По последним данным операторов мобильной связи, около 400 тысяч граждан Украины пользуются услугами мобильной связи. Конечно, это значительно меньше, нежели в странах Западной Европы. Но количество украинцев, желающих обзавестись мобильным телефоном, стремительно растет. В то же время по объемам несанкционированного ввоза данных аппаратов Украина чуть ли не лидирует среди европейских стран.
Растущие объемы «серого» рынка мобильной техники в Украине, разумеется, не могут не беспокоить крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования — Alkatel, Ericsson, Motorola, Nokia и Samsung Electronics, которые и решили: «нелегалам» пора объявлять войну. Первым серьезным шагом в решении этой проблемы стало проведение совместно с правительственными структурами «круглого стола» и заседание Всеукраинского пресс-клуба потребителей.
«Белый» телефон, в отличие от «серого», попадает в страну официальным путем со склада производителя через его официального дистрибьютора, — объяснила представитель компании Nokia Эллина Романюк. — Совсем иное дело — «нелегал». Как правило, его берут с другого рынка, где он уже прошел программное блокирование под определенного оператора. Значит, для использования в местной сети Украины его нужно раскодировать. А процесс неавторизированного взлома программного обеспечения телефона является незаконным и считается фальсификацией».
По словам представительницы Alkatel Риммы Галасы, хотя «серый» телефон и стоит дешевле, но такая экономия себя не оправдывает: разблокирование — это вмешательство в электронную часть аппарата, что может стать причиной его неисправной работы. К повреждениям приводят и неоригинальные аксессуары. Если учесть, что нелегально ввезенный товар не подлежит гарантийному обслуживанию, то несложно представить разочарование владельца. В его глазах, безусловно, падает имидж компании-производителя и оператора связи, хотя их вины тут нет.
В Украине, кроме того, массовым явлением стало нарушение правил торговли мобильными телефонами.
— Конечно, одними штрафными санкциями и запретами проблемы не решить, — убежден представитель компании Samsung Electronics Юрий Погребняк. — Нужно донести до потребителя полный объем информации: как отличить «белый» телефон от «серого»? Какими правами пользоваться покупателю, что он должен требовать от продавца?
Именно с этой целью во время «круглого стола» Украинская ассоциация потребителей совместно с компаниями-производителями мобильных телефонов составили обращение ко всем, кто пользуется услугами мобильной связи или желает стать абонентом. Поскольку в этом обращении содержится и целый ряд полезных советов, считаю уместным привести его текст полностью:
«Одно из самых современных средств связи — мобильная — стремительно развивается в Украине. Компании-операторы разнообразят и расширяют сферу услуг, компании-производители постоянно предлагают новые, усовершенствованные модели телефонов.
Но наряду с этим тенденция разрастания рынка так называемых «серых» телефонов, которые завозятся в страну нелегальным путем, не может не вызывать беспокойство. Нелегальный ввоз приобрел слишком широкий размах: считается, что два из каждых трех телефонов попадают в Украину незаконно...
Попытаемся объяснить, почему, на наш взгляд, «серый» рынок не должен существовать. Прежде всего, вы, уважаемые потребители, немного сэкономив на покупке нелегально ввезенного телефона, со временем потеряете намного больше, поскольку «нелегал» уже был закодирован под определенного оператора в другой стране. Чтобы он работал в сети Украины, совершается грубое вмешательство в программное обеспечение телефона. Фактически совершается взлом электронной части аппарата, что является противозаконным и приводит со временем к многочисленным отказам, в частности, к так называемой «слепоте», когда телефон «не видит» сети оператора. «Серые» телефоны не подлежат гарантийному обслуживанию производителем, за них никто не несет ответственности.
Кроме того, важно понимать, что государство теряет значительные деньги из-за неуплаты налогов и таможенных пошлин (в среднем 50 долл. на одном телефоне), а частые отказы «серой» техники негативно влияют на репутацию операторов связи и компаний-производителей.
Поэтому, если вы решили сделать покупку, воспользуйтесь, по возможности, нашими советами.
Прежде всего, спросите у продавца сертификат соответствия. Данный официальный документ с оригинальной («мокрой») печатью Госкомсвязи и информатизации или производителя свидетельствует о легальности ввезенного в страну товара и должен его сопровождать.
Убедитесь в наличии гарантийного талона с оригинальной печатью представительства производителя, который подтверждает обязанности по обслуживанию в авторизированном сервисном центре.
Обратите внимание на то, что инструкция к телефону должна быть напечатана производителем (не ксерокопия) на украинском или русском языках. Кроме того, имейте в виду, что в случае гарантийного обслуживания легальность телефона проверяется в сервисной базе данных производителя.
Еще одно предупреждение. На передней панели «серого» телефона часто остается логотип иностранного оператора.
Прислушайтесь к нашим советам и это поможет вам избежать лишних проблем».
Действительно, кому они нужны?..