В интервью для Wall Street Journal президент компании Ford Джеймс Хакетт сказал: «За 26 лет своей деловой карьеры я никогда не составлял бизнес-план, озаглавленный «Пандемия».
В истории еще не было кризиса, подобного нынешнему. В прошлом вынужденно не останавливались целые сектора экономики, не замораживались отрасли индустрии. Длящаяся неопределенность фактически лишила бизнес возможности дальнейшего планирования и развития. Для многих бизнесменов сейчас речь идет о выживании, чтобы в будущем, возможно, перезапустить свое дело. И лишь немногие уже сейчас активно адаптируются к новым условиям работы.
Еще рано подсчитывать реальные убытки мировой экономики и отдельных ее кластеров от пандемии. Одни отрасли пострадали раньше. Другие вследствие «принципа домино» ощутили эффект пандемии только сейчас. Но уже можно выделить наиболее пострадавшие индустрии и сферы мировой экономики. В основу анализа этого своеобразного рейтинга мы положили уровень падения деловой активности (объемов производства) по сравнению с докризисным уровнем и влияние на занятость людей.
Туризм и сектор туристических услуг
Сектор туризма для многих стран являлся важнейшим драйвером в экономическом развитии и создании рабочих мест. Коронавирус оказал на эту сферу в глобальном измерении, пожалуй, самый разрушительный эффект. Речь идет прежде всего о международном или выездном туризме, когда человек покидает обычную для себя среду обитания на несколько месяцев.
Согласно данным Международной организации труда (МОТ), в прошлом году в сфере туризма в мире было задействовано 330 миллионов сотрудников (это 10,3% от глобального уровня занятости). Среди них 144 миллиона человек — персонал курортов, гостиниц и ресторанов. Примерно 30% занятых в этой индустрии работают в малых предприятиях со штатом до десяти человек. Почти 51 миллиону таких малых компаний пандемия грозит разорением и банкротством в силу сезонности их деятельности, ограниченности ресурсов и сложности доступа к кредитам и займам.
По последним оценкам МОТ, пандемия может сказаться на 305 миллионах человек, занятых в сфере туризма и обслуживания туристов: 100 миллионов из них потеряют работу, остальные будут переведены на сокращенный рабочий день с уменьшением зарплат. Больше всего пострадают женщины, которые в основном заняты в туристическом бизнесе.
Международная организация туризма, учитывая, что карантинные меры и ограничения в свободе передвижения на данный момент коснулись половины населения земного шара, оценивает возможное падение отрасли в 60–80%. В реальных цифрах это потери от 950 млрд до 1,24 трлн долл. Впрочем, некоторые эксперты называют суму потерь, превышающую 2 трлн долл.
Скорее всего, первым восстановится локальный туризм. Поэтому правительства всевозможными способами поддерживают отрасль, поощряя путешествия собственных граждан внутри страны. При этом в Евросоюзе в мае была принята стратегия поддержки международного туризма и восстановления транспортного сообщения сначала внутри границ ЕС, а затем и на внешних границах. Ведь даже для благополучных стран Европы туризм до кризиса давал 10% ВВП.
Спад в отрасли туризма влияет на гражданскую авиацию, сельское хозяйство, производство продуктов питания и многие другие сферы.
Гражданская авиация
Гражданская авиация ощутила на себе самый мощный и быстрый удар пандемии в связи с мерами правительств различных стран против распространения вируса COVID-19: авиасообщение было приостановлено практически полностью на международных и трансконтинентальных рейсах. Так, по сравнению с январем 2020 года число таких рейсов в апреле сократилось на 88%, а 60% самолетов в этот месяц оставались на земле. В результате авиаперевозчики и аэропорты по всему миру понесли колоссальные потери.
Согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), сделанным в апреле, доходы от пассажирских перевозок в 2020 году упадут на 252 млрд долл., что по сравнению с 2019-м означает снижение на 44%. По оценкам ИАТА, в сезон отпусков авиаперевозчики по всему миру ежемесячно недосчитаются 33 млрд долл. Отмена рейсов и закрытие аэропортов уже привели к временной потере работы для 10 миллионов человек, а это около половины занятых в отрасли по всему миру.
