ЭНЕРГЕТИКА — ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ

Поделиться
Лето выдалось богатым на «энергетические» мероприятия. Одним из них стала организованная комитет...

Лето выдалось богатым на «энергетические» мероприятия. Одним из них стала организованная комитетом Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК конференция «Энергетическая стратегия Украины: проблемы, перспективы, прогнозы», в которой участвовали как сами энергетики, так и представители правительства, и парламентарии.

Само название конференции предполагало разговор о том, какой может быть энергетика Украины лет через десять. Выступивший на конференции первый вице-премьер Владимир Куратченко привел такие цифры. В 2010 году электроэнергии будет производиться 220 млрд. квт•ч в год, в том числе 97,4 млрд. квт•ч на АЭС. По сравнению с нынешними 177 млрд. кВт - это рост. Но вот только сбудутся ли прогнозы? Еще год назад энергетическая программа правительства предусматривала в 2010 году 280 млрд. квт•ч. Согласно постановлению правительства 19 января 1998 года планировались куда более амбициозные цифры производства энергоресурсов.

Прошел только год, а прогнозные цифры уже резко уменьшились. Практически единственными, что уцелело от первоначального варианта, стали цифры выработки электроэнергии на АЭС. Да и то, вероятно, только потому, что там имеются приличные заделы: это два блока-«миллионника» с готовностью 75-80% на Хмельницкой и Ривненской АЭС, которые надеются ввести в строй в ближайшие два-три года. Кроме того, на Хмельницкой станции есть еще два блока с меньшей степенью готовности, которые можно будет достроить к 2010 году.

И если с ядерной энергетикой, несмотря на ее огромные проблемы, более или менее понятно, то перспективы тепловой не столь определенны. Пока ясно одно - никакого сколь-нибудь существенного обновления ее мощностей в ближайшее десятилетие не предвидится. Придется работать на существующих мощностях, которые будут постепенно модернизироваться... или просто выбывать из строя, что уже происходит. При этом, даже в лучшем случае, в 2010 году мощность украинских ТЭС составит 21,9 млн. кВт, что на 6 млн. кВт меньше, чем в 1995 году. И от того, будет ли проведена их модернизация, напрямую зависит энергетическая безопасность Украины. А для этого необходимо привлечение инвестиций - как внешних, так и внутренних. В свою очередь это требует проведения глубоких преобразований в энергетике.

Вот как прокомментировал ситуацию один из участников конференции, член комитета ВР по вопросам ТЭК ядерной политики и ядерной безопасности Алексей Кучеренко.

За период независимости было принято уже более десятка экономических программ, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы развития энергетики. Но, к сожалению, такое значительное количество программ - вовсе не показатель того, что мы уделяем большое внимание экономике вообще и энергетике в частности. И причина этого - не ошибочное видение проблем, стоящих перед энергетикой. Беда в том, что все программы либо не предлагали конкретных путей для решения поставленных задач, либо, если честно говорить, они просто не выполнялись.

С другой стороны, очевиден серьезный прогресс в плане осмысления проблем энергетики. В 1991 году о проблемах энергетики говорилось лишь в общем плане. Основные задачи, которые ставились тогда, сводились к наращиванию мощностей в электроэнергетике и, во-вторых к энергосбережению за счет структурной перестройки экономики. Планировалось развитие теплоэнергетики и ограниченного использования ядерной энергии, ориентируясь лишь на достройку атомных энергоблоков с высокой степенью готовности. Более того, тогда же, в первый и последний раз в официальных документах оказалась как цель: покупка импортного оборудования для АЭС и приглашение для работы на нем иностранных специалистов. Рассчитываться за это страна должна была поставками электроэнергии на экспорт. Собственно это все, что было сказано об энергетике в первом официальном документе, определившем экономическую политику страны в условиях независимости. Кстати, в разработанной несколькими месяцами позже Программе экономических реформ и политики Украины о топливно-энергетическом комплексе вообще ничего не сказано. Я специально привожу эти примеры, чтобы мы яснее увидели, с какого уровня осмысления проблем энергетики мы начинали.

И только в 1994 году тогдашним правительством премьера Кучмы впервые были определены основные приоритеты в экономической политике правительства. В программе также были поставлены такие, и на сегодня чрезвычайно актуальные, задачи: расчет бюджета исходя из мировых цен на энергоносители; значительное сокращение энергопотребления в стране; сокращение энергоемких производств.

Именно в этой программе были поставлены задачи принятия закона «Об энергосбережении». Хочу особо обратить внимание, что энергосбережение было выделено в этой программе как приоритет первого уровня.

Позже принималось еще несколько программ. Их детальный анализ позволяет сделать вывод, что на ближайшие 10-15 лет в Украине планируется решение следующих основных задач, касающихся электроэнергетики:

? основной акцент в производстве электроэнергии по-прежнему ставится на теплоэнергетику, что предусматривается достичь за счет ее модернизации и реконструкции;

? планируются мероприятия по уменьшению зависимости отечественной теплоэнергетики от поставок импортного топлива за счет более широкого использования отечественных энергетических углей, увеличения собственной добычи газа и производства нефтепродуктов;

? такая стратегия предполагает развитие отечественного машиностроительного производства для нужд этой отрасли; в частности планируется организация отечественного производства оборудования для модернизации ТЭС и ТЭЦ, в т.ч. наиболее современных парогазовых установок;

? атомная энергетика сохранит второе место в общем объеме производства электроэнергии; ее развитие предусматривается путем строительства новых блоков и модернизации действующих, создание собственного топливно-ядерного цикла;

? в гидроэнергетике намечается существенное увеличение мощностей за счет строительства новых и модернизации действующих ГЭС.

