Выгодное географическое положение Украины на перекрестке торговых путей издавна давало возможность получать доходы от транзитных перевозок. Особенно важное значение транзит приобрел в последние годы, когда в результате обвального падения производства резко сократились перевозки внутри страны. В этих условиях транзитные услуги обеспечивают работой сотни тысяч человек, способствуют сохранению транспортной инфраструктуры. Прохождение одной тонны транзитного груза через Украину приносит в среднем 30 долларов. И этот доход не связан с потреблением невоспроизводимых ресурсов, и в принципе транзит не наносит такого ущерба экологии, как предприятия металлургии и химической промышленности, продукция которых составляет основу украинского экспорта.
Экспорт транспортных услуг - в основном за счет транзитных перевозок грузов и пассажиров - ежегодно дает Украине около 4 млрд. долларов. В условиях, когда импорт товаров в Украину существенно превышает экспорт, поступления от транзита способствуют уменьшению дефицита платежного баланса, позволяют закупать за рубежом жизненно необходимую для страны продукцию.
В перспективе доходы от транзита могут существенно возрасти - после включения украинской транспортной сети в систему международных транспортных коридоров (МТК). Состоявшаяся в 1994 году под эгидой ЕС Критская паневропейская конференция министров транспорта согласовала и утвердила маршруты девяти МТК (называемых теперь Критскими). Четыре из них проходят по территории Украины. В связи с этим вопрос о вхождении в систему МТК признан приоритетным направлением в развитии транспортно-дорожного комплекса Украины. Постановлением Кабмина утверждена Программа создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров. Стоимость намеченных этой программой работ оценивается в 3014 млн. грн., в том числе 1169 млн. грн. планируется выделить из госбюджета. Но окупятся ли эти затраты? Ведь и существующая транспортная инфраструктура используется далеко не в полную силу.
На рынке международных перевозок конкурируют государства, стремящиеся привлечь транспортные потоки на свою территорию. Последовательную политику, направленную на создание наиболее благоприятных условий для перевозчиков и потребителей транспортных услуг, проводят государства Балтии, в результате чего поступления от транзита стали важнейшим источником доходов бюджетов Латвии, Эстонии, Литвы. Оптимальные тарифы на все виды транзитных перевозок и перегрузочные работы, государственный протекционизм, щадящая система налогообложения способствовали тому, что доходы портов прибалтийских государств, по некоторым данным, достигли 10 млрд. долл. в год. При этом 90 - 95% грузов, проходящих через эти порты, - транзитные. («Судоходство», 1998г., №11, с.33).
В октябре 1997 года правительство Российской Федерации одобрило Концепцию государственной транспортной политики. Одна из приоритетных задач - создать условия для переключения грузопотоков с портов ближнего и дальнего зарубежья на российские порты. Для этого строятся три новых порта на побережье Финского залива: в бухте Батарейная, в районе Приморска и в Лужской губе. В Черноморско-Азовском регионе проводится реконструкция морских торговых портов Новороссийска, Таганрога, Темрюка. Планируется также строительство нового порта на Таманском полуострове для экспорта сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов. Увеличивается транзит российского газа через территорию Белоруссии (в этом году он составит около
25 млрд. кубометров). Разработан проект «балтийской газовой дуги» - газопровода Россия - Финляндия - Швеция - Дания - Германия.
А как обстоит дело в Украине? Несовершенство и частое изменение нормативных документов, регулирующих транзит, значительные задержки в пунктах пропуска через государственную границу, произвол чиновников, поборы на дорогах, о которых не знает разве что руководство ГАИ, - все это приводит к тому, что транспортные потоки все чаще обходят нашу страну. Так, еще с советских времен хлопок из Средней Азии шел в Европу через порт Ильичевск Одесской области. Сегодня этот грузопоток проходит через порты Прибалтики, а мощности украинского перевалочного комплекса (ОАО «Ильичевсквнештранс»), построенного в советские времена для перевалки этого хлопка, простаивают. Балканские вина теперь везут в Москву через Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу, Белоруссию. При этом - лишь бы только не проезжать через Украину - перевозчики существенно удлинили маршрут, пересекают несколько границ.
Подобных примеров можно привести немало. По некоторым оценкам, вследствие неблагоприятных условий для транзита наша страна ежегодно теряет около 2 млрд. долларов. Таким образом, удушив транзит, Украина за последние шесть лет утратила сумму, почти равную государственному внешнему долгу. Намного проще, выходит, «выбивать» все новые кредиты у международных организаций, чем, устранив «ухабы» на наших дорогах, получать необходимые средства в виде платы за транзит.
Справедливости ради надо отметить, что Программа деятельности Кабинета министров, направленная на рассмотрение в Верховную Раду, предусматривает ряд мер для возобновления грузопотоков, в том числе приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными обязательствами Украины, упорядочение таможенных процедур с целью достижения их максимальной прозрачности. Намерения похвальные, но почему же этого не сделано до сих пор?
Лишь один пример. Нормы для европейских транспортных коридоров включают в себя пересечение границы автобусами и легковыми автомашинами за 15 минут, поездами - за 20 минут, грузовиками - за 60 минут. О таких сроках могут лишь мечтать водители, отваживающиеся пересечь границу Украины. А о существующих порядках на пунктах пропуска через границу ходят горькие анекдоты. Если положение в корне не изменится, международные транспортные коридоры, проходящие по нашей территории, останутся пустыми.
