Голландские предприниматели отказываются от старых традиций
В Нидерландах, кроме королевы Беатрикс, есть и тайные властители. Один из них - Ян Тиммер, президент компании «Филипс электроникс» с персоналом более 25 тысяч человек, которая после «Ройял Датч Шелл» занимает второе место в стране по размерам оборота. Его последовательность в оздоровлении богатой традициями компании восхищает голландцев. Ему старается подражать целое поколение менеджеров и предпринимателей.
Если королева Беатрикс вместе с принцем Клаусом и престолонаследником Виллемом-Александером играет традиционную роль фигуры, символизирующей единство и традиции Нидерландов, то Ян Тиммер порывает со старыми ценностями. Тиммер сделал то, что не принято делать у голландских предпринимателей. В Нидерландах, как и в Германии, руководство компаниями осуществляют почти исключительно жители данной страны. А Тиммер, напротив, возложил в своем концерне наиболее важные функции на иностранцев. Если в значительной части голландских фирм все еще действует старый принцип, в соответствии с которым давних сотрудников стараются не увольнять, а обеспечивать работой до конца жизни, то Ян Тиммер предпринял массовые увольнения, чтобы восстановить конкурентоспособность «Филипс».
В Голландии не любят идти на большой риск и предпочитают действовать наверняка. Не случайно компании средней руки, а иногда и крупные предприятия сетуют на слабую готовность банков и страховых обществ предоставлять капиталы для инвестиций. Тиммер, однако, проявил решительность, смело исключил из ассортимента устаревшую продукцию и направил инвестиции в те отрасли, которые связаны с микроэлектроникой и мультимедиа. В отличие от предшественников нынешний президент «Филипс» ориентируется на новых, молодых покупателей.
Тиммер сознательно порвал и с традицией консенсуса, характерной для нидерландского общества. Своими действиями он вызвал резкую ответную реакцию профсоюзов, беспокойство и протесты у лиц наемного труда, раздражение у политиков. Но достигнутый успех, как он считает, подтвердил его правоту. На вопросы о своей персоне или предпринимательской стратегии «Филипс» Тиммер не отвечает. К представителям отечественной прессы он относится весьма неучтиво, к иностранным журналистам - лишь несколько вежливее. А когда Тиммер высказывает свое мнение о положении в голландской промышленности и требует радикальных изменений в экономике и обществе в целом, от его слов бросает в жар и холод руководителей союзов предпринимателей и политиков.
Сын булочника из небольшого местечка Линден, владеющий пятью языками (не имея высшего образования) и работающий в концерне «Филипс» с 19-летнего возраста, Тиммер добился того, что его компания снова начала выплачивать дивиденды. У менеджеров «Филипс», долгое время находившихся в подавленном состоянии, появилась уверенность в своих силах. Концерн планирует новые инвестиции. И опять в сферу микроэлектроники.
Другие времена, другой стиль жизни... На узкой полоске побережья живут, как шутят здесь, «старые деньги» Нидерландов и во все большей степени - их «новые деньги». Когда давним обитателям этих мест говорят, что они поселились на «золотом берегу», те качают головами: нет, «золотой берег» - это звучит слишком претенциозно. К тому же в Нидерландах не принято выставлять богатство напоказ.
Традицию сдержанности в частной жизни ломает новое поколение голландских предпринимателей. Скромные домики бывших руководителей и нынешнего шефа нефтяного концерна «Шелл», виднеющиеся неподалеку от его штаб-квартиры, резко контрастируют с виллами набирающих силу и влияние боссов. Особняки последних отличаются модными декоративными элементами - это либо колонны греческого типа, либо каменные львы, застывшие у входа.
Стремление к скромности вызывает у Андре Баара только улыбку. У председателя правления холдинговой компании «НБМ Амстеланд», которая объединила под своей крышей ряд строительных фирм, есть собственное прогулочное судно. Он водит черный «мерседес», а живет в Бельгии - там комфортнее и налоги поменьше. Штаб-квартира его фирмы выглядит необычно. Прежде всего бросается в глаза напольный ковер розового цвета. «В юности я положил немало сил, чтобы выбиться в люди», - вспоминает Баар. Кое-что от прежнего боевого духа осталось у этого человека и сегодня. Но любовь к удовольствиям выражена у него сильнее. Баар является членом нидерландского клуба любителей гавайских сигар.
Когда в 1990 году Баар встал у руля компании «НБМ Амстеланд», он имел перед собой ясную цель - никакой зависимости от колебаний строительной конъюнктуры. «Может быть, это черта моего характера, но, как мне кажется, все мы, голландские предприниматели, хотим не только расширения своих предприятий, но и надежности». Сегодня «НБМ Амстеланд» имеет оборот, превышающий 2 миллиарда марок.
«Я стараюсь собирать как можно более полную информацию о ситуации в отрасли», - говорит Баар. Прогулочное судно часто используется им для налаживания деловых связей. Баар приглашает покататься на нем по каналам и рекам бизнесменов, представителей мира культуры и политики. «Поверьте мне, - говорит он, смеясь, - мы никого не задабриваем подарками, мы просто стоим и внимательно рассматриваем друг друга...»
АМСТЕРДАМ - ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