Проанализировав данные по крупным эпидемиям прошлых лет, эксперты ИАТА пришли к выводу, что после самой продолжительной эпидемии атипичной пневмонии в Китае в 2003 году уровень авиаперевозок в мире восстановился за 6–7 месяцев. В соответствии с прогнозом экспертов, на этот раз последствия пандемии для гражданской авиации будут длительными.
Международные авиационные организации добиваются пересмотра ряда действующих правил по использованию аэропортов, что позволило бы авиакомпаниям скорректировать свои рейсы с учетом реального спроса. Авиаперевозчики повышают цены на билеты, меняют правила, касающиеся прав пассажиров, а в ряде случаев добиваются отсрочки выплаты аэропортовых сборов и сборов за использование воздушного пространства.
Индустриальный сектор и промышленное производство
Оценить реальные потери промышленного производства пока сложно. Пандемия привела к полной остановке некоторых производств, где было задействовано большое количество людей.
Китай, где в январе-феврале (когда был пик кризиса) падение промпроизводства составило 13,5% по сравнению с прошлым годом, уже с апреля смог добиться роста показателей выпуска продукции. Однако опрос менеджеров промпредприятий в США показал, что примерно 80% из них ожидают, что пандемия будет иметь финансовые последствия для их бизнеса, повлияет на операционную деятельность и долгосрочные планы развития.
Глобальная авиастроительная отрасль, которая оценивается объемом 1 трлн долл., наполовину зависит от работы поставщиков комплектующего оборудования для таких глобальных гигантов, как Boeing и Airbus. В последние годы этим компаниям пришлось нанять десятки тысяч новых работников, ведь на ближайшие 20 лет в их портфелях заказов значились поставки 40 тыс. самолетов на общую сумму 7 трлн долл. Теперь авиакомпании отзывают свои заявки на новые самолеты, хотя до кризиса буквально боролись с конкурентами за право купить новые машины.
По некоторым данным, сейчас Boeing решил продавать свои новые машины со значительной скидкой, а Airbus снизил выпуск новых машин на треть. Все это может привести к увольнению десятков миллионов специалистов в отрасли, которая демонстрировала уверенный рост в последние пять лет.
Автомобильная промышленность пострадала от тройного удара — закрытия заводов, сбоев в системах поставок и падения спроса. Агентство кредитных рейтингов Moody's снизило прогноз глобальных продаж автомобилей, согласно которому они сократятся в 2020 году на 14%. Это почти в два раза больше, чем во время кризиса 2008–2009 годов. В Европе и Северной Америке весной нынешнего года производство легковых автомобилей сократилось на 2,5 млн единиц, что привело к потере 7,7 млрд долл.
Канада, Китай, Германия, Индия, Япония, Республика Корея, Мексика, Марокко, Южная Африка и Соединенные Штаты, где автомобилестроение является одним из главных стимулов промышленного роста, ощутят на себе особенно сильный удар пандемии.
В то же время пандемия заставила автопроизводителей (часто по просьбе национальных правительств) быстро переориентироваться на выпуск необходимого медицинского оборудования — аппаратов искусственной вентиляции легких и средств индивидуальной защиты для медиков.
Согласно отчету международной консалтинговой компании ARC Advisory Group, примерно 60% менеджеров промышленных предприятий вынуждены корректировать работу своих подразделений и производств на ежедневной основе, но при этом продолжают работать, соблюдая карантинные нормы. Большинство перевели персонал, не задействованный в производственных процессах, на работу по удаленной схеме. Более 30% предпочли вариант полного или частичного закрытия своих производств в связи с пандемией и невозможностью ведения бизнеса в нынешних условиях.
Мировая торговля и сектор розничных продаж
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), спад глобальной торговли в нынешнем году составит от 13 до 32%. Это намного серьезнее последствий кризиса 2008–2009 годов. При этом столь неопределенный прогноз (разница между оптимистичным и пессимистичным сценариями) связан как с невозможностью определить сроки окончания пандемии, так и с неясностью политики отдельных стран в области торговых ограничений.
Учитывая это, эксперты ВТО не могут однозначно утверждать, что мировая торговля товарами покажет восстановление в будущем году. Тем более что уже в 2019-м фиксировалась ее глобальная стагнация. В 2018 году, по предварительным оценкам ООН, общий объем торговли товарами в мире оценивался в рекордные 19,5 трлн долл.
