Когда граф фон Цеппелин 2 июля 1900 года поднял в небо свой дирижабль, казалось, что на свет появился воздушный корабль будущего. На протяжении последующих двух десятилетий одно поколение этих машин сменяло другое, причем их размеры последовательно увеличивались. Кульминацией можно считать создание 245-метрового гиганта - «Гиндербурга», который поднялся в воздух в 1936 году и мог брать на борт до 120 человек. Неудивительно, что он сумел совершить несколько трансатлантических перелетов. Однако лучшие времена этих летательных аппаратов закончились, когда этот флагман флота дирижаблей, наполненный, как и все его собратья, взрывоопасным водородом, потерпел катастрофу в 1937 году…
С того времени энтузиасты дирижаблестроения безуспешно пытались «второй раз войти в одну и ту же реку». Нынешние сторонники этой технологической идеи мечтают о новом поколении машин, созданных с использованием не водорода, а инертного гелия и современных космических технологий, материалов и авионики. Сегодня появились первые признаки долгожданного возрождения: несколько компаний в разных странах мира начали разработку крупных дирижаблей, размеры которых соизмеримы с наибольшими крупнейшими цеппелинами 30-х годов. Ожидается, что через пару лет эти машины смогут начать грузовые перевозки, а также участвовать в роскошных воздушных круизах.
Нынче дирижабли применяются главным образом в рекламном деле. Парящие в воздухе раскрашенные баллоны, микроскопические по сравнению с цеппелинами, стали уже привычным явлением на различных выставках и праздниках. Они изготовлены без использования жесткого каркаса: свою форму дирижабль сохраняет лишь благодаря давлению закачанного в него гелия.
Современные дирижабли большего размера имеют полужесткий каркас, который подразумевает наличие металлического киля, к которому крепятся двигатели и пассажирская кабина. С 1997 года германская компания Zeppelin Luftshifftechnik, прямая наследница создателя цеппелинов, провела испытания дирижабля LZ-N07. Он имеет длину в 75 метров и может поднимать в воздух 2 тонны полезного груза или 12 пассажиров. Понятно, что этот корабль - карлик по сравнению с цеппелинами прошлого. Поэтому стоит обратить внимание на несколько других фирм, работающих над созданием аппаратов гораздо большего размера.
Так, германо-американская компания CargoLifter планирует создать 260-метровый дирижабль, предназначенный для грузовых перевозок. Модель CL 160, также имеющая полужесткий каркас, будет самым крупным дирижаблем за всю историю и сможет перевозить груз весом в 160 тонн. Однако несмотря на свои рекордные размеры, она все же никоим образом не сможет конкурировать с украинским транспортным самолетом Ан-225 «Мрія», имеющим грузоподъемность в 250 тонн.
С другой стороны, дирижабли могут найти себе применение, перевозя по воздуху громоздкие и тяжелые грузы, такие, как генераторы, турбины или компоненты для нефтеперерабатывающих заводов. Обычно это оборудование разбирается на части, которые затем отдельно транспортируются до места назначения водным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Дирижабль же, работая в режиме «воздушного крана», способен доставить такой груз за один раз.
Как показывают расчеты компании CargoLifter, рынок перевозок подобных грузов весом более чем в 100 тонн и длиной, шириной или высотой свыше 25 метров оценивается в 1 миллиард долларов ежегодно. К тому же, каждый год он увеличивается на 12% - темпы его роста опережают любой другой сектор грузоперевозок. По мнению экспертов, дирижабли с легкостью смогут завоевать не менее 10% этого рынка.
Пока компания разработала прототип дирижабля CL 160 в одну восьмую натуральной величины, чтобы испытать новинки, предложенные разработчиками, - киль, сделанный из углеродистой стали, оболочку, выполненную из современных композитных материалов, шесть двигателей, компактную пассажирскую кабину и облегченный кран. Испытания показали, что аппарат сможет перевозить грузы весом до 450 тонн. На создание такого дирижабля в натуральную величину потребуется около 50 миллионов долларов, он сможет развивать скорость в 60 км/ч, а для управления им потребуется экипаж в 12 человек. Месяц назад на пустующей авиабазе в окрестностях Берлина началось сооружение гигантского ангара, способного вместить два дирижабля CL 160. Когда он будет построен (ориентировочно следующим летом), фирма начнет изготовление первого действующего образца; испытательные полеты намечены на 2001 год.
