Лезвия Gillette, пиво Budweiser, топливные фильтры Bosch, программное обеспечение Microsoft. Все это изделия прославленных международных марок, и вы смело можете заключать пари о том, что «предприниматели» из Китая или уже их подделали, или упорно над этим работают. Когда КНР в декабре минувшего года принимали во Всемирную торговую организацию, китайские власти обязались предпринять жесткие меры против дельцов такого рода.
Однако прошло более полугода, а пираты ведут себя еще более дерзко, значительно расширив производство фальшивых изделий ведущих зарубежных компаний. К тому же они насыщают подделками не только внутренний рынок своей страны, но и активно проталкивают их за рубеж. Естественная реакция Вашингтона должна, очевидно, заключаться в инициировании международного судебного разбирательства по поводу бездеятельности Пекина.
Однако вряд ли это произойдет так скоро. Эксперты в сфере торговли убеждены, что доказать факт нарушения Китаем своих обязательств будет очень сложно. Ведь формулировки Соглашения по торговым аспектам защиты интеллектуальной собственности, известного по своей английской аббревиатуре как TRIP, выглядят слишком уж расплывчато. С одной стороны, упомянутый документ призывает правительства государств-членов обеспечить «эффективное противодействие» распространению подделок, а с другой стороны, четко не указывает, что под этим подразумевается. Так комментирует этот правовой нонсенс Джозеф Саймон, соучредитель гонконгской адвокатской фирмы Baker & McKenzie и вице-председатель пекинского комитета по защите торговых марок. (Это организация, деятельность которой направлена на предотвращение появления подделок, в которую входят представители таких международных компаний, как Compaq, Anheuser-Busch, Johnson & Johnson, Philip Morris, Prada и других.)
Так что, несмотря на жалобы ведущих корпораций мира, Соединенные Штаты и другие члены ВТО очевидно не смогут найти юридические основания для подготовки иска против Пекина и обвинений его в неэффективной борьбе с пиратством.
Политика в этом вопросе также играет свою роль — Вашингтон прекрасно отдает себе отчет в том, что в результате серьезного давления на пиратов в КНР могут исчезнуть многие тысячи рабочих мест в тот период, когда страна переживает стремительный рост безработицы. Поэтому перспектива развития событий по этому сценарию выглядит весьма маловероятной.
Зарубежным компаниям остается надеяться лишь на то, что Пекин введет против изготовителей фальшивой продукции более жесткие меры, по сравнению с теми, что он обещал при вступлении в ВТО. Последнее слово китайского правительства было таким: этим летом будут введены в действие новые нормативные акты, которые предусматривают увеличение в десять раз установленной на настоящий момент суммы штрафа для дельцов, вина которых будет доказана.
Смогут ли эти меры кардинальным образом изменить ситуацию? В общем-то, методы принуждения традиционно оказываются действенными. Однако, несмотря на то что представители на местах (Министерство промышленности и торговли, а также Бюро контроля качества) хотели бы быть более жесткими, особенно в тех случаях, когда за нейтрализованных пиратов им выплачиваются премии от международных компаний, они весьма неохотно «сдают» виновных. В чем же дело? Представитель компании Procter & Gamble в КНР Джон Ям объясняет ситуацию так: они не желают передавать дела в полицию потому, что не хотят терять часть своих доходов. В переводе с дипломатического языка это может означать, что чиновники получают от пиратов определенную мзду, которой они лишатся, если за дело возьмутся правоохранительные органы.
Президент Международной коалиции по борьбе с фальшивками Тимоти Трэйнер указывает, что в то время, как ведущие мировые компании ищут пути, как обуздать распространение подделок их изделий, зарубежные бизнесмены ежегодно терпят убытки, исчисляемые десятками миллиардов долларов. Пиратская продукция становится более сложной, рынок китайских подделок стремительно разрастается: по данным американских экспертов, были отмечены случаи продажи в США фальсифицированных батареек Duracell и зубных щеток Oral-B; Южная Америка сегодня наводнена поддельными одноразовыми лезвиями Prestobarba, а полки российских магазинов забиты фальшивыми бритвами марки «Спутник» (сегодня и Prestobarba и «Спутник» являются брэндами компании Gillette). Поддельные шампуни Head & Shoulders и антибактериальное мыло Safeguard (широко известные марки фирмы Procter & Gamble) были выявлены на Филиппинах, в странах Ближнего Востока и Восточной Европы.
Сегодня можно сделать однозначный вывод: членство Китая в ВТО не сможет остановить волну суррогатов предметов потребления известных марок, наводнивших рынки практически всех континентов. Сделать это поможет лишь безусловное следование букве закона со стороны всех органов государственной власти КНР, а также решительная борьба с коррупцией. И учитывая тот факт, что китайские торговые марки все чаще сами становятся жертвами пиратского производства, Пекин в один прекрасный день может получить достаточно убедительную причину для того, чтобы покончить с «королями подделок» одним махом.
(По материалам журнала Business Week)