Путь «Боржоми»

Поделиться
На бутылке «Боржоми», стеклянной или пластиковой, непременно красуется олень — «первооткрыватель», как гласит легенда, целебной грузинской воды...

На бутылке «Боржоми», стеклянной или пластиковой, непременно красуется олень — «первооткрыватель», как гласит легенда, целебной грузинской воды. Однако ни знаменитого оленя, ни оленьего следа в современном Боржомском ущелье, а также в Грузии вообще мы так и не увидели. И на оленях, по понятным причинам, не ездили. Хотя постоянно меняли средства передвижения.

Чтобы повторить путь всемирно известной воды из Грузии в нашу страну, группа украинских журналистов воспользовалась самолетом (до Тбилиси) и автобусом (до Боржоми и дальше до Поти). Затем было двухдневное путешествие по гладкому, как стол, Черному морю от Поти до Ильичевска на пароме «Грейфсвальд», в недрах которого, вместе с десятками ТИРов, ехал и 21 вагон с боржомской водой. А в заключение — поезд «Одесса—Киев»…

Уложились в четыре с половиной дня, включая посещение двух заводов по розливу воды, две пресс-конференции и непременные застолья с тостами за украинско-грузинскую дружбу. А вот путешествие бутилированной воды от линий розлива в Боржомском ущелье до украинского Причерноморья занимает несколько больше — около трех недель. Хотя что значит даже месяц по сравнению с миллионами лет, которые уходят на чудодейственное превращение дождинки или капельки росы в кавказских горах в неповторимый «Боржоми»?

В этом году в Украину планируется поставить 30—40 млн. бутылок, рост против прошлогоднего — почти на 30%. Украинцы предпочитают грузинскую воду в стеклянной таре, в противовес «пластиковобутылочной»? Никаких проблем. Любой каприз за ваши деньги.

…Мой каприз как потребителя удовлетворить трудно. После второго (и, надеюсь, не последнего) путешествия к истокам «минеральной реки» могу с уверенностью сказать, что больше всего мне по вкусу «Боржоми» даже не из источника — из скважины №39, к которой регулярно водят журналистов и всяческие делегации. Тепловатая, с небольшим природным содержанием газа и характерным сероводородным привкусом, который вскоре исчезает, вода из скважины кажется почему-то «роднее» сильно охлажденной бутылочной. Хотя мои коллеги с этим и не согласны.

А вице-президент компании Georgian Glass&Mineral Waters Леван Багдавадзе, улыбаясь, напутствует:

— Это не вода, это здоровье! Я хочу вам всем пожелать быть такими же здоровыми, как эта вода!

Может, когда ты в Грузии, и вкус другой?

На эмоциональном уровне — безусловно. Но если обратиться к сухому языку цифр и документов, то окажется, что боржомская вода и в Израиле с Латвией, и в Киеве с Минском — самого что ни есть стандартного качества. Разница только в языке, на котором сделана надпись на этикетке.

В 2005 году, как нам сообщил генеральный директор GG&MW/Georgia Заза Киквадзе, компания первой на просторах СНГ прошла сертификацию своей продукции для выхода на рынки стран Европейского Союза. 15 июня 2007-го, в день высадки нашего журналистского десанта в Боржоми, представители Бюро «Веритас» вручали руководству GG&MW сертификат ISO 22000. И сказать о нем «еще один» как-то язык не поворачивается. Потому что речь идет о международном признании безопасности продукции, признании высочайшего качества управления всеми технологическими процессами — от добычи сырья до реализации в торговой сети.

…Прошли годы, но я хорошо помню один из украинских мясокомбинатов, где главной удачей при посещении колбасного цеха было не упасть на скользком полу и успешно форсировать лужу. Следующие десять лет, надеюсь, мне будет вспоминаться более приятная картина: белоснежные халаты, шапочки и бахилы при входе на любой из заводов по розливу воды (а в Боржоми их два), дорогое немецкое и итальянское оборудование, трезвые грузчики в чистой униформе, которые загружают ящики в железнодорожный состав...

