В Чикаго почти каждый укажет адрес всемирно известного центра торговли: 30 South Wacker Drive. На закате дня местная товарная биржа (СМЕ), расквартировавшаяся на 70 тыс. квадратных футов, напоминает растревоженный улей. Словно глухонемые, жестами, только им известными, переговариваются агенты в разноцветных жакетах - синих, зеленых, желтых... В одной «яме» торгуют мексиканским песо, японской иеной. Об украинской гривне слыхом не слыхивали. За перегородкой продают-покупают пшеницу. Не украинскую... Не мелькало на английском «Ukraine» и на биржах в Канзас-Сити, Нью-Йорке, хотя, по уверению руководства ГАК «Хлеб Украины», там функционируют наши брокерские конторы. Исправно платят за аренду, получают зарплату, а продвижения никакого.
Когда Торговое управление масла и яиц 1 декабря 1919 года реформировали в Чикагскую товарную биржу, на протяжении первых 45 минут были заключены первые три сделки. Нынче ежегодный «урожай» СМЕ - почти 200 миллионов контрактов.
Украина же стартовала с «табула раса» - чистой доски. Фундамент биржевого аграрного рынка заложили в 1995 году, начав с аукционных торгов сельхозпродукцией. Первые шаги были неуверенными, идти приходилось на ощупь даже при свете, то есть мировом опыте. Проторяя собственный путь, сперва натыкались на препятствия, которые бурно произрастали на грибнице экономического кризиса в Украине, в частности агропромышленном комплексе. Потом окончательно застопорились. Если в 1995 году через товарные биржи и аукционы реализовали 3 млн. тонн зерновых, то в прошлом только 105 тысяч. В 1995 году наторговали в пересчете на гривни 258 млн. - немногим больше, чем собственно контрактов на СМЕ, а в прошедшем лишь 90,7 млн. гривен. С августа 1995 года с образованием Украинской аграрной биржи и принятием постановления Кабмина от 26 сентября 1995 года №768 «О мерах по развитию рынка сельскохозяйственной продукции в Украине» создали систему специализированных бирж. Нынче насчитывается почти 200 товарных бирж, на 30 действуют секции агропродукции. Одна беда - торговать на них нечем.
Сердце агрорыночной инфраструктуры - биржу - сегодня не выведет из комы даже электрошок. Потому что главный двигатель - товаропроизводитель - уже остыл. 90 процентов сельхозпредприятий - убыточные, их долг государству абсорбируется в «космическую» сумму - свыше 10 миллиардов гривен. Учитывая это, урожай уже на несколько лет заранее фактически продан. Радо бы село на биржу, да долги не пускают. Наличие картотеки, нехватка оборотных средств и отсутствие реального кредитования породили бартер, который иначе, как ржавчиной для агропромышленного комплекса, не назовешь.
По данным Украинской зерновой ассоциации, 30 процентов семян подсолнечника было продано через... карман, т.е. не через биржу, не по оптовым контрактам, а за наличные в хозяйствах. Их руководители не боятся «тени», поскольку бартер благословляет собственное государство в виде «заботы» о селе: поставки горючего и минеральных удобрений, сельхозтехники, запасных частей. Под будущий урожай. Если сделать трепанацию любвеобильного патроната, то вскроется болезнь - принудиловка, денежно обескровливающая село.
Не секрет, что введение индикативных цен, «ценовые ножницы» на горюче-смазочные материалы, промышленную и сельскохозяйственную продукцию привели к тому, что крестьяне вынуждены реализовывать свою продукцию за бесценок. Яркий пример. Дабы обеспечить АПК дешевым горючим, правительство в конце прошлого года приняло постановление, предусматривающее поставки селу 2 млн. тонн нефти собственной добычи. Но, как выяснилось, Госкомрезерв предложил товаропроизводителям дизтопливо по 670 гривен за тонну, а бензин - по 830, что значительно дороже импортного горючего. При этом цены на продукцию, которой крестьяне должны рассчитываться с Госкомрезервом, зафиксированы не были. Впоследствии карты «засветили»: за тонну солярки нужно раскошелиться 5-6 тоннами пшеницы.
А разве поступления в Пенсионный фонд от аграриев не явный бартер?! Только в прошлом году упомянутый фонд реализовал 1,2 млн. тонн зерна на внебиржевом рынке, тем самым ощутимо «сбив» цену на стратегическое сырье. Во многих областях у глав госадминистраций есть привилегированные трейдеры, чьи ресурсы следуют транзитом мимо бирж. О прозрачности таких денежно-товарных суррогатов говорить не приходится. Одна муть...
Уважаемый академик П.Саблук в свое время лелеял дочурку-биржу, наущал, но, как отец, акселераткой недоволен:
- Биржа, по замыслу, должна была стать образцом торговли, но, по большому счету, эта институция своей миссии не выполнила. Село осталось один на один с рыночной стихией. По официальным данным, село получает 6 миллиардов разных дотаций, субсидий. Рассуждаю как экономист. Украина имеет 16 миллиардов прибыли; их продуцируют 800 миллиардов капитала, в том числе 300 миллиардов «сельского». Следовательно, производительность нашего государства нынче составляет два процента. Два процента от 300 миллиардов - это 6 миллиардов прибыли, которую должно потенциально иметь село. Если этим процессом не управлять, будем пожинать убытки, а отсюда вывод: государство отказывается от регулирующих функций. В то время как во всем мире поступают наоборот... Если «сельский» капитал - 300 миллиардов, а, согласно подсчетам, 150 миллиардов приходится на стоимость земли, то 3 миллиарда (два процента от 150 миллиардов) должны поступать опять же селу. Мы не ввели стоимость земли, а последняя на сегодняшний день является единственным реальным ликвидным залогом. Из-за политической заангажированности эти 3 миллиарда «зависли» на полпути к селу. Кто возразит мне, что в 16 миллиардах прибыли земля не принимала участия? Только экономический нигилист!
Сегодня финансовые потоки обходят село десятой дорогой. Пока в экономике аграрного сектора ходят «живые» и «мертвые» деньги, платежно-расчетные операции недосягаемы.
- Прежде всего следует возобновить платежеспособность села. Без этого цивилизованный рынок аграрной продукции не заработает, как, собственно, и рынок промышленной сельскохозяйственного назначения, - считает Б.Губский, президент Национальной ассоциации бирж Украины, народный депутат Украины. - Не раз призывал: давайте примем решение, чтобы аграрную продукцию (подсолнечник, зерно, сахар) из государственных ресурсов, в том числе Государственного резерва, реализовывать исключительно за деньги на биржах и открытых аукционах. Это - реальная поддержка отечественного товаропроизводителя! Одновременно следует предусмотреть механизмы государственного контроля за деятельностью товарных бирж, не допустив их превращения в коммерческие структуры. При существующем же раскладе взаимоотношений с государством селу предначертано быть пожизненным его должником. К тому же предприятия АПК лишены возможности пользоваться кредитами для осуществления хозяйственной деятельности. Банковский процент в несколько раз превышает уровень прибыльности сельхозпродукции.
Нынешняя ситуация такова: кто не пашет-сеет, присваивает себе половину, а по некоторым культурам и больше половины выращенного. Оптимальной схемой финансирования товаропроизводителей, по мнению многих, является биржевая торговля, обеспечивающая адресное и прозрачное финансирование производства сельхозпродукции, авансирование работ и гарантии возврата, приемлемые цены продажи зерна непосредственно на биржевом рынке, включая экспорт.
Светлые головы предлагают немало альтернативных путей. Проследуем одним из них. Министерство финансов перечисляет выделенные МинАПК средства в областные и районные казначейства. Именно туда сельхозпроизводитель подает заявку о выделении средств для закупки материально-технических ресурсов (МТР), на объемы работ, исходя из себестоимости производства. Казначейство после рассмотрения выделяет средства для приобретения МТР через биржу, которая на основании информации о собственных биржевых торгах, учитывая результаты торгов бирж-членов НАБУ, информирует товаропроизводителя о ценах на МТР и аграрную продукцию. Биржа через своих посредников на торгах обеспечивает заключение контракта на поставку МТР. Сельхозпроизводитель оформляет на бирже форвардный контракт на продажу своей продукции на сумму, эквивалентную стоимости закупаемых МТР плюс верхние границы для финансирования собственных работ, и выставляет этот контракт на биржевые торги. Биржа через биржевых посредников обеспечивает заключение форвардного контракта и сообщает об этом казначейству. Последнее перечисляет КСП или фермеру аванс, о чем уведомляет в форвардном контракте. Покупатель сельхозпродукции в течение 10 банковских дней к сроку поставки перечисляет стоимость товара на счет биржи. Продавец-сельхозпроизводитель передает, а покупатель принимает продукцию по акту, составляемому биржей. Та переадресовывает средства от продажи сельхозпродукции казначейству, и они возвращаются в бюджет.