Известно, что наибольшие доходы транзит приносит в том случае, когда грузы и пассажиров перевозят отечественные фирмы. Поэтому государство создает для них режим наибольшего благоприятствования. Но не в Украине. Более того, ряд принятых в прошлом году постановлений существенно ухудшил положение украинских перевозчиков.
Главной причиной нездоровой ситуации, сложившейся в сфере транзитных перевозок, является деятельность (и бездеятельность) исполнительной власти. Но определенную ответственность несет и ВР, так как законодательная неурегулированность проблем транзита способствовала ведомственному нормотворчеству в этой сфере.
Недостаточно стимулирует транзитные перевозки налоговое законодательство. Так, закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» предусматривал, что услуги, связанные с перевозкой пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, освобождаются от уплаты НДС лишь до 1 января 1999 года. При сохранении этой нормы неизбежно произошла бы еще большая переориентация транспортных потоков на территорию Белорусси, стран Балтии, поскольку перевозка многих грузов через нашу страну стала бы экономически невыгодной.
По информации народных депутатов А.Едина и А.Хмелевого, стоимость транспортировки тонны калийных удобрений из Уральского региона до порта Ильичевск составляет 25,3 доллара, из которых 7 долларов - затраты на территории Украины. Стоимость перевозки аналогичного груза до порта Вентспилс - 26,6 доллара. При введении НДС на транзит затраты на перевозку калийных удобрений через Украину увеличатся на 1,4 доллара, что создает предпосылки для поворота грузопотоков на Прибалтику.
Такая же ситуация с транзитом нефтепродуктов. Стоимость транспортировки тонны нефти из Самары до Одессы составляет 34,8 доллара, а до Вентспилса - 36,1 доллара. После введения НДС затраты на перевозку нефтепродуктов через Украину увеличатся на 3,1 доллара и составят 37,9 доллара, т.е. на 1,8 доллара больше, чем до Вентспилса. Ясно, что и нефтепродуктовый поток будет переориентирован на более дешевый маршрут. Аналогичные примеры можно привести при сравнении стоимости транзита через Белоруссию.
Общие же расчеты показывают, что при введении НДС на транзитные перевозки ежегодные убытки только железных дорог Украины составят 141 млн. грн. К счастью, некоторые народные депутаты осознали, какие огромные потери понесет Украина в случае отмены нулевой ставки НДС на транзит. Были подготовлены поправки к закону об НДС. И за неделю до нового года парламент внес изменения в закон «О налоге на добавленную стоимость», сохранив до 1 января 2000 года существующий порядок уплаты НДС при транзитных перевозках пассажиров и грузов.
Я, как и многие мои коллеги, голосовал за продление нулевой ставки НДС на транзит и принятие соответствующего законопроекта считаю победой здравого смысла. Однако жаль, что парламент ограничился полумерой, продлив льготы лишь на год. За рубежом работают иначе, на перспективу. Чтобы наладить перевозку грузов по определенному маршруту, необходимо заключить долгосрочные договоры, вложить немало денег. Но кто сегодня может предсказать, будут ли сохранены налоговые льготы при транзитных перевозках в следующем году? А ведь от этого зависят тарифы. Значит, будут везти товары через территорию тех стран, где законодательство является более стабильным и правила игры не изменяются каждый год.
Особо хочу отметить, что если мы в результате ухудшения условий транзита через территорию Украины потеряем транзитные грузопотоки, то позже вернуть их на территорию страны будет практически невозможно. На глазах у всех произошло уничтожение когда-то крупнейшей судоходной компании мира - Черноморского морского пароходства. И если предположить невозможное - случится чудо, и Украина обретет новый современный морской флот, - то и тогда нам уже никогда не вернуть те линии, на которых раньше работали советские суда, - свято место пусто не бывает: рынок уже занят. Не дай Бог, если подобная трагедия произойдет и с транзитными грузопотоками.
И без усиления давления налогового пресса на транзит результаты деятельности транспортного комплекса в прошлом году неутешительные - перевозка грузов всеми видами транспорта уменьшилась на 5,1%. И это неудивительно. Зная проблемы транспорта и транзита не только теоретически, но и конкретно, могу засвидетельствовать, что руководители многих иностранных фирм на предложения наладить перевозки грузов через украинскую территорию, замкнуть судоходные линии на порты Украины отвечали: «Как угодно, только не через вашу страну!» Поэтому если мы хотим сохранить и увеличить поток транзитных грузов, идущих через Украину, необходимо в корне изменить ситуацию. А среди первоочередных задач - скорейшее принятие закона «О транзите».
Транзит - лекарство для нашей экономики. И в отличие от большинства снадобий, которыми пичкают тяжелобольную эскулапы из Кабмина и Национального банка, лекарство это не имеет ни противопоказаний, ни нежелательных побочных действий. Однако дозы его явно недостаточны. А учитывая наше маниакальное стремление зарезать курицу, которая несет золотые яйца, завтра мы можем лишиться и этого…