Пандемия оказала наибольшее давление на существующую систему доставки товаров от производителя к покупателю и резко повысила роль онлайн-торговли и электронной коммерции. Правительства всех стран приняли меры по увеличению социальной дистанции, что повлияло на поведение покупателей по всему миру, которые предпочитают заказывать товары через Интернет или по телефону, вместо того чтобы ходить в магазины. Это создало нагрузку на онлайн-ритейлеров и телекоммуникационные сети, потребовало изменений в системе логистики, так как резко вырос спрос на сервисы курьерской доставки.
Впрочем, традиционные магазины и супермаркеты постепенно стали открываться и приспосабливаться к работе в условиях карантина и к новым санитарным требованиям. «Супергероями супермаркетов» оказываются обычные продавцы, которые теперь находятся в зоне повышенного риска из-за необходимости контактировать с большим количеством людей, а также уборщики и уборщицы, на которых лежит ответственность не только за чистоту, но и за дезинфекцию помещений.
Торговые сети корректируют логистические цепочки и ассортимент товаров на прилавках, поскольку теперь повышенным спросом пользуются товары первой необходимости и ежедневного потребления. Так, в американских супермаркетах разнообразие товаров на полках снизилось за время карантина на 7%. Благодаря этому, удалось уменьшить расходы на транспортировку товаров, пользующихся постоянным спросом. При этом некоторое преимущество перед крупными супермаркетами во время пандемии получили небольшие лавки, где люди могут закупить все самое необходимое.
Пандемия изменила поведение покупателей, которые теперь экономят на товарах длительного пользования. На ряд товаров некритического характера спрос существенно упал. А, например, рынок товаров класса «люкс», включая ювелирные изделия и косметику, по прогнозам, сократится на 18% в нынешнем году.
Индустрия развлечений и спорт
В результате пандемии в нынешнем году впервые в истории пришлось перенести летние Олимпийские игры, которые планировалось провести в Японии. Этот перенос может нанести ощутимый урон японской экономике, уже вложившей в организацию Игр свыше 12 млрд долл. Согласно отчету компании SMBC Nikko Securities Inc., из-за переноса рост японского ВВП может замедлиться на 1,4%.
Кроме того, в нынешнем году отменены многие соревнования мирового уровня, обеспечивавшие работой миллионы людей. Из-за карантина закрыты спортивные залы, где тренируются обычные люди, страдает индустрия производства спортивных товаров для широкой аудитории любителей и профессионалов.
В целом глобальная спортивная индустрия оценивается ООН в 756 млрд долл. в год. COVID-19 представляет непосредственную угрозу для занятых в этой сфере специалистов. ООН рекомендует спортсменам, спортивным ассоциациям и клубам, а также специалистам в сфере организации трансляций спортивных мероприятий изыскивать новые формы для коммуникации со зрителями, которые по понятным причинам еще долгое время не смогут посещать спортивные мероприятия.
Эта рекомендация вряд ли вызывает восторг у именитых звезд шоу-бизнеса, в былые годы собиравших набитые под завязку стадионы поклонников. Онлайн-концерты не дадут такого эффекта и, естественно, никогда не будут такими же зрелищными и прибыльными.
По данным ЮНЕСКО, в культурной индустрии в мире задействованы 30 миллионов человек, которые создавали годовой доход в 2 млрд долл. Сфера культуры была особенно притягательна для молодежи, поскольку предоставляла большой выбор способов для заработка. В результате пандемии сектор уже лишился 10 млрд долл. спонсорских средств из-за отмены запланированных мероприятий. Бизнес данного сектора в связи со значительным сокращением объемов производства (как живых программ, так и видеопродукции) активно инвестирует в новые технологии для монетизации потребления культурного продукта.
Не только организаторы массовых культурных мероприятий несут убытки. Например, театры Бродвея в Нью-Йорке, закрывшиеся еще в середине марта, решили возобновить деятельность не раньше января 2021 года. Небольшим утешением для почитателей театрального искусства стали онлайн-трансляции ранее записанных спектаклей и постановок. Однако понятно, что коллективам театров это не приносит былых прибылей. Более того, артисты лишились возможности общения со зрителями.
Стала уже обыденной фраза, что мир уже никогда не будет таким, каким он был до пандемии, и людям придется приспосабливаться к жизни и работе в новых условиях. В условиях «новой нормальности». Человечеству придется отказаться от ряда привычек прошлых лет, для того чтобы справиться с пандемией. И при этом найти новые формы поддержания своего благосостояния.