Сегодня на отечественном Олимпе с тревогой и надеждой ждут начала марта. Но не затем, чтобы в очередной раз порадоваться приходу календарной весны, прижать к груди только что выданного во Дворце «Украина» тяжелого и холодного «прометея» или привычно взбрызнуть 8 Марта, даже не вспомнив о «возмутительнице спокойствия» Кларе Цеткин и не задумавшись, блондинкой она была или брюнеткой. Главным мартовским праздником-99 на киевской улице станет заседание совета директоров Международного валютного фонда, на котором, как ожидается, будет принято решение о возобновлении с Украиной программы расширенного финансирования - EFF. Или не будет принято, ибо, как заявил на пресс-конференции в четверг премьер Валерий Пустовойтенко, украинская сторона выполнила все условия, «за исключением двух вопросов». А вопросы эти, надо сказать, просто замечательны своей неподъемностью: запуск административной реформы и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги до полного повышения их стоимости, для чего требуются соответственно указ Президента и вердикт Конституционного суда…
Да, долгожданные 157-158 млн. долл. от МВФ, а следом и размораживание помощи со стороны Всемирного банка и ЕС (всего в сумме около 300 млн. долл.) помогут правительству с Нацбанком не допустить дефолта и сохранить лицо страны. Но весь вопрос в том, насколько это лицо, по крайней мере, его экономический профиль, устраивает нас самих. И поскольку западной помощью - тем более, что по масштабам она отнюдь не напоминает «южнокорейскую» или «бразильскую» - сыт не будешь, с экономикой придется что-то делать. Вне зависимости от получения кредитов. Ну не оставлять же, право, нынешний развал внукам - они в такой стране могут и не появиться…
Понимание необходимости действий буквально витает в воздухе. Говорят о нем во всех эшелонах власти практически не переставая. Однако опыт подсказывает: в украинских условиях это еще абсолютно ничего не значит, более того, наводит на грустные размышления. Поэтому в начале февраля «ЗН» обратилось к ряду политиков и экономистов, теоретиков и практиков, имеющих свое, не советниками скроенное, видение экономических реформ, сразу с двумя взаимосвязанными вопросами:
1. Пять шагов, которые, по вашему мнению, необходимо сделать Украине по выходу из кризиса.
2. Три основные причины, которые мешают Украине их сделать.
Думается, ответы наших уважаемых респондентов были достаточно красноречивыми, посему только несколько итоговых замечаний. Если значительный разброс мнений и наличие некоей дозы стандартной экономической риторики, типа необходимости принятия Налогового кодекса, можно было спрогнозировать заранее, то подчеркнутый уход двух участников опроса (В.Пинзеника и Ю.Тимошенко) от обсуждения экономических материй выглядит довольно симптоматично. И действительно, ради чего сотрясать воздух очередными экономическими рецептами? Мало ли, что ли, было попыток мозгового штурма, типа первомайских, 1997 года, бдений экономистов и политиков под предводительством вице-премьера Сергея Тигипко в Международном центре перспективных исследований? И что проку выстраивать приоритеты, если в реальной жизни оказывается некому да, собственно, и неинтересно им следовать?
Как ни прискорбно, но ни один из опрошенных не возмутился второму вопросу в нашем интервью, не посчитал его надуманным или излишним, что еще раз подтвердило: препятствия на пути экономического реформирования не есть плод воспаленного мозга, они реальны, и, при всем различии мнений, лежат в основном в плоскости административной, политической и кадровой. Возможно даже - прежде всего кадровой. Как скоро эти препятствия можно будет устранить? К сожалению, мы не задавали этот вопрос, но, судя по общему настрою, - нескоро или даже очень нескоро. Если суммировать сказанное, стране сначала необходимы «правильный политический выбор» (В. Пинзеник), повышение дееспособности государства и надлежащее кадровое обеспечение реформ (А. Гальчинский), появление воли у политиков (Ю. Тимошенко), денонсация договора с МВФ и осознание людьми необходимости защиты собственных интересов (Н.Витренко), административная реформа и формирование правительства парламентским большинством (П.Лазаренко), формирование дееспособной команды экономических управленцев и отправка на обучение 10 тыс. молодых украинцев в ведущие западные вузы (Е.Червоненко).
За исключением воинственных выпадов Натальи Михайловны против МВФ - все, как ни странно, вполне логично и непротиворечиво. Но по крайней мере до ноября категорически нереально. Поэтому спите спокойно, дорогие противники реформ: любые пять (или даже двадцать пять) реформаторских шагов в Украине в 1999 году - это не более чем шаги на месте.