Пока в торговле существуют, почти не пересекаясь, две крайности. С одной стороны, все мало-мальски значительные свободные городские площади превращены в рынки, где в основном под открытым небом или под примитивными навесами торгуют «челноки». Торгуют чем попало, часто даже без намека на специализацию. В начале каждого рабочего дня необходимо доставить товар в огромных сумках через весь город. Не меньшие «удобства» испытывают и покупатели на таких рынках, где от непогоды не защищает ни крыша, ни стены временных палаток. С другой стороны, открываются современные магазины, где этих неудобств, конечно же, нет. Зато удобства перекрываются дороговизной товара, и столь серьезной, то только малая наиболее обеспеченная часть покупателей может себе позволить делать здесь покупки.
Ясное дело, что такая ситуация не удовлетворяет ни продавцов, ни покупателей, и в торговой практике не мог не появиться хотя бы намек на решение проблемы в будущем. Интересную попытку предприняли в Николаеве. Областная ассоциация предпринимателей при поддержке управления торговли облгосадминистрации пошла на эксперимент, попробовав совместить, казалось бы, несовместимое.
Дело в том, что еще в советские времена был построен огромный, рассчитанный на миллионный, а не пятисоттысячный город дом торговли «Южный Буг». В нынешних условиях этот гигант попал в особо сложную финансовую ситуацию. И предложение предпринимателей, которые решились торговать в цивилизованных условиях, пришлось как нельзя более кстати. Поскольку в «Южном Буге» торговых площадей явный избыток, то без ущерба для своей деятельности предприятие сдало в аренду «челнокам» весь второй этаж, уплотнив свои отделы и секции.
Таким образом на втором этаже современного магазина открылся рынок. Здесь уже просматривается организующее начало. Места для торговли распределены по секционному принципу, каждый из предпринимателей торгует определенной товарной группой. К тому же непроданное в конце рабочего дня вовсе не обязательно тащить домой или даже сдавать в камеру хранения: рынок под крышей охраняет пост милиции, есть специальная сигнализация.
Конечно же, расходы на оборудование рабочих мест в «Южном Буге», по сравнению с примитивными рынками, несколько выше. Но организаторы эксперимента постарались, чтобы это особо не отразилось на цене товара. Для этого арендная плата в «Южном Буге» довольно умеренная - 20 гривен в месяц за один квадратный метр.
В перспективе облуправление торговли при содействии ассоциации предпринимателей хочет создать на базе огромного и сейчас мало посещаемого торгового комплекса супермаркет, где бы, как и на Западе товар предлагали сотни, даже тысячи торговцев, конкурируя между собой. Эксперимент просто обязан состояться, иначе «Южный Буг» с его огромными и нынче пока что мало используемыми торговыми площадями и складскими помещениями может перестать существовать ввиду банкротства.
Не в меньшей мере в сотрудничестве заинтересована и ассоциация предпринимателей, которая выражает интересы многих тысяч «челноков». Из-за неразвитости системы оптовой торговли они вынуждены ездить в Турцию и Китай, на оптовые рынки Одессы, Ужгорода в то время, как на базе складских помещений «Южного Буга» есть возможность создать центр оптовой торговли, в котором, кстати сказать, можно будет сконцентрировать не только привезенные из-за рубежа, но и товары отечественных производителей.
Если все уже сделанное собрать воедино, то окажется, что на базе вчерашнего государственного монстра медленно, но уверенно создается то, что может стать альтернативой не только «диким» рынкам, но и супердорогим, малопосещаемым магазинам.