Похоже, что власть в очередной раз пытается провести сеанс одновременной игры то ли в шахматы, то ли "в Чапаева" и с гражданами Украины, и с Международным валютным фондом. С одной (вроде бы оппозиционной) стороны, звучат громогласные требования "отмотать" назад пенсионную реформу. С другой, хоть и не кабминовской, но уже партийно-региональной - выдвигается идея возобновления пенсионного сбора с покупки безналичной валюты с одновременным "пересмотром и усовершенствованием наиболее социально неприемлемых положений этой реформы". Чего здесь больше - популизма или подготовки к возможному невозобновлению сотрудничества с МВФ?
Валютно-пенсионные новации содержатся в законопроекте №2934-1, внесенном в ВР 30 апреля членом фракции ПР Владимиром Зубиком (которого СМИ связывали со скандально известной "Ливелой". - Ред.). По ожиданиям нардепа, зафиксированным в пояснительной записке, введение 1-процентного сбора с операций приобретения безналичной валюты может обеспечить поступления уже во второй половине года (если закон вступит в силу с 1 июля) 16,5 млрд грн. На столько же увеличиваются доходная и расходная части бюджета согласно другому (сопроводительному) законопроекту №2952. Планируется, что 16,5 млрд грн должно хватить не только на то, чтобы покрыть дополнительные расходы ПФ (8,0–8,63 млрд грн) от уменьшения пенсионного возраста для женщин до 55 лет (уровня, который был до пенсионной реформы) и снижения страхового стажа для мужчин до 30 лет и для женщин - до 25 (с нынешних 35 и 30 соответственно), но и "частично уменьшить дефицит Пенсионного фонда".
Однако в реалистичности прогнозируемых доходов есть определенные сомнения. "Расчеты поднимают несколько вопросов относительно ожидаемого состояния экономики во втором полугодии", - деликатно комментирует руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен.
Дело в том, что в пояснительной записке указано, что прогнозы доходов делались исходя из объемов операций покупки валюты на межбанке во втором полугодии 2012-го - 162,6 млрд долл. Однако 1% от этой суммы составит около 13 млрд грн, а 16,5 млрд грн можно собрать в том случае, если курс будет около 10 грн/долл. Да, не исключено, что способствовать достижению целевого показателя может дальнейший "естественный" рост объемов торгов на межбанке, который имеет место в 2013 г. (в первом квартале - в 1,3 раза). Если бы не одно важное "но".
Эксперты обращают внимание на высокий риск уменьшения валютных операций на рынке с введением сбора - для минимизации фискальных платежей. "Учитывая это, мы оцениваем объем поступлений во втором полугодии в 10–13 млрд грн", - отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан. А вот казначей ПУМБ Антон Стадник уточняет, что торги сократятся, прежде всего, за счет арбитражных ("спекулятивных") операций. "На рынке они составляют примерно 50%. То есть введение сбора снизит объемы торгов почти вдвое ", - прогнозирует эксперт (об этом подробнее см. ниже). Если сработает этот сценарий, доходы государства от сбора могут быть и ниже, чем ожидаемый рост расходов ПФ после "отмотки" пенсионной реформы.
В свою очередь, экс-заместитель председателя НБУ Сергей Яременко указывает, что возможности проводить классические спекулятивные операции на рынке ограничены ныне действующим валютным декретом. Банки могут их осуществлять лишь в рамках лимита открытой валютной позиции, да и то в один день, что ограничивает возможности для спекуляций. "Операции, где получается прибыль, преимущественно незаконные - отмывочные и т.д. Их на рынке, думаю, меньше трети, и им этот 1% сбора слишком сильно мешать не будет. Он просто повысит стоимость этих операций", - прогнозирует эксперт.
О неизбежности и трусости
Предложенная в законопроекте модель пересмотра пенсионной реформы, аргументированная ее неэффективностью (в прошлом году дефицит пенсионных средств был уменьшен лишь на 2,5 млрд грн), все-таки выглядит перекладыванием с больной головы на здоровую. Ведь главная причина низкой эффективности пенсионной реформы в нынешнем ее виде - это ее половинчатость, обусловленная боязливостью и нерешительностью власти в решении сложных социальных проблем.