И, наконец, огромное влияние на электроэнергетику должна оказать структурная перестройка экономики, которая позволит снизить потребности в энергоресурсах и обеспечить режим энергосбережения.

В принципе любая деятельность начинается с определения целей и задач. Очень важно не ошибиться, выбирая цели и задачи. Но не менее важно иметь продуманные механизмы достижения поставленных целей, уметь определить этапы на пути достижения этих целей.

Весь предыдущий опыт реализации экономических программ в Украине, к сожалению, свидетельствует о том, что ни одна программа не предусматривает реальных экономических механизмов по решению поставленных в ней задач. По мнению А.Кучеренко, именно этим объясняется то, что мы не смогли решить практически ни одной из задач в области электроэнергетики, которые были поставлены в программах, принятых за годы независимости. Да и нынешний кризис в экономике, и в энергетике в частности, тому подтверждение.

Всем понятно, что развитие энергетики потребует огромнейших капиталовложений, которых, как известно, в Украине нет. К примеру, в 1999-2003 годах должны быть реконструированы и модернизированы 13 энергоблоков, а до 2010 года еще 18. И только первый этап модернизации обойдется в 2 млрд. долл., плюс еще 2,6 млрд. долл. - на второй. С учетом того, что на 2000-2001 годы приходится пик выплат по внешнему долгу, на бюджет в финансировании первого этапа рассчитывать вообще не приходится.

Как в этих условиях решить проблему инвестиций? Есть два источника, говорит А.Кучеренко, которые можно считать реальными. Первый из них - это деньги самой электроэнергетики, которые сегодня существуют только в виде долгов. Их нужно вернуть в отрасль. А это можно будет сделать лишь при условии широкой приватизации генерации и внедрении новых подходов к тарифообразованию на электроэнергию, что обеспечит постепенный переход к товарно-денежным отношениям в отрасли. Еще один источник средств - это зарубежные инвестиции. Но без принятия ряда принципиальных законодательных актов на них рассчитывать нечего. Прежде всего, это законы «О концессиях» и «О разделе продукции», а также законодательное закрепление земли как товара. Кстати, задача разработки закона «О концессиях» ставилась еще в 1994 году...

Но кроме этого, успешность решения этих задач будет в значительной, если не решающей степени определяться ситуацией, которая складывается на Энергорынке. Функционирующая там сегодня модель показала свою недееспособность в условиях Украины. Ее сохранение в нынешнем виде не позволит решить поставленные перед энергетикой стратегические задачи. Они вообще не могут быть решены без создания комплексной и согласованной правовой основы функционирования электроэнергетики.

«Мне уже не раз приходилось говорить на эту тему. Как таковые рыночные отношения на нашем Энергорынке отсутствуют. Деньги, как инструмент организации рынка, фактически не работают - мы оперируем долговыми обязательствами, бартером и иными суррогатными формами расчетов. И вина тут не только и не столько в используемой нами модели: необходимо менять общую экономическую политику в стране таким образом, чтобы в целом в экономике заработали товарно-денежные отношения. Тогда они заработают и на Энергорынке.

Что касается самой модели Энергорынка, то она должна быть приспособлена к национальным условиям Украины, конечно же, учитывая зарубежный опыт. И это должно быть учтено Верховной Радой при работе над проектами закона «Об основах функционирования оптового Энергорынка». Причем, правовые основы функционирования электроэнергетики не сводятся только к закону «Об электроэнергетике» или закону «Об основах функционирования оптового Энергорынка». Необходимо создать правовую базу, которая позволит заработать фондовому рынку, запустить механизм банкротства, разрешить проблемы неплатежей, наладить систему кредитования и в том числе товарного. А уже это позволит оздоровить всю систему осуществления расчетов, упорядочить взаимоотношения энергетиков с бюджетом. Естественно, что для этого потребуется и стабильное, и ясное налоговое законодательство». Таким образом, правовые основы электроэнергетики охватывают широкий спектр законодательных актов, и они должны быть работающими и согласованными.

По мнению А.Кучеренко, пришло время более серьезно подходить к программированию развития страны: «Нам нужен не десяток программ выхода экономики из кризиса, не две-три стратегические программы на перспективу, а одна - хорошо продуманная, экономически просчитанная и обоснованная программа экономического развития Украины на ближайшие 10-15 лет. Она должна охватывать отраслевые программы, в том числе и энергетическую. Эта программа должна содержать в себе описание механизмов по достижению поставленных в ней целей, определять конкретные этапы, предусматривающие достижение конкретных промежуточных задач.

Не может быть одной программы у парламента, другой программы - у правительства и третьей программы - у народа. Нужна единая программа, одобренная парламентом, принятая к исполнению правительством и, конечно же, поддержанная Президентом. Только в этом случае есть шанс увидеть свет в конце туннеля. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что у нашей экономики и электроэнергетики, в частности, есть будущее».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме