«КАБМИН И ГОСКОМСВЯЗИ ДАЖЕ НЕ ПРИСТУПИЛИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ»

Поделиться
2 марта Верховной Радой было принято постановление «Про заходи щодо запобігання кризі в державному секторі галузі зв'язку України»...

2 марта Верховной Радой было принято постановление «Про заходи щодо запобігання кризі в державному секторі галузі зв'язку України».

Его целью было укрепление финансового состояния государственного предприятия «Укртелеком» и его позиций на отечественном рынке электросвязи. Экономический эффект от внедрения его мог бы составить, по мнению экспертов, более 400 миллионов гривен.

Как инициаторы постановления, мы интересовались, выполняется ли оно, но попытки получить какую-либо информацию не увенчивались успехом.

И только после внесения в повестку дня Верховной Рады вопроса о недоверии отдельным руководителям Госкомсвязи мы, наконец, увидели информацию на семи страницах, читая которую, убеждаешься, что это - формальная отписка, потому что Кабмин и Госкомсвязи даже не приступили к выполнению постановления.

Не решены такие важные вопросы, как принятие нормативных актов по освобождению госпредприятий связи от пошлины при ввозе в Украину оборудования связи, передача местным органам исполнительной власти в собственность объектов, не принимающих участия в едином технологическом процессе предприятий «Укрпочта» и «Укртелеком», не проведены взаимозачеты задолженности по неоплаченным услугам связи бюджетникам, с «Укртелекома» не сняты ограничения на получение кредитов под гарантии правительства и другие.

Это не позволило привлечь для предприятия «Укртелеком» более 100 млн. грн. и построить около 60 тысяч номеров АТС.

Особо хочу остановиться на пункте постановления о выкупе «Укртелекомом» акций иностранных учредителей «УТЕЛ» и проведении соответствующих переговоров с учредителями UМС.

Вопрос об «УТЕЛ» поднимался в депутатских запросах и раньше - и в прошлом, и в этом году.

Позвольте кое-что вам напомнить. СП «УТЕЛ» создано в 1992 году для создания в Украине собственной международной связи. В состав «УТЕЛ» вошли магнаты международного рынка телекоммуникаций - Дойчетелеком (Германия), PTT-Телеком (Нидерланды) и AT&T (США). За этим предприятием, освобожденным по тогдашнему законодательству от налогов, монопольно закрепили сверхприбыльный сектор электросвязи - международную связь, запретив «Укртелекому» конкурировать с ним. Все основные рычаги управления «УТЕЛ» были переданы иностранцам, и Украина практически утратила контроль и влияние на важнейший вид связи и поступление крупных валютных потоков в страну.

Западным учредителям «УТЕЛ» было поставлено лишь одно условие - инвестировать развитие городской и сельской телефонной связи - до 6 млн. телефонов за 15 лет. Но это обязательство перед государством не выполнено.

За семь лет существования «УТЕЛ» закуплено оборудование АТС на 100 тысяч номеров, или полтора процента от условия лицензии. И это не инвестиции, так как оборудование для АТС было поставлено «Укртелекому» на условиях валютного кредита под большие проценты.

Выкуп акций «УТЕЛ» означает значительное укрепление финансово-экономического состояния национального государственного оператора, оптимизацию сети междугородной и международной связи; экономический эффект для развития местных сетей более 100 млн. долл. США и фактическое закрепление за государством контроля за международной связью. Именно поэтому постановление Верховной Рады поручило Кабмину содействовать «Укртелекому» в выкупе акций «УТЕЛ».

Еще в январе иностранные учредители официально предложили «Укртелекому» выкупить их долю в «УТЕЛ», а в феврале получили согласие. Ряд иностранных банков вышли с предложениями о кредитах.

И что же? После полугодичной волокиты Госкомсвязи 13 мая, именно в день окончания срока согласования с западными учредителями цены продажи акций, наконец направил в Кабмин проект распоряжения о приобретении «Укртелекомом» акций «УТЕЛ». И 29 июня появляется формальное распоряжение Кабмина за подписью Пустовойтенко, не решающее ни одного вопроса выкупа акций «УТЕЛ», а сам выкуп снова откладывается на неопределенный срок. Под угрозой решение важнейшего для Украины вопроса!

И кто все-таки заинтересован в невыполнении этого пункта постановления Верховной Рады?

Может быть, руководители Госкомсвязи, которые вместо организации выполнения постановления отделываются формальными отписками?

Или президент «УТЕЛ» господин Маринчук, который представляет интересы западного капитала и по совершенно понятным причинам не заинтересован в объединении бизнеса двух компаний?

Сейчас проводится очередное заседание наблюдательного совета «УТЕЛ» за границей, на этот раз в Риме. Туда поехали по приглашению и некоторые народные депутаты. Может быть, они нам привезут из Рима ответы на все эти вопросы? Будем надеяться.

А пока мы видим, что этот пункт постановления благополучно провален, за что, скорее всего, никто не ответит, кроме работников «Укртелекома».

И совместные предприятия и дальше будут процветать. Такие, как UМС, даже не платят налогов, прибыль вывозится из страны. А удел «Укртелекома» в своей родной стране - нищать, обеспечивая скудным заработком 130 тысяч человек, в одиночку развивая неприбыльную сельскую связь и практически бесплатно обслуживая почти треть своих абонентов-льготников.

Несколько слов о еще одном пункте постановления, которым Кабмину было рекомендовано временно запретить выдачу новых лицензий на услуги международной и междугородной телефонной связи, проанализировать выполнение операторами условий уже выданных лицензий и, в случае их несоблюдения, аннулировать.

Этот пункт был принят с целью наведения порядка в практике лицензирования и контроля деятельности операторов в отрасли.

В настоящее время лицензии на услуги связи выдаются всем желающим, без учета возможностей рынка и стратегических интересов страны.

Отсутствие системы контроля условий лицензий и привело к обогащению иностранных компаний и обнищанию «Укртелекома» в результате потери доступа к рентабельным сегментам рынка, особенно международной и мобильной телефонной связи.

Выполнение лицензий практически не контролируется, хотя это обязанность Госкомсвязи.

Из девяти операторов, получивших лицензии на международную и междугородную связь, работают только три.

Почему это не интересует руководство Госкомсвязи? Многие иностранные компании и отдельные граждане, сменяя друг друга, свободно учреждают и регистрируют СП, получают лицензии, годами ничего не вкладывая в развитие отрасли. Не для сбора ли стратегически важной информации во вред экономике и безопасности нашей страны?

…Со временем Госкомсвязи в нарушение закона «О связи» выдало несколько лицензий на организацию международной телефонной связи операторам, учредителями которых являются негосударственные организации.

Повторяю, что именно с целью наведения порядка в этом важном вопросе был принят данный пункт постановления.

Организовать эту работу должен был заместитель председателя комитета Орленко Н.П. - председатель Комиссии по лицензированию видов деятельности в отрасли связи.

Однако он так и не собрался приступить к ее выполнению, проигноровав данный пункт постановления.

Впрочем, Госкомсвязи отчиталось о большой работе: «За 1998 год осуществлена проверка деятельности 275 лицензиатов. В результате проверки принято решение об аннулировании 25 лицензий».

Конечно, очень интересно узнать, что было сделано в прошлом году. Но в постановлении содержится конкретное задание - организовать проверку деятельности операторов в этом году!

Вместо этого Госкомсвязи направляет письмо в Кабинет министров о невозможности выполнения этого пункта постановления и снятии его с контроля, и Кабмин с этим соглашается.

Поэтому мы считаем, что проверкой организации этих вопросов в Госкомсвязи должна заняться Генеральная прокуратура Украины. Но не все лицензиаты безразличны Госкомсвязи. 3 июня администрация телеканала СТБ получила предписание Центра «Укрчастотнагляд» о прекращении вещания через спутник в связи с непродлением ей лицензии на право использования радиочастот.

Это характеризует позицию депутата Шевчука, совсем недавно занявшего второе кресло, министерское, которому известна договоренность руководства Верховной Рады и канала СТБ о трансляции ее сессионных заседаний.

Уважаемые коллеги! Хочу обратить ваше внимание на вопиющий поступок первого зампредседателя Госкомсвязи г-на Женжеры.

В мае этого года им дано указание о выделении национального кода доступа для предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи обществу с ограниченной ответственностью «Интернациональные телекоммуникации». Вдумайтесь в то, что стоит за таким указанием. Это общество было зарегистрировано по частному адресу в Киеве, а лицензию получило на предоставление услуг связи в Одессе и Одесской области.

…Решение о выделении внутреннего кода Украины для частного оператора связи - грубейшее нарушение интересов государства и международных стандартов. Такой код выделяется исключительно для территорий областей Украины и Автономной Республики Крым, а отдельным операторам не выделяется ни в одной стране.

Известно, что Украине присвоен международный код 380. Областям и Автономной Республике Крым присвоены внутринациональные междугородные коды (например, Киевской - 044, Одесской - 048 и т.д.).

Возникают вопросы: если в Украине все регионы имеют коды, то для какого региона какой страны получало этот код общество с ограниченной ответственностью «Интернациональные телекоммуникации»?

Чем руководствовались должностные лица, выдавая такие лицензии и коды Украины?

Ответы на эти вопросы, наверное, должны дать Генеральной прокуратуре Украины и СБУ господа Женжера В.Л. и Орленко Н.П., ибо подобные действия могут привести к огромным финансовым потерям Украины и политическим недоразумениям с другими странами.

Но даже до рассмотрения этого вопроса соответствующими органами считаю, что допускать подобных людей к руководству отраслью нельзя на пушечный выстрел.

…Все сказанное свидетельствует о том, что органы исполнительной власти игнорируют документы, принимающиеся парламентом, об их нежелании конструктивно сотрудничать и работать в законодательном поле.

Теперь, когда Президентом подписан указ о приватизации «Укртелекома», стали понятны действия Кабинета министров и Госкомсвязи.

Ведь указ, в сущности, - почти полное повторение проекта закона о приватизации «Укртелекома», поданного в декабре прошлого года народными депутатами Рябченко и Шевчуком. Теперь нам понятна позиция депутата Шевчука, который в угоду Президенту обеспечил подготовку проекта указа в нарушение действующего законодательства.

Отличие этих проектов в том, что по варианту президентского проекта с момента приватизации предприятие должно перейти в управление Фонда госимущества и Агентства по управлению корпоративными правами, а также в том, что даже те средства, полученные от приватизации, которые предполагалось направить на развитие сетей связи Украины, теперь должны быть направлены на затыкание социальных дыр.

Может быть, команде Президента и выгодно, чтобы это государственное предприятие перед приватизацией было нищим и продано за бесценок. Нам известны примеры и последствия таких приватизаций.

Но мы надеемся, что Верховная Рада не согласится с этим указом и соответствующим проектом закона. Ведь сегодня «Укртелеком» является экономически ослабленным, находится в неопределенном правовом поле на рынке телекоммуникаций Украины. Все это не позволит привлечь в Украину серьезные инвестиции и полностью приостановит развитие связи в сельской местности.

Уважаемые депутаты, мы считаем, что игнорирование высокими должностными лицами Госкомсвязи государственных интересов Украины, лоббирование интересов частных компаний во вред государственным интересам, бездеятельность и игнорирование данного постановления Верховной Рады не дают им права занимать соответствующие должности.

Поэтому просим вас поддержать предлагаемые нами проекты постановлений Верховной Рады, в одном из которых идет речь о недоверии к этим руководителям и необходимости укрепить руководство отраслью профессионалами, которым небезразлична судьба Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме