Каждый имеет право на жилье.
(Конституция Украины, ст.47)
Не первый год пылятся в херсонской мэрии длинные списки очередников на жилье. Более 17 тысяч семей, почти 4 тысячи из которых льготники: ветераны, инвалиды, многодетные, чернобыльцы - все еще надеются получить вожделенный ордер. Из очереди не выходят, благо, никто еще не додумался облагать налогами сие беспросветное ожидание.
В прошлом году горисполком вселил в новые квартиры... 31 семью, из них 19 - льготники. Такими темпами понадобится лет 500, чтобы удовлетворить нуждающихся.
Независимая Украина унаследовала от бывшего Союза и по сей день тянет на себе непростую социальную ношу - жилищную проблему. Около 13 процентов граждан живут в общежитиях. Пресловутых коммуналок в стране до сих пор насчитывается порядка 116 тысяч. Жилищный фонд ветшает, почти четверть его требует незамедлительного капитального ремонта. О строительстве нового лучше помолчать.
На Херсонщине картина тоже безрадостная. В прошлом году из предусмотренных 179 тысяч квадратных метров жилья сдано в эксплуатацию 118 тысяч - 66 процентов. Причем львиную долю этих квадратных метров построили для себя индивидуальные застройщики - почти 82 тысячи, еще 33 тысячи - предприятия и организации. Остальное пришлось на государственное жилье - что-то около половины процента. Негусто. А откуда взяться «густоте», если капитальные вложения даже в областном центре финансировались на 89 процентов, да и то наполовину по взаимозачету? В году текущем в городском бюджете средства на эти цели вообще не предусмотрены. Часть расходов на капстроительство взвалил на свои согбенные плечи бюджет областной, да что с того толку - за миллион с небольшим довеском много не настроишь: на самые неотложные нужды области требуется больше 7 миллионов.
Состояние жилищного фонда, прямо скажем, критическое. По сравнению с 1993 годом, когда в области еще что-то строили, количество ветхого жилья возросло на 2,5 тыс. кв. м, аварийного - увеличилось в пять раз. Удивляться или возмущаться попросту бессмысленно: если в 1993-м на капремонты выделялось хоть 30 процентов необходимых средств, то в 1998-м - 7,6 процента. В бюджете текущего года на капремонт смогли наскрести лишь 1,3 млн. гривен - 12 процентов потребности...
Мало кого утешает и продекларированное финансирование капстроительства из государственного бюджета. Не говоря уже о том, что обещанных средств явно недостаточно, прошлогодний опыт не способствует оптимизму: выделенные 2 миллиона госбюджетных гривен на строительство онкоцентра до области так и не добрались. И если учесть плачевное состояние теплосетей (из которых 15 процентов - в аварийном состоянии), водопроводных (аварийные - почти треть) и канализационных сетей, сам собой напрашивается вывод - до строительства жилья руки дойдут еще не скоро.
Что могут короли?
Проще всего формально ответить «ничего» и ответ обосновать: капитальное строительство, мол, отрасль с длительной отдачей вложенных средств, а посему ее финансирование приводит к отвлечению денег, которых и так недостает. И вообще без экономического подъема в целом строительный бум, как правило, не возникает.
Так-то оно так, однако жилье требуется сегодня, а не в «прекрасном далеко». Конституция гарантирует не только право граждан на жилище, но и на создание условий для его строительства либо приобретения. Во всем мире, стоит напомнить, жилищные проблемы решаются как раз созданием этих самых условий. У нас же сплошные декларации. Но коль уж государство дает гарантии, то и соблюдать их надобно. А для начала нелишне разъяснить людям, что на бесплатное жилье могут рассчитывать далеко не все, а только те, кого в ст.47 Основного Закона Украины туманно окрестили «нуждающимися в социальной защите». Подразумевалось, по-видимому, что все точки над «i» расставит Жилищный кодекс. Однако когда еще Верховная Рада рассмотрит его хотя бы в первом чтении - законотворчество, как известно, у нас процесс еще более долгоиграющий, чем строительство.
Для местных вождей правовая неопределенность как бы в масть. Нет закона - вроде и упрекнуть себя не в чем. Подождем. А очередь тоже подождет, блюдем же ее, хоть и по правилам чуть не 30-летней давности. Похоже, именно по причине выжидания Херсонщина умудрилась оказаться в стороне от целого ряда правительственных и президентских жилищных программ, которые пусть и не в полной мере, но все же финансируются. Вне сомнения, пораскинь городские власти мозгами, какие-то варианты обязательно нашлись бы. Можно позаимствовать, к примеру, опыт Киева по строительству квартир в рассрочку. Конечно, доходы граждан и бюджетные возможности столицы и провинции разные. Но ведь и потребности разные. Попробовали вот в Геническе достроить заброшенные долгострои за счет очередников, и что же - желающие нашлись, с деньгами. Нашлись бы они и для переоборудования многочисленных общежитий под жилье, реконструкции «хрущевок»...
Сегодня в Херсоне квадратный метр новостроек обходится в 600-800 гривен. Вот и следовало бы подумать отцам города, как эту стоимость снизить. А реальные возможности есть, если учесть, что четвертая часть этой суммы - различные налоги и сборы, а еще примерно треть затрат приходится на объекты коммунального хозяйства и городской инфраструктуры.
Интересен и так называемый рынок вторичного жилья. Страницы местных газет буквально заполонены объявлениями о продаже. Чего только не предлагают: одно- и многокомнатные квартиры, дорогие особняки и мазанки времен Николая II, готовые дома и участки под застройку... Спрос невелик, хотя рыночная цена квадратного метра такого жилья в среднем вдвое ниже, чем в новостройках. Причина дешевизны понятна - у потенциальных покупателей денег маловато. Однако оборот есть, и городские власти поступают просто недальновидно, не обращая внимания на бизнес на недвижимости: все отдано на откуп 6-7 частным фирмам. А ведь по самым приблизительным прикидкам только в Херсоне «крутится» более двух тысяч квартир и около 600 домов.
Или взять индивидуальное строительство. Наши смутные времена - далеко не лучшие для возведения новых домов вне зависимости от источника финансирования. Но коль уж строят, почему бы городу не иметь от этого выгоды? Нанимает-то хозяин на стройку известно кого - шабашника, который ни подоходного налога не платит, ни отчислений во всевозможные фонды не делает, а бывает, еще и на пособие по безработице претендует. Вот уж где «теневой» рынок труда в чистом виде!
Будь застройщик поставлен в жесткие условия, когда без оформленного и зарегистрированного договора на производство работ не обойтись, то еще подумал бы, с кем иметь дело - специалистами строительной организации, имеющими лицензию, или «дикими бригадами». Тем более особняки возводятся двух-, трехэтажные, здесь соблюдение строительных норм и правил требуется, все-таки высотный объект. Я уж не говорю, что само сооружение этих дворцов и хором в нынешней ситуации, мягко говоря, безнравственно, и не мешало бы заставить эту пусть и небольшую благоденствующую прослойку поделиться с теми самыми «социально незащищенными». Ну, хотя бы в виде налогов на этажность, бассейны, бронебойные заборы и всякую прочую «фантазию» с целевым направлением в фонд строительства социального жилья.
Что имеем - не храним
На Херсонщине около двухсот предприятий и организаций строительного профиля, и загружены они процентов на 20. Дальнейшая судьба отрасли весьма туманна. Взять хотя бы местный «флагман стройиндустрии» - Херсонский домостроительный комбинат. В 1994-95 годах предприятие было приватизировано через аренду с выкупом и стало акционерным обществом закрытого типа. Затем пошло - отсутствие заказов, падение объемов производства, убытки, долги перед бюджетом, заказчиками, смежниками...
