Южная Африка на протяжении долгого времени ассоциировалась с золотом. В 1980 году на желтый металл приходилась половина экспорта страны.
Сегодня позиции золота в экспорте Южной Африки сильно потеснены платиной и опустились до позиции серебра. При постоянно снижающейся цене на золото и цене на платину, достигшей в конце 2000-го наиболее высокого уровня за последние 13 лет (см. график), ассоциация добывающих отраслей Южной Африки ожидала, что за этот год от продажи основных металлов платиновой группы (платины, палладия и родия) страна заработает около $4 млрд., в то время как от продажи золота — приблизительно $3,5 млрд.
Южной Африке принадлежит более половины известных залежей платины в мире — при сегодняшнем уровне добычи для их истощения потребуется 270 лет. Однако ее добывающие компании постоянно наращивают объемы. Anglo Platinum, самая крупная в мире компания по добыче платины, планирует увеличить ежегодную добычу с 2 млн. унций в 2000 году до 3,5 млн. к 2006-му. Ее основной конкурент — Impala Platinum планирует расконсервировать старый рудник и при первой возможности открыть новый. Менеджеры инвестиционных фондов в Йоханнесбурге советуют своим клиентам сбрасывать высокотехнологические акции и покупать вместо них акции компаний, занимающихся добычей платины.
Такая популярность платины в значительной степени объясняется модой на более сдержанные украшения. Платина тяжелее золота, и следовательно, она хуже поддается обработке. Однако белый металл привлекает меньше внимания, а значит, наиболее соответствует стилю «минимум шика». Например, в Китае, который является самым быстрорастущим рынком в мире, молодежь относит золото к тем вещам, которые носят растолстевшие среднего возраста игроки в маджонг (китайское домино. — Прим. ред.). Дальнейший рост в цене на платину должен, по логике, снизить продажи ювелирных изделий из нее. Однако здесь может быть и другая связь: чем выше цена на платину, тем привлекательнее она становится для богатых покупателей.
В отличие от золота, платина также имеет огромное значение для промышленности. Она является незаменимым компонентом при производстве, например, каталитических дожигателей выхлопных газов в машинах, а также при повышении объема памяти жестких дисков в компьютерах. В будущем спрос на платину может получить новый толчок, при условии широкого распространения топливного бака — экологически чистой альтернативы двигателю внутреннего сгорания. Большинство крупных производителей автомобилей работают над тем, чтобы сделать топливный бак для автомобиля экономически выгодным; практически все они используют в своих разработках платину. По данным одного из инвестиционных банков Южной Африки, к 2010 году потребность в платине для производства топливных баков составит около миллиона унций этого металла в год — то есть около 1/5 сегодняшнего ежегодного уровня добычи.
Продолжится ли платиновый бум, зависит от ряда причин. Производители любого товара находятся во власти значительных ценовых колебаний. Когда цена высока, производители инвестируют в создание дополнительных мощностей, что впоследствии приводит к излишку предложения и снижению цены. Поддерживать высокую цену особенно сложно в том случае, если товар, о котором идет речь, никогда не будет потреблен, как в случае с золотом и платиной. Все когда-либо добытое золото до сих пор существует, и значительное его количество осело в хранилищах центральных банков. В период роста цен на золото центральные банки продают свои запасы, что оказывает ценовое давление на рынок.
Платина, так же, как и золото, не поддается коррозии. Однако она никогда не использовалась для поддержания валютного курса. Таким образом, значительных запасов платины, которые могут в любой момент быть выброшены на рынок, в мире нет. Продажа Россией наибольших в мире резервов платины несколько охлаждала оживление цен на этот металл в течение последних нескольких лет. Россия не объявляет о том, сколько именно платины осталось в ее резервах, однако производители Южной Африки ожидают, что они исчерпаются достаточно скоро.
Глава Anglo Platinum Барри Дэйвисон уверен в том, что его компания сможет снизить издержки, даже если высокие цены на платину ослабят необходимость в этом. Сделать это нелегко: в период роста цен на металл профсоюзы требуют повышения заработных плат, однако сопротивляются их сокращению в тяжелые для отрасли времена. В сентябре Anglo Platinum пережила продолжительную забастовку. Кроме того, в результате частых наводнений фактические издержки многих компаний Южной Африки, добывающих платину, скорее всего, возрастут.
В общем и целом перспективы платины кажутся максимально оптимистичными. Все, что остается маркетологам компаний этой отрасли, — убедить нескольких поп-звезд носить массивные платиновые цепи. Вместо золотых.
Подготовлено Агентством гуманитарных технологий
по материалам The Economist