Из-за ухудшения демографической ситуации Украина все равно будет вынуждена идти на жесткие непопулярные решения, хотят этого власть и граждане или нет. Уже сегодня в некоторых регионах страны один работающий содержит более одного пенсионера. О каких хотя бы
более-менее приличных пенсиях тогда может идти речь (для большинства людей)?
"Назад нельзя возвращаться. Следует пересматривать подходы и идти вперед. Пенсии должны зарабатываться, а не предоставляться (назначаться). Человек прежде всего должен отвечать за то, как он будет себя финансово чувствовать после выхода на пенсию", - комментирует директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык.
Безусловным резервом роста поступлений в ПФ могла бы стать и детенизация экономики. И речь здесь должна вестись не только о снижении единого соцвзноса, но и о либерализации всей экономической политики, реальной борьбе с коррупцией и т.д. Безусловно, трудно говорить о быстрых радикальных изменениях. Но начинать эту работу нужно "вчера", чтобы избежать коллапса "послезавтра".
СПРАВОЧНО: В прошлом году Пенсионному фонду из госбюджета было выделено 64,5 млрд грн, в т.ч. 49,2 млрд грн - для дотаций на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по разным пенсионным программам, и 15,3 млрд грн - средства на покрытие дефицита ПФ. В текущем году бюджетные дотации на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям составят 61,5 млрд грн, а дефицит средств ПФ для выплаты пенсий, который будет покрываться бюджетом, прогнозируется на уровне 21,7 млрд грн.
По подсчетам Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, из реализованных пенсионной реформой мероприятий именно повышение пенсионного возраста имеет наиболее ощутимый и комплексный эффект. В 2012 г. оно замедлило рост пенсионных расходов до 233,497 млрд грн (если бы не произошло повышение пенсионного возраста, было бы 235,373 млрд грн). При этом в ближайшем будущем результаты должны стать ощутимыми. В 2013 г. "экономия" может составить почти 4,5 млрд грн, в 2014 г. - 7,5 млрд грн, в 2015 г. - 11,2 млрд грн, в 2016 г. - 15,3 млрд грн (подробнее см. ZN.UA от 19 апреля 2013 г.)
О привыкании к боли
Напомним, что пенсионный сбор с покупки безналичной валюты уже существовал в Украине на протяжении 1998–2011 гг. Он был отменен в том числе по настоянию МВФ для повышения гибкости курсообразования и либерализации валютного рынка. Но в Национальном плане действий на 2013 г., утвержденном президентом В.Януковичем, содержится пункт о возврате сбора. Подготовить и внести соответствующий законопроект в Верховную Раду поручено правительству.
По случайному или не очень стечению обстоятельств, это сделал В.Зубик (правда, проявив или "художественную", или "санкционированную" самодеятельность в виде инициативы по возвращению пенсионного возраста для женщин до 55 лет). Кстати, в пояснительной записке к законопроекту, обосновывая целесообразность его принятия, нардеп открыто ссылается именно на нацплан. И еще штрих: законопроект был зарегистрирован в ВР 30 апреля - в последний день, определенный нацпланом для выполнения поручения Кабмином.
Если анализировать возможное влияние сбора на экономику и валютный рынок, то становится понятно, что его введение может вылиться в определенный рост стоимости импортных товаров из-за перекладывания импортерами дополнительных расходов на кошельки потребителей. Также может увеличиться маржа между курсами покупки-продажи не только на безналичном, но и на наличном рынке.
"Рынок, по сути, станет однобоким. На нем появятся ярко выраженные продавцы и ярко выраженные покупатели, потому что банки будут работать только в рамках клиентских заявок. Арбитражный бизнес, когда можно было работать в рамках лимита открытой валютной позиции, с введением пенсионного сбора в 1% теряет экономический смысл. Соответственно, если будут происходить определенные изменения на безналичном рынке, они же будут и на наличном. Но насколько эти изменения будут значительными, прогнозировать сложно", - комментирует А.Стадник из ПУМБ.
Заместитель председателя правления Фидобанка, член комитета денежно-кредитной политики и валютного регулирования НАБУ Александр Соболев высказывает мнение, что давление на курс гривни может снизиться за счет сокращения спекулятивного спроса на валюту. Директор же центра казначейства Укрсоцбанка Сергей Маноха предполагает, что доходы банков могут и не уменьшиться именно благодаря росту волатильности на рынке. "Правда, думаю, исчезнут такие операции, как, например, валютные свопы. Они станут нерентабельными. А это будет достаточно негативно для поддержания ликвидности системы", - дополняет финансист.