Процедуры, связанные с получением сертификата ISO 22000, продолжались целый год. Год, который и без того выдался непростым. В компании с горечью вспоминают 7 мая 2006-го, когда между заявлением президента Грузии по проблеме вступления страны в НАТО и заявлением ответственного российского чиновника о запрете на «Боржоми» на территории его страны по причине ее якобы фальсифицированности прошло буквально три часа...

Назвать реакцию легким шоком было бы, пожалуй, сложновато. За каких-то десять минут холдинг потерял 65% своего рынка. Убытки только в связи с вывозом из России готовой воды составили около 20 млн. долл.

Какова сегодня ситуация на российском рынке? «Ничего к лучшему не изменилось, — сетует Марианна Глотова, вице-президент холдинга GG&MW по маркетингу. — Да и что могло измениться, если запрет связан с отношениями между правительствами и государствами?»

Вообще-то это обидно: издавна любимую и, скажем так, родную для россиян воду сегодня можно купить в 30 странах мира. Ее поставляют в Саудовскую Аравию и США, Корею и Китай, Арабские Эмираты и Канаду, Австрию и Израиль, Польшу и Монголию. И на российской территории запретный плод остается сладким. Появилась некая компания, продуцирующая «российский Боржом». Хотя вряд ли таким нецивилизованным образом можно заменить настоящий грузинский продукт, который до введения эмбарго занимал далеко не слабые — с учетом размеров российского рынка минеральных вод — 11,7%.

Конечно, потеря двух третей рынка оказалась для GG&MW болезненной. Но она заставила активнее вести рекламную кампанию, усилить маркетинговую составляющую. Кроме того, в компании теперь на собственных «граблях» убедились, что диверсификация поставок — это великое дело. И в случае возврата на российский рынок (на что все-таки в душе надеются) клятвенно обещают следовать этому золотому правилу.

Если даже Россия сменит гнев на милость, то доля наших поставок в РФ все равно больше никогда не будет составлять 65%, заявил на пресс-конференции в Боржоми генеральный директор GG&MW Жак Флери. И далее, цитирую: «Мы будем развивать рынки стран Балтии, Казахстана, других стран, и они будут для нас приоритетными».

Дважды на пресс-конференции звучали вопросы о фальсификате. В ответ — «не обнаружен». Да и откуда ему взяться, если с конца 90-х годов производство воды под всемирно известным брендом консолидировано в руках одной компании, если на всех этапах — от добычи до розлива — задействовано оборудование лучших фирм Германии и Италии, а качество подтверждено сертификатом ISO 22000?

— О Грузии очень много неправды в средствах массовой информации. Не всегда дается объективная оценка событий, особенно российскими СМИ, — говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине Григол Катамадзе. — Я сам недавно убедился в этом, побывав на Северном Кавказе. Люди просто не знают, как изменилась Грузия за последние несколько лет.

Чтобы не быть голословным, попытаюсь привязать цифры к своей посольской деятельности. Шесть лет назад, когда я начинал работать послом в Киеве, торгово-экономический оборот между нашими странами составлял 47 млн. долл. По итогам 2006 года эта цифра достигла 400 млн. долл. Рост практически в девять раз. Это уже говорит само за себя.

Увеличение торгового оборота с Украиной я не склонен полностью связывать с введением россиянами эмбарго на наши товары. Хотя определенная доля влияния есть. Недавно мы делали анализ по авиаперевозкам. Так вот, только между Киевом и Тбилиси четыре дня в неделю осуществляются по два рейса, три раза в неделю — по три. Кто-то начал это связывать с закрытием транспортных коммуникаций с Россией. На самом деле только 25—30% пассажиропотока — это транзитные пассажиры. Остальные — это граждане наших стран, представители малого, среднего бизнеса, люди, посещающие Киев или Тбилиси с туристической целью. То же самое можно сказать о традиционных статьях нашего экспорта. Это ведь не только «Боржоми», хотя этой маркой мы очень дорожим и всегда радуемся ее успехам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме