Процесс принятия закона о Национальном банке Украины выходит на финишную прямую. О логике представленного на утверждение проекта, построенного на классических для всех развитых стран мира принципах, и препятствиях, встречающихся на его пути, рассказывает главный банкир страны Виктор ЮЩЕНКО.
- Готовить отдельный закон «О Национальном банке Украины», который бы повышал ответственность данного института за обеспечение монетарной стабильности как условия успешного экономического развития Украины, четко очерчивал его статус, место в системе государственных органов и роль в обществе, мы начали давно, но особенно активно - после проведения денежной реформы в сентябре 1996 года. Однако у Верховной Рады к законопроекту все руки не доходили. Наконец, в последние дни работы парламента предыдущего созыва, как бы спохватившись, народные депутаты приняли его в первом чтении.
С начала работы парламента нового созыва рассмотрение во втором чтении все откладывалось. И здесь, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло - грянул кризис. Среди его причин многие народные депутаты усмотрели отсутствие закона «О Национальном банке Украины». О необходимости его скорейшего принятия заговорили первые лица государства, законотворческий процесс возобновился. Рассмотрение на пленарном заседании ожидается в марте.
- Что, на ваш взгляд, должно стать квинтэссенцией закона?
- Главный банк страны, на который возлагается ответственность за обеспечение монетарной стабильности, должен быть максимально независимым от давления государственных и политических структур, т.е. иметь статус высокой независимости. Дело в том, что меры монетарной политики, например рост денежной массы, требуют к себе предельно осторожного, взвешенного отношения. Нельзя забывать, что значительное и интенсивное, но безосновательное увеличение массы денег в обращении на короткое время может действительно привести к снижению процентных ставок, росту производства, увеличению занятости. И этим для достижения своих узкополитических интересов часто пытаются воспользоваться некоторые политики. Но негативные последствия этого проявляются очень скоро: происходит резкое повышение цен, рост безработицы и инфляции, наступает коллапс экономики.
Чтобы не наступила гиперинфляция завтра, следует проводить осторожную, взвешенную политику уже сегодня. Очевидно, что это по силам только независимому центральному банку.
- Все так, но ведь и ныне действующий закон «О банках и банковской деятельности» также предполагает для Национального банка высокую степень независимости. Или это только по закону, а на практике все несколько иначе?
- Полной независимости банка не было. Из-за постоянной борьбы, которая ведется между законодательной и исполнительной властями за контроль над Национальным банком как эмиссионным центром, его законодательно закрепленная независимость фактически сводилась к независимости в технологии проведения банковских операций. Что же касается выработки стратегии денежно-кредитного регулирования, то этим НБУ самостоятельно заниматься не мог.
А теперь объясню, что мы понимаем под независимым Национальным банком. Это очень важно, так как именно из-за непонимания отдельными политиками сути независимости НБУ и представления ее как некой анархистской свободы у них возникает желание противостоять принятию закона о Нацбанке. Мы все согласны с тем, что правительство независимо в формировании бюджета, своей экономической и финансовой политики; оно руководствуется лишь соответствующими законами, нормативными документами, региональными заявками и аналитическими расчетами и, конечно же, интересами общества, учитывая при всем при этом реальные возможности наполнения доходной части. После того как проект бюджета составлен, он направляется для утверждения в парламент, обсуждается в профильных комитетах. Парламент утверждает бюджет, иными словами - дает директиву исполнительной власти, как экономика должна развиваться, в каких рамках должна проводиться социальная политика.
И только после этого наступает черед центрального банка. Получив документы, определяющие экономическую и финансовую политику, он разрабатывает необходимую монетарную политику, специфические финансовые инструменты, которые должны ее сопровождать, дабы наиболее эффективно обеспечивать критерии качества. При этом политики не должны вмешиваться ни в вопросы уровня монетизации, ни величины денежной массы, ни скорости обращения денег, ни размера учетной ставки, нормы резервирования и еще нескольких «ни».
Это и есть независимая монетарная политика, за которую полностью отвечает центральный банк. Ни один парламент мира, ни одно правительство не утверждают ее - это обязанность института, который согласно Конституции отвечает за стабильные цены, т.е. центробанка. Иными словами, независимость центрального банка заключается только в утверждении монетарной политики в рамках уже принятых политических директив, а самостоятельность - только в обеспечении тех целей и задач, которые определены политической властью.
- А как обстоят дела с независимостью центрального банка в других странах?
- Независимыми являются центральные банки практически всех развитых стран, хотя эта концепция реализуется по-разному - в зависимости от исторических, экономических условий и национальной специфики формирования банковской системы. Из числа наиболее независимых - центробанки Германии и Швейцарии. В постсоциалистических же странах, с которыми в недалеком прошлом мы имели практически одинаковые стартовые возможности (например, Чехия, Словакия, Венгрия, Латвия), благодаря принятию Закона о центральном банке, сходного с принятым в Германии (кстати, за основу разработки проекта закона «О Национальном банке Украины» также был взят опыт Германии), удалось достичь значительных успехов в развитии экономики. Мы также должны осознавать, что Украина не должна становиться в этом плане каким-то исключением…
- Конституция Украины уже наделила Национальный банк функциями обеспечения стабильности гривни, а совету НБУ предоставила монопольное право определения основ денежно-кредитной политики. И все же чувствуется, что предстоящее рассмотрение закона во втором чтении вас беспокоит...
- Дело в том, что за время подготовки проекта закона ко второму чтению парламентским комитетом по вопросам финансов и банковской деятельности по предложению отдельных депутатов внесены изменения, которые, по нашему мнению, не только неуместны, но даже противоречат Конституции и ограничивают наши возможности по обеспечению стабильности гривни. Например, изменены полномочия совета НБУ, который теперь может вмешиваться в оперативную деятельность банка по всем вопросам, что противоречит Конституции, в которой четко определяются функции совета как консультативного органа. Приняв за основу утвержденный бюджет и экономическую политику, он лишь может давать правлению НБУ директиву на разработку монетарной политики и осуществлять мониторинг. Автором и исполнителем монетарной политики должно быть исключительно правление НБУ.
Настораживает и предлагаемая большая численность совета, что затруднит оперативное принятие решений, а также желание комплектовать его состав в первую очередь не профессионалами, а людьми различной политической ориентации, что может привести к созданию под крышей Нацбанка парламента в миниатюре со всеми присущими ему правилами политической борьбы.
В проекте делается также попытка ограничить НБУ право законодательной инициативы - готовящиеся законопроекты нам предлагается согласовывать с Кабинетом министров. Вопреки Конституции, Нацбанк должен также согласовывать с Кабинетом министров денежно-кредитную политику, что сделает его зависимым и затруднит проведение политики стабильных цен и денег. Недоумение вызывает просто-таки абсурдная запись о необходимости утверждения нормативных актов НБУ Верховной Радой. Предлагается, чтобы НБУ предоставлял кредит правительству на финансирование дефицита госбюджета, что создает законодательные предпосылки для необеспеченной эмиссии, и многое другое...
Однако я остаюсь оптимистом. Убежден: сегодня большинство политических лидеров, бизнесменов, банкиров твердо склоняются к тому, что Украине необходим действительно независимый центральный банк.