В среду со сборочного конвейера «Завода им. Малышева» сошел первый польско-украинский зерноуборочный комбайн «Обрій». К этому событию готовились, по сути, три года. Вначале малышевцы занимались узловой сборкой комбайнов «Бизон», затем перешли к сборке деталей, изготавливаемых на своем предприятии и в Польше. Два сезона «Бизоны» проходили обкатку на полях Украины и России. Машина совершенствовалась, приспосабливалась к нашим условиям.
Пока «Обрій» на 85 процентов состоит из польских узлов и деталей и на 15 - из малышевских. Но уже в ближайшее время украинская комплектация должна достичь 60-70 процентов. Изготовители утверждают, что если сегодня машина польско-украинская, то вскоре будет украинско-польской, а года через три и полностью украинской.
В изготовлении «Обрію» будут задействованы более 20 харьковских предприятий, среди них завод им.Шевченко и ФЭД - ведущие предприятия бывшего ВПК. Успешно адаптировался в «Бизоне» и двигатель моторостроительного завода «Серп и молот» - СМД-31. Один дизель наработал уже более 800 часов, второй - более 300. Этим летом пройдут испытания еще три мотора. По их результатам будет решаться вопрос о возможности массового использования при сборке комбайнов для Украины и России. Не исключено, что харьковские двигатели будут устанавливаться и на комбайнах «Бизон» польской сборки. Малышевцы надеются и на сотрудничество с ведущими украинскими предприятиями, задействованными сегодня в производстве комбайнов «Славутич» и «Лан».
В этом году предполагается выпустить 50 комбайнов «Обрій», 13 из них уже оплачены покупателями. Через три года малышевцы намерены выйти на тысячу машин в год, а через пять лет - на две тысячи. Однако планы планами, а главная проблема - в платежеспособном спросе. Неслучайно, получая ключ от первой машины, Валерий Белокудря, председатель КСП «Маяк» Балаклейского района Харьковской области, сказал: «Стоимость буханки хлеба зависит не только от нас, хлеборобов, но и от стоимости сельскохозяйственной техники. По предварительной договоренности, «Обрій» стоит 180 тысяч долларов. Однако экономическое состояние хозяйств сегодня таково, что технику приобретать просто не за что. Фактически кредитования как такового в Украине нет. Нашему хозяйству - единственному на весь район - выделили 100 тысяч гривен кредита под 50 процентов. И это считается льготным кредитованием?!»
Как решить проблему реализации комбайнов при отсутствии у потребителей средств? Вот что думает по этому поводу Олег Демин, глава Харьковской гособладминистрации: «Есть договоренность, что комбайны этого года включаются в Государственный лизинговый фонд. Но, учитывая, что он перегружен, даже с нашим ХТЗ расчеты проходят сложно, думаю, пришло время на базе нашей региональной лизинговой компании создавать свой фонд. С участием ведущих банков, коммерческих структур, которые готовы брать такие комбайны в эксплуатацию. Система расчетов - это самый больной вопрос во всей проблеме обеспечения сельского хозяйства не только техникой, но и топливом, удобрениями, семенами и т.д. Но для этого решения необходима более правильная ценовая политика.
Характерна одна особенность «Обрію» - средства из госбюджета на его создание не выделялись. Учитывая это и некоторые сложности у других украинских комбайностроителей, некоторые эксперты предрекают даже определенные изменения в рейтинге: с третьего места, вслед за Херсоном и Александрией, Харьков может вскоре выйти на первое. Таким образом, с третьего места в списке украинских комбайностроителей: (Херсон, Александрия, Харьков) малышевцы выходят на первое место.
Насколько верна эта оценка, покажут уже ближайшие год-два. Впрочем, даже на украинском рынке, не говоря уж о российском и казахстанском, места хватит всем. Были бы только комбайны и средства на их покупку.