На этой неделе курс доллара в обменных пунктах Харькова рос не по дням, а по часам. Если в понедельник в центре города в районе площади Свободы можно было увидеть таблички: покупка - 3,97, продажа - 4,12, то во вторник утром было соответственно 4,04-4,20, а во второй половине дня на соседней Пушкинской улице уже покупали доллар по 4,10, а продавали по 4,25. В среду в том же месте, на площади Свободы, была покупка 4,14, продажа 4,40. Характерен такой факт - в рядом расположенных обменных пунктах курс колебался очень резко, так, на Южном вокзале в пределах ста метров можно было заметить продажу и по 4,10, и по 4,40.
Харьковские экономисты затрудняются в ответе, что причина, а что следствие: увеличение цен на горючее вызвало всплеск роста доллара или падение курса гривни послужило одной из причин повышения цен на бензин. Однако утверждают, что и одно, и другое - свидетельство нестабильности украинской экономики.
Ажиотажа возле обменных пунктов нет. Зато на улицах Харькова заметно поубавилось автомобилей. И это неудивительно. Если еще две недели назад стоимость бензина была на уровне А-76 - 50-60 коп. за литр, А-93 - 70-80 коп., А-95 - 1,60-1,80, то в среду А-76 где-то 1,60-1,80, А-93 - 1,80-2,10, А-95 - 2,60. Однако заправить машину было не так и просто, особенно в центре города, многие АЗС просто закрыты.
В связи с нехваткой горючего начала расти и стоимость оплаты за проезд. Так, на отдельных маршрутках вместо привычных 50 коп. стали требовать 75 коп., возросла и стоимость проезда на отдельных автобусных маршрутах. Пока особого ажиотажа это у горожан не вызывает, пассажиры идут на троллейбусные остановки, которые в ведении муниципалитета, там стоимость проезда остается прежней. Харьковчане терпеливо выжидают, ибо понимают: запасы топлива сегодня более нужны в селе - там уборка.
Вот как характеризует возникшую ситуацию с топливом губернатор Олег Демин:
- Цены на горючее в регионе поднялись позже, чем в других областях и Киеве, мы немножко продержались - была подпитка из собственных возможностей Шебелинки, к тому же были кое-какие запасы. Но это где-то на неделю, на десять дней. На этой неделе обстановка сложная. Убрана половина зерновых. С учетом подсолнечника и прочих культур для всей страды понадобится горючего в два раза больше. В ближайшее время нам нужно ежедневно 800 тонн дизельного топлива и 400-500 тонн бензина. Учитывая, что до конца уборки зерновых осталось семь дней, можно сосчитать сколько потребуется. Это только для села. Пока мы удерживаемся на этом уровне. Работаем сегодня, что называется, с колес. Ситуация не ухудшается, однако устойчиво напряженная. Думаю, что как только стабильно пойдет поток азербайджанского топлива, станет проще. Надеемся с первой партии получить где-то до двух тонн, с последующей - больше. Что касается дальнейших ценовых уровней, то прогнозы делать трудно, не хотелось бы, чтобы сработали какие-то панические настроения. Мы помним недавнюю ситуацию с сахаром, мукой, хлебом, тогда многим казалось - это катастрофа. На самом деле это была кем-то тщательно продуманная операция, которую удалось обезвредить. Нынешнюю ситуацию еще надо изучать. Думаю, надо быть готовым к тому, что и цена на зерно на бирже должна быть выше прошлогоднего уровня. И это нормальный процесс, который, однако, не должен сказаться на цене хлебобулочных изделий с зерна нового урожая...
А пока харьковчане серьезно встревожены. Заморозки в середине весны, а затем жаркое засушливое лето привели к тому, что на многих огородах овощные культуры если и не выгорели, то большим урожаем отнюдь похвастать не могут. Цены на рынке устойчиво держатся. Масла в огонь подливают и возникающие сбои в продаже хлеба. В некоторых киосках его просто разметают. Очередей вроде бы нет, без хлеба жители не остаются, но напряженность заметна.