В Париже объявлено об увольнении восьми сотрудников одного из самых популярных во Франции журналов «Экспресс». На столь крутую меру пошла нынешний президент, владеющий акциями журнала фирмы «Женераль окциденталь», Франсуаза Самперманс - миловидная, но с сильным характером женщина.
Такой шаг вызвал шок у редакции еженедельника. Большинство сотрудников рассматривают насильственное увольнение как крушение традиции редакции, где издавна предпочитают расставаться с коллегами исключительно по их собственному желанию.
Шок оказался тем более сильным, что эта мера, вызванная, по мнению финансовой дирекции, «исключительно экономическими соображениями», касается журналистов, чьи компетентность профессионализм общепризнанны. Среди тех, с кем собираются расстаться владельцы журнала, - главный редактор внутренней службы Доминик де Монвалон, главный редактор нового, уже успевшего стать популярным, приложения «Кайе де л'Экспресс» Жан-Франсуа Левен, заместитель главного редактора рубрики «Досье» Доминик Симонне.
С тех пор как Франсуаза Самперманс завладела браздами правления в журнале, его покинуло уже сто человек. Если в 1989 году в его штате работало 480 сотрудников, то теперь осталось немногим более 300, из них лишь 70 пишущих журналистов. Главный редактор «Экспресс» Йанн де л'Экотэ опасается, что «тележка покатится дальше». «Мы подошли к порогу, за которым уже будет невозможно обеспечить качество журнала», - говорит он.
Это беспокойство усугубляется еще и тем обстоятельством, что «Женераль оксиданталь» (филиал «Алькатель-Альстом») владеет акциями сразу двух журналов - «Экспресс» и «Пуэн», которые конкурируют между собой на французском рынке. Однако они действуют в различных условиях. «Экспресс», признанный лидер среди журналов по своей популярности как во Франции, так и за рубежом, требует большего количества профессионалов, чтобы предложить читателю в каждом номере массу ярких интервью, репортажей, расследований, многие из которых стоят, немалых денег и требуют массы времени. В свою очередь, «Пуэн», исповедующий более сухой и документированный стиль, делается куда меньшим количеством постоянных сотрудников. В «Экспрессе», однако, сомневаются, что эту простую истину можно доходчиво разъяснить нынешней дирекции издательской группы, вставшей «на механический путь расчета дивидендов».
В то время как «Экспресс» давал прибыль, его сотрудники могли чувствовать себя уверенно. Однако в прошлом году потери журнала составили 15 миллионов франков, продажа в киосках сократилась на 7 процентов. За первые четыре месяца тираж сократился более чем на 3 тысячи, хотя по-прежнему остается весьма убедительным - свыше 630 тысяч экземпляров. «Пуэн» за тот же период увеличил тираж на 27 тысяч, его новая формула, разработанная Дени Жамбаром, привлекает читателей. Однако в связи с тем, что цена номера опустилась до 18 франков, он также остается убыточным.
В «Экспрессе», который по-прежнему продается по 20 франков, снижение цены у конкурента-соратника было воспринято негативно. Здесь дает о себе знать и старое соперничество между двумя журналами, выходящее за рамки чисто журналистской конкуренции. Дело в том, что «Пуэн» был основан в сентябре 1972 года Клодом Эмбером вместе с группой журналистов, незадолго до этого покинувших «Экспресс». Некоторые журналисты считают, что дирекция «Женераль оксиданталь» искусственно поддерживает напряженность в отношениях между еженедельниками. После того как дирекция заявила, что объединение средств двух журналов в единой издательской группе позволило сэкономить до 30 миллионов франков за полтора года, сотрудники «Экспресса» стали открыто жаловаться, что принадлежащие им деньги уплывают в «Пуэн».
В таком неподходящем психологическом климате редакции «Экспресса» приходится готовить новую верстку журнала, которая должна остановить некоторый спад тиража. Когда к читателю попадет обновленный «Экспресс»? Пока не знает никто.