Признаки того, что периоду тотальной «халявы» в Интернете приходит конец, подкрепились недавно решением Европейского Союза, согласно которому с иностранных компаний будут взимать налог на добавленную стоимость на всю программную продукцию, включая музыку и видеоигры, которую посредством Сети купят у них резиденты стран—членов ЕС. Этот закон, вступающий в силу с июля 2003 года, нацелен прежде всего на американские компании, которые в настоящее время предлагают европейцам свою продукцию без НДС. Кроме того, это станет первой серьезной попыткой обложить налогом виртуальную торговлю, до сих пор не признававшую государственных границ. Именно поэтому эксперты и не скрывают своего откровенного скепсиса: уж слишком нереальной представляется задача отследить виртуальные операции купли-продажи, да к тому же еще и привязав их к реальной географии. Тем более что многие европейские пользователи Интернета и так регистрируются преимущественно у американских провайдеров, то есть в данном случае торговля будет осуществляться между субъектами американского законодательства, которое НДС на компьютерные программы вообще не предполагает.
«Вся сложность заключается в том, что если вы захотите избежать этого, то вам удастся, — говорит Сэм Палтридж, аналитик ОЭСР, специализирующийся на проблемах телекоммуникаций. — Зато вы никогда не сможете помешать кое-кому скрыть свое истинное месторасположение, если у того будет достаточно сильное желание сделать это».
А в том, что такое желание будет очень сильным, сомневаться не приходится. Ведь мало того, что новый закон лишает американские компании ценового преимущества в их весьма жесткой конкурентной борьбе с европейскими, так он еще и обрекает их на утомительную бюрократическую возню. Ведь теперь для того, чтобы продать какой-либо цифровой продукт гражданину ЕС, неевропейским компаниям придется регистрироваться в налоговой администрации одной из стран—членов ЕС, которая впоследствии будет перераспределять собранный НДС между теми странами, из которых и были произведены покупки.
Представители ЕС признают, что жизненный путь этого закона не обещает быть легким. Однако, по их мнению, дело того стоит, ведь новые правила существенно повысят конкурентоспособность европейских фирм в борьбе как за место на мировом рынке, так и за европейского потребителя.