По прошествии десяти лет после принятия амбициозной программы экономических реформ Польша успела зарекомендовать себя как одна из наиболее успешных экономик переходного периода. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, ей удалось избежать периода депрессии, ее валюта не подвергалась спекулятивным атакам, а кризис в России в августе 1998 года лишь незначительно замедлил темпы ее экономического роста.
Экономические успехи в значительной степени основываются на массивном притоке в страну прямых иностранных инвестиций и динамичном развитии малого бизнеса. Скажем, в 1998 году Польше удалось привлечь 40% всего потока прямых иностранных инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы.
Кроме новых возможностей, которые представлял собой большой вновь возникший рынок, необычайно привлекательными для инвесторов являются близость Польши к ЕС, а также благосклонность ЕС к этой стране, рассматривавшейся как наиболее вероятный кандидат на членство.
Однако последние экономические показатели Польши и настроения на ее переговорах с ЕС демонстрируют определенные изменения в сложившейся позитивной картине.
Шаг назад?
Согласно экономическому исследованию, опубликованному недавно Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), сейчас в Польше прогнозируется незначительное оживление после резкого замедления темпов экономического роста в конце прошлого года. Однако в 2001-м темпы роста ее экономики будут скромнее прошлогодних 4,1%. В то время как целевой показатель темпов экономического роста правительством Польши определен на уровне 4,5%, согласно прогнозам OECD, рост ВВП страны в 2001 году составит лишь 3,8%.
С середины 1999 года в Польше наблюдается постепенный рост потребительских цен, который в 2000 году превысил 10%, в то время как в 1999 году он находился на уровне 7,3%. Еще одним признаком растущего дисбаланса в экономике стал увеличивающийся дефицит счета текущих операций, который в 1999 году составил 7,6% ВВП и в 2000 году — 6,2% ВВП, по сравнению с положительным сальдо счета текущих операций в 4,6% ВВП в 1995 году. Частично возникший дефицит объясняется ростом мировых цен на нефть и газ, однако в значительной степени причиной этому стал существенный рост реального импорта.
В ответ на это Национальный банк Польши несколько раз предпринимал повышение процентной ставки, которое происходило практически параллельно с ростом уровня инфляции. Однако к концу 2000 года это вылилось в уже реальное повышение процентной ставки, что негативно сказалось на ликвидности капитала, а также на кредитовании и инвестициях.
Сложившаяся ситуация привела к снижению реального роста доходов. Неуверенность потребителей стала причиной резкого сокращения уровня розничных продаж. В то время как в четвертом квартале 2000 года реальные темпы роста ВВП снизились до 2,4% в год, уровень безработицы поднялся до 15%.
По мнению зарубежных экономистов, чтобы перейти от средних темпов инфляции к низким, Польше необходимо соблюдать ряд условий. Первое заключается в необходимости преследования благоразумной фискальной политики. Второе подразумевает поддержание доверия к центральному банку, что оказывает значительное влияние на инфляционные ожидания. В-третьих, Комитет по монетарной политике Национального банка должен иметь целевые показатели инфляции на долгосрочный период, которые, будучи преданы гласности, будут снижать инфляционные ожидания. Также более долгосрочными должны быть цели монетарной политики. И, наконец, существенным фактором сдерживания инфляционного давления в ряде отраслей является открытие национальных рынков для свободной конкуренции. Многое из этого уже сделано Польшей. Так, ее Национальный банк обнародовал целевой среднесрочный уровень инфляции в 4% к 2003 году.
Сокращение дефицита счета текущих операций также является важной задачей, стоящей перед правительством. Несмотря на то, что никакого определенного уровня дефицита счета текущих операций, который считался бы фактором неустойчивости, не существует, значительный дефицит может сделать Польшу более подверженной неожиданным внешним шокам, таким, к примеру, как новый финансовый кризис на вновь возникших рынках. Такая ситуация также ослабляет энтузиазм инвесторов на финансовых рынках.
Строгий Брюссель
Для стран Центральной Европы дорога в Европейский союз полна препятствий и неожиданностей. Несмотря на их немалые успехи, чтобы из рядов централизованных социалистических экономик перейти в один строй с самыми богатыми капиталистическими экономиками мира, десяти лет оказалось далеко не достаточно.
Однако многие из этих стран уверенными шагами идут по выбранному пути, среди них и Польша. Эта экономика уже высоко интегрирована с экономикой ЕС, на который приходится две трети ее внешней торговли. Фактически, доля ЕС во внешней торговле Польши больше, чем во внешней торговле Греции или Италии. Большая часть потока прямых иностранных инвестиций приходит в Польшу из стран Западной Европы. Европейская комиссия рассматривает Польшу как функционирующую рыночную экономику, способную конкурировать на рынке ЕС.
Однако Польша все еще нуждается в значительных структурных преобразованиях, включающих дальнейшую децентрализацию и приватизацию, реформы в пенсионной системе и на рынке труда, а также в системе налогообложения, здравоохранения и образования. Многое в этом отношении уже было сделано, однако этого далеко не достаточно. Так, например, под давлением оппозиции в систему налогообложения не были внесены весьма значимые изменения, а национальная система страхования все еще не заслужила доверия общественности.
Острые дискуссии между Польшей и ЕС сейчас ведутся вокруг рынка труда. Рост безработицы при наличии старых схем организации рабочего дня делают польский рынок труда мало привлекательным. Огромное количество поляков, выезжающих на работу в странах ЕС, — тому пример. Естественно, что предложение Европейской комиссии наложить ограничения на свободное передвижение рабочей силы по территории стран Европейского союза на срок до семи лет, после вступления Польши в ЕС, вызвало немедленный протест с польской стороны.
Кроме того, Польше предстоит пережить довольно болезненные процессы реструктуризации в угольной и сталелитейной промышленностях. Наиболее остро здесь стоят вопросы соблюдения стандартов окружающей среды, принятых в ЕС. Для этого необходимы довольно дорогие инвестиции в оборудование по очистке воздуха и воды.
Также одним из наиболее острых вопросов в связи со вступлением Польши в ЕС является ее сельское хозяйство. Согласно требованиям ЕС, стране необходимо открывать данный сектор для конкуренции с западными европейскими экономиками, одновременно повышая барьеры для импорта третьих стран. Кроме того, серьезным моментом является собственность на землю: поляки опасаются, что она может стать лакомым кусочком для богатых жителей Западной Европы.
Тем не менее, острые дискуссии вокруг вступления Польши в ЕС наталкивают на вполне определенный вывод. Польша — на правильном пути по дороге в ЕС, просто она на некоторое время сбавила темп для передышки перед следующим рывком.