Во время недавней поездки в столицу меня всю дорогу не покидало ощущение ущербности сменявшихся запорожских, днепропетровских, полтавских, киевских пейзажей, сюрреалистичность которым придавало отсутствие на полях комбайнов и суеты колхозных грузовиков на проселках. И даже несмотря на июльский зной, казалось, веет холодом от застывших в безмолвном ожидании хлебных массивов. Случайный попутчик, угнетенный, как и я, увиденным, с нескрываемой горечью безнадеги заметил: «Якщо солярка продається по гривні п'ятнадцять, то який же дурень його коситиме. Краще нехай гниє - дешевше обійдеться». Сколь бы кощунственными ни показались эти слова, хуже всего то, что они были правдой…
К середине нынешней недели в Запорожской области оставались неубранными порядка 40 процентов площадей зерновых. Из-за отсутствия горючего техника простаивает, а в КСП будни объявляются выходными днями. Попытки колхозников что-либо изменить лишь подчеркивают обреченность ситуации. Сейчас они стараются продать все, что только можно, лишь бы не простаивали комбайны, - молоко, крупы, другую продукцию, за которую можно выручить «живую» копейку для закупки хотя бы нескольких канистр топлива. Но для полного удовлетворения потребностей в нем уже не хватает производимого хозяйствами. А откликнуться на предложения коммерсантов не позволяет здравый смысл, в рамки которого не укладывается требование отдать за тонну горючего 7 тонн хлеба. Ведь в прошлом году при соотношении 1:2,4 меновой эквивалент уже представлялся завышенным.
В Приморском районе, где лишь одно из 26 хозяйств смогло управиться с уборкой зерновых, доведенные до отчаяния землепашцы полны решимости в знак протеста перекрыть движение на автотрассе Одесса-Ростов. Возможно, они осуществят задуманное, но вряд ли от этого горючего станет больше. Да и транспортному потоку эта акция особых неудобств не составит. Он и без того с каждым днем становится все более скудным. С конца прошлой недели нефтепродукты на запорожских АЗС либо напрочь исчезли, либо поднялись в цене до 3,5-5 грн. за литр, что отнюдь не привлекает покупателей.
Томящиеся в километровых очередях водители убеждены, что дефицит нагнетается искусственно. С их мнением категорически не согласен председатель правления АО «Запорожнефтепродукт» Владимир Головко.
- Если бы причиной топливного дефицита был сговор торговцев, как утверждают некоторые, то на заправках горючего было бы в достаточном количестве. Проще в очередной раз отыскать «врага», чем признаться, что в правительстве нет людей, которые могли бы просчитать ситуацию хотя бы на одну-две недели вперед. В мае, когда цена российской нефти составляла 60-68 долларов за тонну, на внутреннем рынке существовало превышение предложения над спросом. А с началом лета ситуация изменилась в противоположную сторону, оптовые цены возросли на 10-15 процентов. Сейчас стоимость тонны нефти на границе составляет 122 доллара. К тому же Россия ввела экспортную пошлину на нефтепродукты и нефть - порядка 40 долларов за тонну. Исключение делается только для участников таможенного союза, в который Украина, как известно, не входит.
Эти аргументы, безусловно, не лишены логики, однако безоговорочно принять их не позволяет хотя бы та стремительность, с которой обновляются ценники на автозаправках. Подчас случается, что в течение суток (а то и дня!) стоимость горючего возрастает чуть ли не в два раза. И трудно поверить, что причиной тому - колебание оптовых цен или же иные факторы, привнесенные извне. Особенно наглядно об этом свидетельствует ситуация на АЗС, принадлежащей запорожскому АО «Запорожкокс». Это предприятие уже давно освоило выпуск бензина марки А-80. Сейчас его заправка в городе, пожалуй, наиболее популярная, собирающая длиннющие очереди из сотен машин. Но и здесь в конце прошлой недели бензин продавали по 1,5-1,6 грн., а во вторник уже стали отпускать по два с полтиной за литр. Но ведь бензин предприятие производит не из импортной нефти, а из побочных продуктов, которые раньше были отходами основного производства…
Как и следовало ожидать, ситуация на рынке нефтепродуктов немедленно вызвала цепную реакцию всеобщего роста цен. На треть подорожал проезд в городском транспорте, а в Мелитополе, например, автобусный билет подскочил в цене до 75 копеек, и лишь после упорных переговоров городских властей с транспортниками тариф удалось снизить до полтинника. Для крестьян проблемой стала доставка на городские рынки продуктов. В связи с этим их стоимость резко повысилась. На 20 процентов подорожало молоко, килограмм картофеля стоит полторы гривни… А в областной администрации готовится решение о повышении цен на хлеб и другие продукты питания в так называемой организованной торговле.