как венгерский экспорт революции в розничной торговле
С открытием в октябре прошлого года будапештского торгово-развлекательного комплекса «Дуна Плаза» общей площадью 84 тыс. кв. м в Венгрии начался процесс кардинальной перестройки структуры и форм розничной торговли. Сегодня в столице и вокруг нее действуют 11 аналогичных центров, 5 - в стадии строительства, 22 - проектируются. Торговая площадь большинства из них - более 6 тыс. кв. м.
Во время недавнего визита в Венгрию премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко между горадминистрацией Киева и будапештским коммерческим АО «Трансэлектро» подписано соглашение о строительстве на Лыбедской площади столицы Украины гипермаркета «Либiдь Плаза». Станет ли он толчком к преобразованиям нашего торгово-потребительского рынка? Опыт функционирования подобных гипермаркетов в Венгрии указывает не только на преимущества, но и на издержки новых форм торговли.
Гипермаркеты осваивают Центральную
и Восточную Европу
Одетое в темно-синее стекло гигантское сооружение на левом берегу Дуная и впрямь впечатляет. Массивное и вместе с тем элегантное здание «Дуна Плазы» площадью 42 тыс. кв. м органически вписалось в архитектурный и природный ансамбль улицы Ваци XIII района Будапешта. Оно построено за 30 месяцев венгерским АО «Трансэлектро», владеющим половиной акций «Дуна Плазы» (50% принадлежит израильским группам «Офер Бразерс» (40%) и «Контрол Сентерс» (10%).
Общая стоимость центра - 83 млн. немецких марок. Здесь размещены крытая автомобильная стоянка (33 тыс. кв. м), 160 магазинов, кинотеатр системы «мультиплекс» с 9 залами, комната игровых автоматов, кегельбан, крытый каток (320 кв. м), буфеты и рестораны, почта, филиал банка, бюро путешествий и экскурсий, прачечная, склады, конторские помещения. Вслед за «Дуна Плазой» введены в действие гипермаркеты «Полуш Центр» (56 тыс. кв. м), «Европарк» (30 тыс. кв. м), «Кора» (20 тыс. кв. м). Основными инвесторами этих и планируемых торговых центров выступают, кроме упомянутых выше, австрийские, германские, американские, французские, канадские фирмы и банки.
Среди бывших социалистических стран Венгрия по количеству и общей площади гипермаркетов занимает ведущее место. К Новому году во всей Венгрии будет функционировать более 20 крупнейших торговых центров, в то время как в Чехии их едва ли наберется с десяток, а в Польше и Словакии открываются только первые из них.
Постепенное продвижение торгово-развлекательных комплексов на Восток - закономерный процесс развивающихся рыночных отношений. Если в Венгрии на 100 человек приходится 5 кв. м торговой площади, в Словении - 2, Чехии - 0,9, Словакии - 0,7, Польше - 0,2, то в Румынии и Украине - менее 0,1 кв. м. Введение в строй лишь одного гипермаркета в Киеве торговой площадью 23500 кв. м несколько «улучшит» нашу статистику. Но дело не столько в статистических показателях, сколько в качественных преобразованиях.
Свет и тени торговых монстров
С точки зрения привлечения капитала и экономической целесообразности гипермаркеты имеют право на существование, считает один из главных специалистов будапештского АО «Экономические исследования» д-р Пал Белле. Ведь за последние два года на их строительство зарубежные предприятия направили более 30 млрд. форинтов (1 доллар в среднем равен 185 форинтам). Дополнительно создано 110 тыс. кв. м полезной торговой площади, причем в основном на окраинах. Районы, где возводятся гигантские сооружения, изменяют свой облик буквально на глазах. «Полуш Центр», размером в 11 футбольных полей, построили за 11 месяцев 17 тысяч рабочих (23% рабочих отечественной стройиндустрии). Уложено и смонтировано 667 километров кабеля, посажено в пять раз больше деревьев, чем за весь предыдущий период. Вокруг торговых гигантов создаются новые современные микрорайоны, притягивающие других инвесторов.
Местные органы власти, как правило, охотно дают разрешение на строительство, рассчитывая прежде всего на пополнение за их счет бюджета и благоустройство территории, а также на решение, хотя бы частичное, проблемы досуга, увеличения числа рабочих мест. Зато жители микрорайона воспринимают появление гипермаркетов с противоречивым чувством, ведь наряду с некоторыми преимуществами появляется дополнительный шум, увеличивается транспортное движение, загрязняется воздух, усложняется криминогенная ситуация. И вовсе отрицательно относятся к ним мелкие торговцы, владельцы небольших, а также специализированных магазинов.
Проведенные в Будапеште исследования указывают, что с начала функционирования гипермаркетов около 20% магазинчиков, не выдержав конкуренции, закрылись. Долгосрочными арендаторами торговых помещений гипермаркетов выступают, как правило, известные зарубежные предприятия, которые привносят в местную розничную торговлю не только высокую культуру обслуживания, но и более низкие цены. Проведенные в столице Венгрии ценовые сравнения потребительской корзины (продукты и напитки) гипермаркетов и небольших магазинов засвидетельствовали 15-процентную разницу в пользу торговых гигантов. Неслучайно торговые центры привлекают к себе покупателей и из других микрорайонов.
По данным Института исследования рынка GfK Hungaria, посетители гипермаркетов проводят в них в среднем 1-1,5 часа, 80% из них становятся покупателями. Что же остается мелким торговцам? Становиться арендаторами торговых площадей гипермаркетов либо объединяться с целью совместных оптовых закупок товаров по более низким ценам.
Проект для Киева
Переговоры с Киевской горадминистрацией о строительстве гипермаркета в Московском районе столицы Украины ведутся уже год, со времени введения в строй «Дуна Плазы». Подписанное недавно соглашение призвано ускорить реализацию совместного проекта, на осуществление которого иностранный инвестор намерен привлечь 60 млн. долларов - почти в два раза больше, чем все венгерские инвестиции в Украину за последние несколько лет.
В марте 1997 года создано венгерско-украинское предприятие «Либiдь Плаза». Как сказал его генеральный директор Габор Ловенберг, необходимая документация по строительству гипермаркета вскоре будет представлена Градостроительному совету Киева. Предусматривается, что на 1,6-гектарной территории берега р.Лыбидь вырастет торговый комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м. Планируется также возвести пятизвездочную гостиницу, заложить парк, сделать подземный переход от станции метрополитена к «Либiдь Плаза». Ожидается, что уже в июле 1999 года гипермаркет примет первых посетителей. Однако, заметил Габор Ловенберг, место нового строительства еще не освобождено - окончательно не решен вопрос переселения АО «Киевский хладокомбинат №2», а также некоторых других предприятий…