Некоторый просвет наметился с появлением Концепции структурной перестройки предприятий крупнопанельного домостроения, разработанной Госстроем Украины. Херсонский ДСК признан базовым для строительства социального жилья в области с объемом 25-30 тысяч квадратных метров в год, вошел в государственную жилищную программу для военнослужащих - подписан договор о выделении 20 млн. гривен на эти цели. В планах - освоение производства новых видов строительных материалов: пено- и керамзитобетонов, сухих смесей, намечено изготовление современных теплозвукоизоляционных материалов совместно с англичанами. Специалисты ДСК надеются, что новая продукция значительно потеснит импорт подобных материалов и позволит зарабатывать до 30 миллионов в год. Здесь намерены увеличить выпуск стройматериалов до 50 процентов объема производства против нынешних 10. Предприятию предстоит законсервировать излишние мощности, пройти реструктуризацию, модернизировать оборудование, решить ряд других задач для возрождения в новом качестве.
Все это, понятное дело, требует денег, и немалых. Пути привлечения средств известны: преобразование закрытого акционерного общества в открытое, выпуск дополнительной эмиссии акций, поиск реального инвестора. Но тут-то начинают сказываться последствия поспешной и непродуманной приватизации - такого рода решения в компетенции собрания акционеров, а их на ДСК полторы тысячи. Фактически вместо реального собственника в лице коллектива получилось множество мелких держателей акций. Попробуй, собери требуемый по закону кворум, если на предприятии осталась едва пятая часть акционеров…
Тем временем вокруг ДСК начала происходить весьма любопытная суета. Параллельно с решениями на государственном и областном уровнях о преобразовании, реорганизации и возрождении комбината областной арбитражный суд начал дело по иску ряда предприятий-кредиторов, фискальных органов о признании ДСК банкротом и взыскании задолженности общей суммой около полутора миллионов гривен. Постановлением от 16-21.12.98 иск был удовлетворен со всеми вытекающими последствиями.
Не станем вдаваться в рассуждения, почему уважаемый суд не учел реальные возможности комбината рассчитаться со своими кредиторами (ведь даже неиндексированным уставным фондом АОЗТ ДСК в 2,6 млн. гривен можно с лихвой покрыть накопившиеся долги). Как бы там ни было, а через месяц заместитель председателя областного арбитражного суда Зинаида Клепай решение приостановила - «до окончания осуществления надзора над законностью постановления» о банкротстве. А пока «осуществлялся надзор», ДСК рассчитался практически со всеми кредиторами, а оставшиеся 300 тысяч долга надеется погасить в ближайшее время. Обыкновенная хозяйственная практика. Тем не менее заслуживает внимания факт: иск о признании банкротом появился аккурат в то время, когда на предприятии наметились пути выхода из кризиса.
Банкротство, прошу прощения за банальность, - не что иное, как смена собственника. С этой точки зрения и санация - то же банкротство, ибо ни один санатор не станет оплачивать чьи бы то ни было долги из чистого альтруизма. И если сохраняется профиль предприятия, рабочие места и, благодаря денежной инъекции, предприятие вновь начинает работать, то такое банкротство можно только поприветствовать. В нашем же случае, похоже, ДСК в своем качестве никого не интересует. Ликвидационная комиссия начала работу на удивление оперативно - с приказа о полном сокращении штата работающих. Следующим этапом ожидалась распродажа имущества по бросовой цене. Иными словами, ликвидация производства как такового.
Поговаривают, что за всем этим стоит некая «крутая» столичная фирма. Можно предположить, что усиленный интерес вызывает база ДСК: участок в 13,6 гектара, 23 тысячи квадратных метров добротных производственных помещений, которые несложно превратить в склады, развитые транспортные коммуникации - автомобильные подъездные, железнодорожная гребенка, водные причалы, где могут обрабатываться суда водоизмещением до трех тысяч тонн. Что ни говори - лакомый кусочек.
Во всей этой истории вызывает недоумение какая-то отстраненность городских властей. Ведь ДСК создавался в свое время усилиями и за средства предприятий Херсона, да и обслуживал в основном город. Кому, как не мэрии, быть заинтересованной в его надежной работе. Однако отцы города с прохладцей смотрят на такую перспективу, как и на все стороны непростой жилищной проблемы. Наверное, им так проще. Ну а нам остается запастись лебедой. Хаты-то строить надо!