Один из крупнейших и старейших (1903 года рождения) автомобильных концернов мира Ford Motors сообщил о рекордных убытках: за прошлый год компания потеряла 12,7 млрд. долл.
Значительная сумма — 9,9 млрд. — пошла на реструктуризацию производства. Реализуемая сейчас антикризисная программа «Путь вперед» предусматривает закрытие 16 заводов и сокращение 45 тыс. рабочих мест. Именно выплаты компенсаций рабочим, которые согласились досрочно выйти на пенсию, и проделали самую большую дыру в бюджете компании.
Остальная сумма убытков пришлась на операционные потери некогда гордого символа американского автопрома, который еще десять лет назад занимал четверть национального авторынка, а его второе место в Америке и третье — в мире казались незыблемыми. Однако уже в июне прошлого года Ford на своем поле уступил японскому концерну Toyota, которому удалось продать аж на 487 автомобилей больше.
Резкий крен потребительских симпатий в сторону более экономичных азиатских автомобилей, вызванный беспрецедентным ростом цен на нефть, испортил жизнь всем американским производителям, традиционно ориентирующимся на желание своих сограждан пускать окружающим пыль в глаза запредельной мощностью двигателя и крейсерскими размерами своих авто. Ford планирует в ближайшее время приступить к выпуску новой продукции, больше отвечающей современным требованиям, однако финансовый эффект этого обновления, как и всей агрессивной реструктуризации, ожидается не ранее 2009 года.
Несмотря на то, что компания оказалась в действительно сложном положении, ее руководство, как, впрочем, и независимые эксперты не спешат терять остатки своего оптимизма. С одной стороны, имеется бесценный опыт реструктуризации 15-летней давности, когда Ford, понеся рекордные на тот момент убытки почти в 7,5 млрд. долл., вскоре опять встал на ноги. К тому же показатели, которых американскому концерну удалось добиться в Европе, — увеличение прибыли чуть ли не на 20% при более скромном росте объема продаж — существенно укрепляют позиции оптимистов.