На протяжении многих лет журнал FORTUNE изучает деятельность тысяч бизнесменов, чтобы определить, какие компании Америки можно считать самыми успешными. И каждый год компании, оказавшиеся на вершине, могут стать эталоном ценнейших для бизнеса качеств. Профессионализм. Прибыльность. Умение сосредоточиться. Готовность работать тяжело, работать еще тяжелее, и затем еще чуть-чуть поднапрячься.
Кажется, что многие из фаворитов находятся в этом рейтинге постоянно, со дня своего основания. Второй год подряд наиболее престижной компанией в рейтинге FORTUNE остается General Electric. Таким успехом она обязана стоимости своих долгосрочных инвестиций и, естественно, качеству менеджмента под руководством Джека Велча. №2 Coca-Cola и №3 Microsoft продолжают поражать конкурентов своей финансовой стабильностью, использованием корпоративных активов и отбором талантливых специалистов. Только две компании выпали из ведущей десятки: Hewlett-Packard, занимавшая 5-ю позицию в рейтинге прошлого года (переместилась на 18-е место) и Johnson & Johnson (с 5-й позиции переместилась на 12-ю). Их место в десятке заняли Dell и Wal-Mart, добившиеся поразительной прибыльности акций и стремительного роста благодаря современным технологиям.
В рейтинге промышленных компаний особенно преуспели те, которые предоставляют Интернет-услуги. America Online, известный провайдер Сети, перешагнула через четыре позиции к №2 в группе компьютерной индустрии и услуг. Первое место среди телекоммуникационных компаний занимает Sprint, одна из главных участниц трансконтинентального рынка связи. Она первой стала передавать звук и данные. Производитель оборудования Lucent Technologies привлекла к себе всеобщее внимание, дебютировав на позиции №2 в рейтинге промышленных компаний.
В сфере финансов ключевым словом все еще остается «слияние». С того времени, как в 1982 году FORTUNE начал свое исследование ведущих компаний, первая позиция постоянно оставалась за коммерческим банком J.P.Morgan. В этом году первенство перешло к Citicorp, слившимся с Travelers Group. Сам же Travelers поднялся в рейтинге участников фондового рынка на три позиции. Вторая позиция принадлежит коммерческому банку Chase Manhattan, поднимающемуся вверх по рейтингу в течение последних пяти лет. К такому росту банк отчасти привело успешное объединение с Chemical Bank. Примечательно также то, что ему удалось пережить финансовый кризис в странах Азии практически без потерь. Morgan Stanley Dean Witter, еще одно детище слияний, перепрыгнул четыре позиции в рейтинге участников фондового рынка. NationsBank поднял свои позиции в рейтинге этого года...
Компании, делающие открытия, как хорошие так и плохие, приводят к существенным сдвигам в рейтингах. «Виагра» подняла Pfizer на первую позицию в рейтинге фармацевтических компаний, где она заняла место Merck, которая на протяжении длительного периода оставалась лидером в данной подгруппе. Apple, возглавляемая Стивом Джобсом, со своими мгновенно раскупающимися, раскрашенными, как конфетки Маками, значительно поднялась, хоть и все еще позади IBM и Dell. Северо-западные авиалинии, значительный вред которым нанесли забастовки летчиков, спустились с 5-й позиции на 8-ю.
Среди проигравших - компания MedPartners, предоставляющая услуги медицинского назначения. Ее рейтинг упал на 40,53% (больше, чем кого-либо другого). Trump Hotels & Casinos, Oxford Health Plans и Shoney's присоединились к ней из-за недостаточно сильных финансовых позиций, неэффективного использования корпоративных активов, недостатка талантливых сотрудников, а также несоблюдения социальных и экологических норм.
Можно ли было все это предсказать? Конечно, можно было бы. Но компании, возглавляющие рейтинг Fortune, имеют действительно самых энергичных менеджеров, операции этих компаний производятся быстрее, чем у других, их продукты самые качественные, а акционеры - самые счастливые. Они всегда могут служить нам напоминанием истины: «Что посеешь, то и пожнешь». А как же иначе?
Компании, вновь вошедшие в этом году в первую десятку, не имеют друг с другом ничего общего. №4, Dell, выпускает ограниченное количество заказных программ для продажи товаров в сети и по телефону, в основном для крупных компаний. Dell - совершенна, высокотехнологична, эффективна и при этом не продает свою продукцию в магазинах. Проезжая в автомобиле по улице, вы не увидите рекламы ее товаров.
Шестую позицию занимает Wal-Mart - компания, продающая миллионы различных предметов (от африканских фиалок до застежек) миллионам различных людей от Калифорнии до Германии. С сетью более чем в 3000 магазинов Wal-Mart (ее продукцию и рекламу) можно встретить повсюду. На этом нельзя экономить. Абсолютно открытая административная политика Wal-Mart, с ее установленными заработными платами и условиями работы, создает для своих сотрудников благоприятный климат.
Однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить в этих двух компаниях и нечто общее. Обе компании были основаны и возглавляются на данный момент незаурядными людьми. Dell, чья прибыль от прироста капитала с 1990 года составила 87000%, уже стала легендой. Wal-Mart вначале 90-х значительно снизила свои позиции, но уже за последние два года цена ее акций возросла на 290%. Ко всему прочему, благодаря системе быстрой доставки продукции, эти компании могут служить хорошим примером управления. При четкой направленности на потребителя сроки исполнения заказов измеряются скорее в минутах и секундах, нежели в днях и часах. От своих поставщиков эти компании требуют тех же темпов. Благодаря низкой стоимости учета товаров и хорошо налаженному производству, они снижают свои издержки и, следовательно, цену товара.
Философия обеих компаний включает особую политику отбора своего персонала. Dell ориентируется в основном на величину премий, исходя из отдачи на вложенный капитал (то есть то, как эффективно функционирует компания). В Wal-Mart от каждого сотрудника требуется умение чтения и понимания бесчисленных распечаток по продажам и учетных данных. Технология делает все это возможным. Но, несмотря на то, что Dell и Wal-Mart тратят огромные деньги на компьютерное оборудование и делают с его помощью чудеса, их менеджеры не считают нужным говорить о технике. По их словам, все эти фантастические системы - всего лишь инструменты, средства для достижения целей.
Через 15 лет после того, как Мишель Делл начал продавать свои компьютеры с черного хода техасского университета, его компания превратилась в бизнес, приносящий ежегодно $18 млрд. Dell продает средним и крупным компаниям Америки большее количество ПК, чем такие гиганты, как IBM, Hewlett-Packard и Compaq, а также составляет конкуренцию и в других видах их деятельности. Исследования, проведенные Роджером Кэйем (Roger Кау), аналитиком International Data Corp. показали, что на данный момент на долю Dell приходится практически 20% всех приобретенных в США услуг по обслуживанию ПК Dell также расширяет свою международную деятельность. По словам Мишель Делла, компания надеется взять под свой контроль от 20 до 25% мирового рынка ПК и сместить с позиции компанию-лидер Compaq (которая владеет 14,8% мирового рынка) в каждом регионе ее деятельности.
Wal-Mart впервые появилась в ведущей десятке наиболее почитаемых компаний рейтинга FORTUNE в 1987 году, когда ее годовой доход составил $12 млрд. Тогда, как и сейчас, это - крупнейший в мире розничный торговец товарами широкого потребления, получивший признание благодаря глубоко продуманной системе доставки и совершенной информационной системе. В 1993 году Wal-Mart покинула ведущую десятку, что было частично вызвано смертью Сэма Волтона. Несмотря на то, что продажи остались на высоком уровне, руководство компании пришло к мысли, что поддержание стабильного ежегодного роста прибыльности компании находится в зависимости от степени освоения новых рынков.
Wal-Mart начала направлять свои инвестиции на открытие новых магазинов за рубежом и на строительство торговых центров, комбинируя продовольственные отделы и отделы товаров другого назначения. Предполагается, что вскоре она объявит прогнозируемую финансовую прибыль 1999 года на уровне $137 млрд.
Даже дорогостоящие инвестиции начинают окупать себя. У компании более 500 торговых центров, и глава Wal-Mart Дэвид Гласс планирует ежегодное открытие еще 150 новых. Однако, несмотря на все это, она располагает также небольшими продовольственными магазинами, носящими название Neighborhood Market, нацеленными на потребителей, у которых нет времени (или желания) блуждать по территории в 200 тыс. футов в поисках, скажем, орехового масла...
По материалам журнала Fortune.
Перевод с английского
Word Economics Discussions