Две другие компании используют более традиционный подход. Настоящие цеппелины были построены с использованием жесткого каркаса: камеры для газа состояли из металлических ребер жесткости, обтянутых специальной материей, и увеличить такой дирижабль до любых размеров было значительно легче, чем модель с полужестким каркасом, так как сама оболочка не является грузонесущей. Сторонники использования жесткой конструкции утверждают также, что их детища более живучи благодаря наличию дополнительного внешнего покрытия, разделяющего камеры с газом.
Голландский консорциум Rigid Airship Design (RAD) планирует построить 180-метровый дирижабль с жестким каркасом по чертежам реального цеппелина, с использованием современных материалов. Двигатели, камеры с газом и грузовой или пассажирский отсек (корабль сможет перевозить 30 тонн грузов или 240 пассажиров) дирижабля RA-180 будут укреплены на жесткой сигарообразной конструкции. Четыре винтовых двигателя обеспечат воздушному судну скорость в 150 км/ч. Компания недавно объявила о планах построения гигантского ангара в голландском городе Летистад. Ожидается, что первая машина стоимостью в 30 млн. долларов поднимется в воздух в 2001 году.
Южноафриканская компания Hamilton Airship использует такой же подход, модернизируя классический дирижабль с жестким корпусом. При этом в качестве основы применяется так называемая «модель с внутренним скелетом», укрепленным на центральной оси (в традиционных цеппелинах применялся «внешний скелет»). 44-метровый прототип такой машины уже в течение года проходит летные испытания, компания же сейчас работает над созданием его 160-метрового преемника, который обойдется ей ориентировочно в 30 млн. долларов и сможет перевозить груз в 20 тонн со скоростью 145 км/ч.
И RAD, и Hamilton планируют использовать свои машины как в области грузоперевозок, так и в туристическом бизнесе. Кроме доставки больших предметов, дирижабли могут быть задействованы в транспортировке легких, но громоздких грузов, таких, например, как цветы. Не имея возможности соревноваться с самолетами в скорости полета, а с кораблями - в грузоподъемности, они все же могут покрыть в несколько дней расстояние, на которое ушло бы полтора месяца при путешествии морем. Они могут соревноваться и с автотранспортом: те же цветы из, скажем, Голландии в Лондон будут доставлены по воздуху значительно быстрее, чем на автомобиле. А уж о привлекательности воздушных «шаров» для туристов и говорить не приходится. При полете на малой высоте пассажиры всласть полюбуются потрясающими видами на землю, что можно использовать в воздушных круизах, например, вокруг Европы.
Другие компании имеют более амбициозные (однако пока что только перспективные) планы. Так, одна иллинойская проектная фирма заявила о работе над созданием гигантского дирижабля AeroCarrier, который будет иметь длину в 2,5 км(!) и сможет поднимать в воздух 35 тыс. тонн грузов или 3,5 тыс. пассажиров.
Но еще более необычную идею предложил исследовательский центр Skunk Works американской корпорации Lockheed-Martin, в лабораториях которого родился знаменитый истребитель-невидимка F-117. Его проект Aerocraft не является дирижаблем в классическом понимании, это своеобразный гибрид самолета и дирижабля, предназначенный для быстрых перебросок военных грузов. Летательный аппарат будет иметь форму гигантского «летающего крыла»; половину подъемной силы создаст закачанный в него гелий, а половину - аэродинамические свойства самолета. Четыре мощных винта с изменяемой плоскостью вращения будут осуществлять вертикальные взлет и посадку машины, а также создавать тягу для полета по горизонтали. Планируется, что Aerocraft сможет поднимать на борт до 500 тонн груза и перемещаться со скоростью 180 км/ч.
Как видим, будущее дирижаблестроения довольно радужно. Еще до своей смерти в 1917 году фон Цеппелин - возможно, несколько преждевременно - был провозглашен самым выдающимся немцем ХХ века. Не исключено, что новые подходы к созданию средства передвижения, которое он в свое время изобрел, обеспечат дирижаблю новую, еще более яркую и полнокровную жизнь в XXI столетии.