Ежедневно кто-то из мировых гигантов заявляет о прекращении работы в России. От сектора розничной торговли до энергетики, технологий и развлечений — в течение двух последних недель сотни глобальных западных компаний покинули РФ. Репутационные риски огромны, санкционные ограничения тяготят, платежеспособный спрос на внутреннем рынке РФ стремительно падает. Их решение кажется вполне логичным, но в то же время тех, кто решил остаться на российском рынке, тоже немало, как и тех, кто решил уйти лишь временно либо тянет время.
Неужели решение разорвать связи с Москвой может навредить кому-то больше, чем репутационные риски и проблемы с выводом денег из подсанкционной юрисдикции?
Почему одни уходят
Toyota, которая произвела около 80 тысяч автомобилей на своем заводе в Санкт-Петербурге в 2021 году, заявила, что прекратит работу 4 марта и приостановит поставки в Россию из-за «сбоев в цепочке поставок». Nike заявила, что приостановит работу в стране из-за «растущих проблем, связанных с ведением нашего бизнеса». Такие логистические трудности будут только усугубляться по мере того, как судоходные линии, экспедиторы и автотранспортные компании будут прекращать поставки в Россию и из России. Обвал рубля также сделает импортные товары более дорогими.
На протяжении нескольких дней, пока росло число погибших в Украине и появились миллионы беженцев, многие руководители западных и американских компаний хранили молчание по этому вопросу. Но когда критика в социальных сетях стала нарастать, а военные действия не прекращались, не было другого выбора, кроме как уйти с российского рынка. С каждым днем все больше компаний покидало страну-агрессора. Компании начали осознавать потенциальный риск своей репутации.
На прошлой неделе бренды быстрой моды H&M и Zara объявили об уходе с российского рынка, временно закрыв свои магазины и приостановив местные продажи. В понедельник к ним присоединился американский джинсовый бренд Levi's, ставший символом свободы в советское время.
Спортивные бренды Puma и Adidas также присоединились к массовому бегству модных ритейлеров. Adidas пошел еще дальше, приостановив сотрудничество с российской федерацией футбола.
Роскошные бренды Chanel, Prada, Hermes, Burberry, LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton и Kering, а последней принадлежат Gucci и Saint Laurent, также приостановили свои продажи.
Международные платежные гиганты Visa, Mastercard и American Express оперативно прекратили свои услуги после введения санкций. Visa, например, объявила о приостановке всех своих трансакций и предупредила, что карты, выпущенные в России, больше не будут работать за границей. Платежная платформа PayPal также закрыла свои услуги.
Американский ювелирный ритейлер Tiffany&Co отказался от закупок продукции из России. Tiffany приостановила закупку всех необработанных алмазов из России, а также бриллиантов российского происхождения независимо от того, где они огранены.
Как видим, многие компании причиной ухода называли сбои в логистике, санкции и опасения по поводу безопасности персонала. Но репутационные риски при ведении бизнеса в России стали самым большим толчком. Все-таки крупный международный бизнес зачастую хочет оставаться в ослепительно белом пальто. Впрочем, не всегда…
А другие остаются
Решения западных компаний по уходу из России не всегда были однозначными. К примеру, глава PepsiCo Рамон Лагуарта заявил, что хотя фирма прекратит продажу своих газированных напитков, она продолжит продавать товары первой необходимости, такие как молоко и детское питание. Компания PayPal, занимающаяся цифровыми платежами, приостановила работу в России, но пообещала разрешить клиентам снимать средства «на определенный период времени». Американские и мировые фармацевтические компании заявили, что продолжат производство и продажу своей продукции в России.
Подобная ситуация сложилась и у швейцарско-американского производителя табака Philip Morris International, который в 2020 году считался международной компанией с самой большой выручкой в России, заработав почти 2,6 млрд долл. (2,4 млрд евро). Компания временно приостановила свою деятельность в Украине и прекратила инвестиции в РФ, но продолжает платить сотрудникам в России зарплаты и заявляет, что внимательно следит за дальнейшим развитием событий.
Еще один крупный игрок — японский производитель табака JTI, имеет пять фабрик и 4500 сотрудников по всей России. В настоящее время компания продолжает свою деятельность в России и приостановила только инвестиции и финансирование рекламы. В то же время производство на своем заводе в Украине JTI остановила, объясняя это заботой о безопасности работников.