От вероятных «проколов» ограждает система гарантий, суть которых состоит в том, что покупатель вносит в адрес биржи аванс в размере не менее 25 процентов стоимости сельхозпродукции. Продавец-сельхозпроизводитель оформляет договор залога на имущество, как гарантию приобретенных МТР. Госадминистрация гарантирует целевую реализацию сельхозпродукции согласно заключенному форвардному контракту, который обязательно страхуется на случай его невыполнения. Услуги биржи и страховой компании суммарно составляют три-четыре процента стоимости сельхозпродукции, которые оплачивает сельхозпроизводитель.
Кое-кто декларирует финансирование сельскохозяйственных работ и с государственной мошны. Средства можно и нужно получать от экспортеров украинской сельхозпродукции по технологии, близкой к биржевым контрактам, считают «бюджетники». Сельхозпроизводитель предоставляет бирже форвардный контракт, что предусматривает как оплату авансирование, и заявляет о покупке МТР. Биржа через биржевых посредников заключает форвардный контракт, получает через торговую палату авансовый платеж или предоплату покупателя, оформляет спотовый биржевой контракт на приобретение МТР в соответствии с заявкой. Средством платежа за МТР является аванс экспортера, полученный при заключении форвардного контракта.
Согласно постановлению Кабмина №1953 от 10 декабря 1998 года «Об обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами в 1999 году» из бюджета выделено более 600 млн. гривен. На эту сумму при 50-процентной предоплате можно получить прибыль по заключенным форвардным биржевым контрактам при экспорте семян подсолнечника в размере 1,5 млн. долларов. Если же не только подсолнечник, но и другие культуры продавать через биржи по такой же схеме, обеспечив при этом соответствующие гарантии, поступления соответственно увеличатся.
Однако экспортер при заключении контрактов требует гарантий уважаемого банка или же известной страховой компании. Естественно, словесное заверение украинского товаропроизводителя - не вексель, поэтому выход нужно искать посредством создания биржевых гарантийных фондов. Именно они при невыполнении продавцом условий форвардного контракта будут компенсировать потери покупателя, т.е. возвращать ему предоплату, реализовывая потом через биржу заложенное имущество для восполнения оскудевших фондов.
Нынче в Украине доминирует форвардный контракт - чисто товарная операция. До фьючерсного вряд ли в ближайшее время дойдут руки. Суть этой финансовой спекулятивной сделки состоит в торговле не собственно зерном, а контрактами. Для этого нужно иметь уйму средств и брокерских систем, дабы агрессивно скупать-продавать контракты, имея с оборота десятипроцентный навар. Нет, Украине такая разновидность биржевой торговли пока что не по карману.
К сожалению, в программе развития АПК Украины до 2010 года я не нашел кардинальных начертаний относительно развития аграрного биржевого рынка. Значит, в перспективе будут приниматься спонтанные «указуйчики», регулирующие рыночные отношения на селе, отчего будущее этих отношений кажется еще более туманным.
О выходе в мировое торговое пространство со своим высоколиквидным сырьем как-то даже не мечтается. И не только из-за сидения Украины на зерновой мели. Иностранные биржевые агенты испрямляют мозги, пытаясь разобраться в «классности» украинской пшеницы: третьего класса, пятого... Такой архаической градационной шкалой тешимся только мы. Давно уже надо унифицировать украинские мерки, дабы они отвечали общепринятым международным стандартам. И прежде чем идти ратью на зарубеж, следует навести порядок на собственном подворье. Считаю, только областными биржами мы сузили торговое поле. Если не биржи, то во всяком случае торговые дома, оснащенные современными коммуникациями, должны действовать в каждом райцентре, как можно ближе к непосредственному производителю. Тогда, вероятно, и руководители аграрных формирований охотнее потянутся на зычный биржевой гонг.
Пока агробиржа исподволь дрейфует. А ей ой как нужен мощный буксир! Только бы с лоцманом не ошибиться.