Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит, вы чего-то не заметили.
Закон Чизхолма
Как известно, если дела идут хорошо, что-то должно случиться в ближайшем будущем. По отношению к рынку нефтепродуктов это наблюдение особенно справедливо. В благословенные мартовские времена, когда «бензин не для бедных» А-95 в среднем стоил гривню за литр, а цена на самый «демократичный» А-76 свыше 70 коп. за литр казалась запредельной и вызывала праведный гнев владельцев транспортных средств, когда Госинспекция Минэкономики по контролю за ценами с удовлетворением констатировала, что «розничные цены на нефтепродукты существенно снизились», разговоры о грядущей вакханалии цен казались неуместными «страшилками».
Причины, взорвавшие рынок нефтепродуктов в мае-июне, были так же неотвратимы, как смена времен года. Как показал опрос нефтетрейдеров, в «полном наборе» идут значительный рост мировых цен на нефть и нефтепродукты; острый дефицит нефти и нефтепродуктов, вызванный уменьшением поставок из России; увеличение экспорта нефтепродуктов, производимых из российской нефти на украинских НПЗ; отсутствие альтернативных российским источников нефти; конфликт на Балканах, оттянувший на себя часть поставок (особенно дизельного и авиационного топлива). Добавим к этому сезонный рост потребления нефтепродуктов, законодательную борьбу между ветвями власти за величину акцизов, ожидание к июлю дополнительного 2%-го побора с импортеров и предвыборное состояние страны, которое расценивается компаниями из дальнего и ближнего зарубежья как дополнительный политический риск - и, как говаривал Леонид Макарович, «маємо те, що маємо». Эксперты НТЦ «Психея» уверены, что текущий рост цен можно было спрогнозировать заранее. «Уменьшение предложений на продажу отмечалось еще в феврале, но в отличие от прошлых скачков первыми стали расти оптовые цены, а розничные - лишь в последнюю очередь», - говорит директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
Цены на нефтепродукты возросли почти повсеместно (особенно отличилась столица). Средняя цифра по стране составляет 30%, увеличиваясь в отдельных областях до 50%. Милиции и налоговой администрации было дано высочайшее указание «разобраться». По мнению Президента, «для повышения цен нет никаких оснований, а в Киеве из этого делают политику». Поэтому разбираться будут не только с «бензоколонками, но и с теми, кто за ними стоит» (как говорится, сверху виднее).
Первой ласточкой в наведении порядка стал президентский указ «О государственном регулировании экспорта, импорта, оптовой, розничной торговли нефтепродуктами» от 11 июня 1999 года. Документ предусматривает не только лицензирование указанных операций, но и регистрацию оборота нефтепродуктов, что, по словам замглавы администрации Президента Павла Гайдуцкого, позволит «сделать рынок прозрачным не только по ценовой ситуации, но и по товаропотокам. А будем контролировать товаропотоки, будем влиять и на цены».
Панацеей от нефтяных бед должна стать «великолепная семерка»: кроме упомянутого Президент издал указ «О дополнительных мерах по регулированию операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 27 июня, которым отменил таможенную пошлину на нефтепродукты, произведенные из нефти иностранных «давальцев» и реализованные в Украине. «Остро реагируя» на резкое повышение цен, гарант Конституции высказал удивление отсутствием усилий по стабилизации обстановки со стороны правительства: «Кабинет министров, Антимонопольный комитет - где они и какова их роль в этом плане?». В ответ на президентскую критику в Кабмине поднатужились и выдали на-гора три постановления: 18 июня - о включении нефти в перечень товаров критического импорта (тем самым освободив ее импорт от НДС); 23 июня - об освобождении импортного давальческого сырья, принадлежащего иностранным компаниям, от дополнительной 2%-ной таможенной пошлины; 24 июня - об отсрочке уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины при импорте нефтепродуктов путем выдачи простых векселей со сроком погашения 60 дней. Поспевают постановления о приостановке взимания 2%-ной таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов и об отмене до 1 января 2000 года таможенного сбора в размере 0,01 евро/кг на ввоз нефтепродуктов. Как заявил замминистра экономики Михаил Чечетов, «мониторинг цен свидетельствует о том, что эти решения уже начали частично срабатывать - в последнюю неделю июня рост цен на нефтепродукты прекратился, в отдельных областях началось снижение цен. Мы надеемся, что к середине июля будут ощутимые сдвиги. Хотя до уровня апрельских цен мы все равно не упадем».