Ряд французских фирм, работающих на российском рынке, также продолжают торговлю. Сеть магазинов для дома Leroy Merlin на прошлой неделе заявила, что ее 112 магазинов по всей России будут продолжать работать в обычном режиме и что она не планирует уходить с рынка. Не собирается прекращать свою деятельность и группа Auchan, еще один гигантский французский ритейлер с почти 300 магазинами и 41 тысячей сотрудников в России.
Некоторые известные западные и американские бренды продолжают свой бизнес, несмотря на политический резонанс. Среди них, например, фармацевтическая компания AbbVie и американский кондитерский гигант Mondelez, который управляет такими брендами, как Oreo и Ritz.
«Cargill сворачивает деловую активность и прекращает инвестиции в Россию», — заявил американский сельскохозяйственный гигант 11 марта, но продолжает предлагать там то, что он назвал «основными продуктами питания и кормами». «Этот регион играет важную роль в нашей глобальной продовольственной системе и является важным источником ключевых ингредиентов для основных продуктов питания, таких как хлеб, детские смеси и хлопья», — говорится в сообщении компании. Cargill получает доход в размере 1,1 млрд долл. из России, где у нее работает 2500 сотрудников.
Nestlé заявила, что приостановила капитальные вложения и рекламу в России, но продолжит продавать «основные» продукты питания в этой стране. «Как продовольственная компания и работодатель, мы также несем ответственность перед людьми в России и нашими более чем 7000 сотрудников, большинство из которых являются местными жителями», — говорится в заявлении крупнейшей в мире продовольственной компании.
Гигант фаст-фуда Subway заявил, что направит любую прибыль от своей деятельности в России на гуманитарную помощь, отметив, что примерно 450 торговых точек в России независимо принадлежат и контролируются местными франчайзи. Как пояснили в компании, Subway поддерживает Украину, но не может (в настоящее время) приостановить работу в России. «Наши мысли с народом Украины, и мы полны решимости поддерживать тех, кого затронули трагические события в регионе, — говорится в их заявлении. — Помимо работы с нашими франчайзи по всей Европе по обеспечению питанием беженцев, мы направим любую прибыль от операций в России на гуманитарную помощь украинцам, пострадавшим от войны. Все наши рестораны в России независимо принадлежат и управляются местными франчайзи и управляется независимым мастер-франчайзи. Мы не контролируем напрямую этих независимых франчайзи и их рестораны».
***
Учитывая сложившуюся ситуацию, многие компании пообещали отказаться от финансовой поддержки России различными способами. Но, как видим, решение остаться или уйти для некоторых оказалось более сложным, чем кажется.
Когда бизнес находится в независимом владении, решения об операциях относительно просты, но когда это франшиза, все усложняется. Сохранить контроль над франчайзинговыми заведениями непросто, особенно если надо быстро реагировать на сложные международные события, такие как ситуация в Украине.
Другие же просто боятся остаться вообще без российских активов после того, как российская организация по защите прав потребителей составила список компаний, которые решили уйти и могут быть национализированы.
Да и о полноценном уходе говорить нельзя, пока такие компании, как Starbucks, McDonald's, Subway, Coca-Cola и другие, несмотря на временную приостановку своей деятельности в России, продолжают платить заработную плату своим сотрудникам.
Долго ли они и иже с ними протянут, если военные действия будут продолжительными? И перевесят ли перспективы дальнейшей работы на рынке РФ многочисленные поводы уйти с этого рынка окончательно?
Принять такое непростое решение поможет ужесточение санкций в отношении РФ. Тогда риски работы на территории агрессора станут более весомыми. Да и бойкот на других рынках производителей, косвенно финансирующих российскую войну в Украине, может помочь. Все-таки репутация — это не просто имидж бренда, это прежде всего лояльность клиентов, а значит, и объемы продаж. И этот торговый фронт не менее важен для победы. Кремль не может сохранить десятки тысяч рабочих мест, созданных за счет иностранных инвестиций. Да и новые в таком количестве не создаст. И это станет дополнительным гвоздем, забитым в крышку гроба российской экономики.
Больше статей Наталии Власюк читайте по ссылке.