желание. Эту же позицию озвучил представитель Президента в парламенте депутат Роман Бессмертный: дескать, Президент готов ввести в действие указ без двух спорных абзацев. А где подписанный Леонидом Даниловичем документ - поинтересовались парламентарии. Не-е, на слово верить не будем…
Здесь самое время сказать, что эпопея проваливания президентского указа не увенчалась бы успехом без поддержки левых фракций. В парламенте нынешнего созыва стало уже замечательной традицией: обсуждение любого связанного с приватизацией документа традиционно проходит, условно говоря, под красным знаменем. И третье представление программы-99 в этом смысле не более чем… представление. Очередной повод заклеймить на всю страну антинародную политику, курс на разграбление Украины и поговорить об отдельных предприятиях, которые из-за приватизации стали практически уже безнадежными (интересно, в госсобственности у них было бы больше шансов на выживание?). Мы не рискнем предлагать пари в столь тонком деле, как украинская политика, но думается, что принятие программы приватизации нынешним составом парламента невозможно вообще. Потому Фонду госимущества лучше настраиваться на то, что программа-98, принятая ровно год назад, 12 февраля 1998-го, будет действовать если не вечно, то хотя бы ближайшие три года - до очередных парламентских выборов. А народные избранники станут примерно раз в квартал вносить в нее изменения.
Очередной раз это проделали в четверг, продлив срок обращения приватизационных и компенсационных сертификатов до 1 мая. И если по «каэсам» продление больше формальное, поскольку руководители специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации А.Рябченко и
И.Квятковский каждый раз стремятся уйти от адресованных им вопросов - а когда будет принято решение, которое обещали подготовить еще к 6 ноября прошлого года, когда граждане и финпосредники смогут вложить свои бумаги в покупку акций, - то с приватизационными сертификатами ситуация иная. Быть очередному - как записано в проголосованном документе, «заключительному» - аукциону за ПИСы. И провести этот аукцион,
48-й по счету, Фонд госимущества обязан до 1 мая с.г. Так что, с одной стороны, председатель ФГИ
А.Бондарь и его заместительница С.Ледомская, с начала года заявляющие об окончании сертификатной приватизации, оказались слишком большими оптимистами. А с другой… Увы, приходится констатировать, что у нашего приватизационного ведомства до обидного мало возможностей хоть как-то влиять на принятие парламентом приватизационных решений. При последнем рассмотрении на сессии вопроса о сертификатах зампреду Фонда Ю.Гришану не дали даже сказать и слова - не то чтобы всерьез обсуждать позицию ФГИ.
Впрочем, в данном вопросе есть и сторона третья. «ЗН» уже не раз писало о том, как ФГИ вкупе с Украинским центром сертификатных аукционов завершало сертификатную приватизацию, так что повторяться не будем. Но об одном фактике мы умолчали, дабы не разогревать ситуацию. А ведь 12 января на брифинге в ФГИ Александр Бондарь, а за ним 26 января - генеральный директор УЦСА Юрий Тараторин называли достаточно впечатляющую цифру: населением не вложено более 3 млн. приватсертификатов. Из 45,7 млн. полученных (в том числе и в существовавшей до 1995 года безналичной форме). Может ли наш человеколюбивый парламент не использовать такой козырь? Ответ был настолько очевиден, что автор этих строк еще в январе интересовался в УЦСА - а готовы ли там проводить 48-й аукцион? И г-н Тараторин ответствовал в том смысле, что если будет решение - то всегда готовы.
Решение ВР есть, а поскольку у Президента нет видимых причин - кроме, конечно же, обиды за отклоненный приватизационный указ - возражать против продления обращения сертификатов всего-то на два с половиной месяца, в кругах финансовых посредников, вероятно, уже в ближайшие дни начнется оживление. Ведь не исключено, что ФГИ, подверженный нынче самым разнообразным влияниям, скрепя сердце, все же выставит на 48-й аукцион нечто не просто привлекательное, а суперпривлекательное. И все получится совсем не так, как долго и нудно уверяли население с экранов телевизоров: кто не вложил (имеется в виду на 1-47-м аукционах) - тот не проиграет. Ибо выиграть можно будет именно теперь. Но это касается только юридических лиц, саккумулировавших многие тысячи сертификатов: покупать имущество за них гораздо дешевле, чем на конкурсах за «живые» деньги. И никаких тебе инвестиционных обязательств, за выполнением которых нынче так пристально следят! А рядовые граждане… В случае ажиотажа они, естественно, проиграют, получив на свой сертификат меньше акций. Но, возможно, это все же лучше, чем не отоварить ваучер вообще?
И в заключение - небольшой парадокс из современной приватизационной действительности. Дело в том, что количество вложенных и невложенных ваучеров на сегодня не может знать никто. Наша отчетность, увы, велась в карбованцах и гривнях, а не в штуках, поэтому цифра в 3 млн. - не более чем плод математических прогнозов. Более реальна цифра в 325 тыс. ваучеров, не вложенных финпосредниками на 5 января. Плюс еще 40 тыс., которые участвовали в аукционе, но, согласно действующим процедурам, не были приняты к расчету его результатов. Проще говоря, и на последних, декабрьских, торгах доверительные общества и инвесткомпании «капризничали», не желая приобретать акции, если сумма «в сертификатах» покажется им чрезмерной. Даже перед лицом реальной угрозы, что часть сертификатов так и окажется не вложенной. Или, может быть, знали, что угроза сия бутафорская, что «свои» представители в парламенте продлят жизнь сертификатов ровно на столько, на сколько нужно?
Поэтому мы бы не исключали, что пятое продление сертификатной приватизации может оказаться не последним и в каком-то варианте она просуществует до конца 1999 года. Что для денежной приватизации, конечно, весьма печально. И для бюджета тоже.