Трудовой запал правительства распространился и на акцизы. Указом от 28 июня Президент Кучма уполномочил Кабмин изменять ставки акцизных сборов и ввозных таможенных пошлин на подакцизные товары (что является прерогативой парламента). Приобщение Кабмина к правам Верховной Рады в правительстве объясняют необходимостью создания системы быстрого реагирования на изменение ситуации на рынке. «Мы хотим сделать акцизную политику более гибкой. Для этого ставки акцизов должны быть динамичными по отношению к цене на нефть и нефтепродукты на мировом и европейском рынках», - говорит замминистра экономики Виктор Кальник.
Парламент не остался безучастным к битве за драгоценный нефтепродукт: 30 июня преодолел вето Президента на закон «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)», принятый ВР 5 мая. Подавляющим большинством депутаты установили единую унифицированную ставку акцизного сбора на бензин в размере 40 евро с тонны и на дизтопливо - 10 евро с тонны. По словам М.Чечетова, «ситуация на рынке нефтепродуктов мешала депутатам объективно рассмотреть этот вопрос и переводила его в эмоциональную плоскость. Селяне ничего ровным счетом не выиграют от изменения ставок акцизного сбора, зато владельцы шикарных иномарок смогут заправляться дешевым бензином. Общие потери бюджета до конца года составят 254 млн. грн.».
Впрочем, независимые эксперты считают, что высокие ставки акциза в числе прочих явились фактором, спровоцировавшим рост цен на нефтепродукты. Основная часть импорта приходилась на СП. Лишившись налоговых привилегий до официального разъяснения законодательства об иностранных инвестициях (постановление Кабмина от 23 марта 1999 года), импортеры стали закладывать в цену нефтепродуктов акциз, ставки которого на бензин составляли от 40 евро (марки А-72, А-76, А-80) до 80 евро (А-90, А-91, А-93) и 100 евро за тонну (А-94, А-95, А-96, А-98). Поэтому снижение ставок акцизного сбора будет действовать в унисон с правительственными усилиями на ниве ценообразования.
Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин считает, что система быстрого реагирования, о которой говорилось в Минэкономики, уже действует: «Постановления Кабмина об отмене НДС, снятии пошлин и отсрочке платежей в бюджет для нефтетрейдеров - все это замечательно. Госрегулирование цен - это похуже: продажи бензина марки А-76 мелкооптовыми партиями по Киеву нет, дизтоплива - единичные случаи. То есть цена идет вниз вместе с объемом предложений. Дело в том, что структура цены поставок на эти виды топлива не позволяет трейдерам торговать в мелком опте с учетом введенных ограничений.
Сравнительный анализ средних цен мировых нефтебирж показывает, что бензин типа А-76 примерно на 20% дороже дизтоплива. И даже если согласиться с величиной введенного в Киеве ограничения на дизтопливо, составляющей 0,80 грн./л, то цена бензина марки А-76 должна быть по крайней мере 0,96 грн./л, а не предлагаемые 0,85 грн./л. А вот по бензину АИ-95, который не регулируется, наблюдается рост числа предложений. Средняя цена в мелком опте пошла немного вниз, да и в рознице уже полторы недели 1,5-1,6 грн./л. Отрадно то, что к нам чаще стали обращаться за информацией о ценах на мировых нефтебиржах. Это значит, что процесс поставок топлива из-за рубежа начался, а будут поставки топлива - снизятся и цены».