Японская Mitsubishi Motors и шведский автомобильный концерн AV Volvo объявили о создании совместного альянса в области производства грузовых автомобилей и автобусов. По условиям сделки, которую проще всего назвать обменом, шведы приобретут 5% акций Mitsubishi Motors, а японцы, в свою очередь, станут обладателями 5% акций AV Volvo. При этом японский концерн получит свои пять процентов не ранее 2002 года.
Ожидается, что Volvo заплатит около $270,5 млн. за 48,5 млн. новых акций Mitsubishi, а само соглашение о частичном слиянии будет подписано в декабре. По заявлению представителей Mitsubishi, компания собирается увеличить производство грузовиков и автобусов. Для этого до 2001 года будет создано предприятие, 19,9% акций которого приобретет Volvo.
Сенсационная сделка стала закономерным итогом двухлетнего сотрудничества двух корпораций в области реализации продукции, технологического развития и производства комплектующих. В дальнейшем компании будут совместно работать над созданием серии средне-тоннажных грузовиков нового поколения.
Согласно данным Wall Street Journal, общий объем выпуска и продаж грузовых автомобилей и автобусов альянса Volvo, Mitsubishi и шведского производителя грузовиков Scania АВ (Volvo намерена приобрести Scania за $7,45 млрд.) должен превысить объем выпуска и продаж крупнейшего на сегодня производителя грузовых автомобилей - DaimlerChrysler AG. Эта сделка стала первым официальным партнерским соглашением не только в Японии, но и во всей Азии.
По словам представителя Volvo Матса Эденберга, именно азиатский рынок станет в следующем тысячелетии наиболее перспективным в мире. В самое ближайшее время совокупный годовой объем продаж нового альянса на азиатском рынке составит 253 тыс. грузовиков. Основной конкурент - DaimlerChrysler - за весь прошлый год продал 220 тыс. грузовиков. Так что потенциально первое место на рынке Азии шведско-японский альянс получил.
У одного из участников альянса - Mitsubishi Motors - появляется реальный шанс сократить на 40% свою задолженность, составляющую $17,5 млрд., и получить долю европейского рынка. В случае превращения альянса в единую компанию шведская корпорация может существенно расширить модельный ряд. Поэтому нынешнюю сделку эксперты рассматривают как очередной шаг скандинавов к мировому первенству в этой области. С другой стороны, финансовые аналитики осторожны в оценке перспектив сделки. Вначале, по их мнению, предстоит выяснить величину активов и задолженностей, которые сохранятся за подразделением автобусов и грузовиков Mitsubishi Motors, и посмотреть на реальную цену, которую Volvo заплатит за 19% акций.