Глобальная метавселенная — это следующая ступень развития Интернета, единый захватывающий мир виртуальной реальности. И это не далекое будущее, это — завтра.
Границы между реальным и виртуальным мирами, которые и сейчас уже довольно условны, сотрутся полностью. Значительная часть человечества уже живет и работает, не выходя из дома, совещание с коллегами из разных стран — обыденность, покупка чего-либо в другом уголке мира — реальность, жаркие дискуссии в соцсетях с оппонентами из-за океана — действительность. Уже сейчас успешно работают компании, бизнес-модели которых вообще не предполагают физических точек продажи, внешней рекламы и даже офисов. А мемы и элементы из виртуального мира постоянно воспроизводятся в мире материальном. Мы уже давно не идем — летим в метавселенную, сами того не замечая.
Услуги и товары виртуальных миров давно продаются и покупаются за вполне реальные деньги. В ноябре 2021 года, например, 3D-платформа виртуального мира Decentraland продала кусок виртуальной земли за 2,4 млн долл. Именно так, в Decentraland как неразменные токены (NFT) продаются виртуальные земельные участки, игровые предметы и услуги. Она работает на блокчейне Ethereum, имеет собственные валюты, инфляцию, девальвацию и рынок активов. И если вам до сих пор кажется, что это какие-то детские игрушки, то такие известные бренды реального мира, как Samsung, Adidas, Atari, Dolce&Gabbana, Tommy Hilfiger, Estée Lauder и даже PriceWaterhouseCoopers,, так не считают, — они купили там свои участки, продвигают рекламу и продают товары или услуги. Даже у Sotheby's есть галерея в Decentraland.
Около 15 компаний, кроме Decentraland, сейчас работают над созданием метавселенных. Корпорация Facebook, если помните, даже название изменила на Мeta, чтобы продемонстрировать ее «сосредоточенность на метавселенной».
Общие инвестиции реального бизнеса в метавселенные уже превысили 500 млн долл. и не уменьшаются. Фактически это конкуренция за кошельки поколений, ненавидящих моллы, а магические сапоги их виртуального персонажа для них настолько же ценные, как реальные кроссовки.
Ежегодно на виртуальные товары тратится около 55 млрд долл., 70% постоянных посетителей виртуальных миров хотя бы раз что-то в них покупали. Скины, одежду для аватаров, земельные участки, аксессуары. Поэтому не удивительно, что Balenciaga договорилась о сотрудничестве с Fortnite и уже продает там скины по 20 баксов. Вроде бы мелочь как для бренда, торгующего худи за тысячу баксов. Но у Fortnite 350 миллионов активных пользователей, лояльность которых для бренда — ценность и перспектива, что их худи с надписью Fortnite они тоже потом купят. Да, у них есть на это деньги.
Активные пользователи метавселенных — поколение X, миллениалы и зуммеры. То есть две трети — давно не дети, помнят еще 8-битные игровые консоли и начало Интернета, при этом, вероятно, уже выплатили и кредиты на обучение, и ипотеки. Поэтому с платежеспособным спросом проблем не будет, как и с расширением клиентской базы.
Уже сейчас экономисты настойчиво советуют компаниям внимательно оценивать те возможности, которые есть в метавселенных, если их бизнес ориентирован на широкого потребителя, а потенциальные клиенты — молодежь и люди среднего возраста. А еще советуют не ограничиваться только существующими возможностями и, если их расширить в границах существующих метавселенных нет, создавать собственные, потому что оно того стоит. Вот вам пример от аналитиков J.P.Morgan:
«Сейчас потребитель, покупающий ваши новые детали для своего оборудования, в лучшем случае получает от вас физическую брошюру или PDF со статическими 2D-картинками. В метавселенной пользователи могут не просто получить 3D-изображение детали, но и протестировать ваш продукт в виртуальной среде. Или представьте, что вы планируете построить производство, и сначала вы можете создать цифрового двойника вашей фабрики или промышленного пространства, причем в любом масштабе, и еще до реальных работ проверить, как все будет работать, как будут взаимодействовать различные механизмы, элементы».
Метавселенная оптимизирует и удешевляет. Держать магазин для розничных продаж в каждом городе — дорого, значительно дешевле иметь торговый центр в метавселенной, клиентура которого не ограничена вообще никакими географическими границами или торговыми ограничениями.
В этом году организаторы Всемирного экономического форума объявили, что уже сотрудничают с Accenture и Microsoft над созданием метавселенной Global Collaboration Village, которая станет площадкой для разработки решений в международном масштабе и сотрудничества между государственным и частным секторами. Основатель и исполнительный глава ВЭФ Клаус Шваб уверен, что метавселенная нужна ВЭФ не только для того, чтобы изменить и расширить пути кооперации между правительствами и компаниями. Например, в метавселенной можно будет смоделировать, удастся ли преодолеть бедность повышением налогообложения для более зажиточных граждан, и будет ли эффективна та или иная глобальная инициатива в борьбе с голодом либо климатическими изменениями. И, наконец, угодить защитникам климата, потому что после создания Global Collaboration Village участники форума уже не будут летать на частных самолетах в швейцарский город, а будут встречаться в онлайне.
Конечная точка развития всех существующих и создаваемых метавселенных — слияние в один глобальный виртуальный мир. По сути, рестарт мировой глобализации в виртуальном измерении. И рестарт всех предыдущих рисков, только в большем масштабе.
Увеличение неравенства? Еще как. Никакой метавселенной и ее возможностей не будет у тех, у кого нет гаджетов или дешевого скоростного Интернета. Добавьте к этому, что большинство платформ метавселенной поощряют использование криптовалют, NFT и других цифровых активов, которые, очевидно, и будут основной ценностью в этом мире. Если вы ими не владеете или, еще хуже, не понимаете, что это и как работает, — метавселенная для вас закрыта.
Финансовые махинации? Сколько угодно. В мире NFT и крипты нет ни регуляторов, которые бы устанавливали правила, ни посредников наподобие банков, помогающих распределению активов. Там вообще немного из привычного нам финансового мира. Золотая жила для краж, финансовых пирамид или какого-либо другого мошенничества.
Проблемы с защитой персональных данных? Гарантированы. Большинство своих бизнес-выгод компании видят как раз в персонализации. Условно, они не будут предлагать кому-то там какие-то там кроссовки, нет, они предложат конкретному пользователю конкретные желтые с красной полосочкой кроссовки его мечты.
Черные рынки всего, что только может запретить человечество? Еще бы, и с вашими персональными данными тоже!
Кибербуллинг, вымогательство и угрозы? О, да! Сама идея метавселенной предполагает, что, в отличие от социальной сети, вы не находитесь в комфортном пузыре знакомых или людей с общими интересами, а виртуальная анонимность только подпитывает агрессию тех, кому вы несимпатичны. При этом есть уже несколько исследований, указывающих, что страдания от виртуальных обид вполне реальны, вплоть до самоубийств.
Но самая большая угроза метавселенной — подмена или потеря реальности. Если уже сейчас социальные сети могут выигрывать выборы, ботофермы — руководить общественным дискурсом, а целые страны — жить в альтернативной реальности, что будет, когда мы виртуализируемся окончательно? Ведь метавселенная — та же альтернативная реальность. В ней всегда все хорошо. Даже если соседний магазин громят мародеры, на улице год как разбиты все фонари, в стране рецессия, а выборы выиграли саентологи.
Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.