Теоретически банки могут уклоняться от уплаты сбора. Именно из-за таких махинаций в 2009 г. Пенсионный фонд исключил ряд финучреждений (преимущественно небольших) из перечня уполномоченных выплачивать пенсию и денежную помощь (отобрав таким образом возможность зарабатывать на комиссиях). Тогда речь шла о неперечислении в ПФ более 200 млн грн.
По словам экс-председателя правления банка "Форум" Ярослава Колесника, пространство для манипуляций раньше создавала, в частности, децентрализованность контроля со стороны банков за соблюдением валютного законодательства при покупке валюты субъектами ВЭД. "Ранее под один и тот же контракт можно было покупать валюту в разных банках. Если один банк видел, что сбор уже оплачен в каком-то банке, то он не контролировал, чтобы клиент приносил все документы. И там были возможности для злоупотребления. На сегодняшний день это ограничено, ведь в прошлом году было введено дополнительное требование под один контракт покупать валюту только в одном банке. То есть контроль сконцентрирован уже в одном учреждении, и на нем лежит полная ответственность за соблюдение валютного законодательства как на агенте валютного контроля", - объясняет финансист.
В свою очередь, С.Маноха не исключает, что некоторые участники рынка могут попробовать поискать способы уклонения от уплаты пенсионного сбора. Однако финансист подчеркивает, что это будет слишком рискованно. "Игра не стоит свеч - штрафы там сумасшедшие. Банки, наверное, не будут этим заниматься. Клиенты - возможно, но многое зависит от того, как соответствующие нормы будут прописаны в законе", - прогнозирует казначей.
МВФ-фактор
Мнения экспертов по поводу реакции МВФ на введение пенсионного сбора с покупки безналичной валюты отличаются. Так, представитель одного из крупнейших отечественных банков с иностранным капиталом на условиях анонимности спрогнозировал, что если это произойдет, о программе сотрудничества с фондом Украина может забыть. "Если правительство всерьез рассчитывает ввести этот сбор, то оно или уже не надеется на деньги фонда, или рассчитывает потом использовать этот пункт в переговорах. Старый проверенный метод - сначала самим создать проблему, а потом героически ее решить и получить за это конфетку", - отмечает финансист.
В то же время Сергей Яременко полагает, что МВФ особо не будет концентрироваться на пенсионно-валютном вопросе. "Это мелочь по сравнению с другими проблемами. Думаю, в условиях рецессии фонд не будет против того, чтобы избежать социальной напряженности. Для него подобные методы могут быть приемлемыми", - констатирует экс-зампред НБУ.
Высоко оценивает шансы на утверждение этой инициативы и руководитель аналитического департамента "Арт-Капитал" Игорь Путилин. "Дополнительные средства, которые может получить Пенсионный фонд, достаточно существенные. Поэтому вероятность повторного введения сбора высокая", - соглашается Елена Белан.
При этом А.Стадник констатирует, что если уж вводить сбор, то хорошо бы (для участников рынка, конечно, прежде всего. - В.П.) сделать это поэтапно. "Ранее действовал сбор в размере 0,2 и 0,5%. На первом этапе он был бы более чем достаточным, учитывая объемы операций. Думаю, стоит также разграничить понятие безналичной покупки иностранной валюты. В частности, не облагать сбором операции банков в рамках лимитов открытой валютной позиции, т.е. оставить все, как есть, а вот уже на операции покупки клиентами у банков безналичной иностранной валюты ввести эту норму", - констатирует казначей ПУМБ.
В свою очередь, А.Вальчишен предполагает, что пенсионный сбор существенно не повлияет на рынок, поскольку тот хорошо знает, как с ним "сосуществовать". Более важным и спорным шагом эксперт считает именно пересмотр пенсионной реформы.
"Этот шаг фактически отменяет советы со стороны МВФ относительно пенсионного возраста и ставит под сомнение саму суть сотрудничества с фондом. Это весьма противоречивое для украинской власти решение, учитывая макрориски и необходимость подписания новой программы с МВФ", - констатирует руководитель аналитического подразделения ICU.
Откуда вообще взялась инициатива по пересмотру пенсионной реформы? Есть три версии.
Первая: если прогнозы поступлений от сбора, зафиксированные в расчетах к законопроекту, все-таки не слишком оторваны от реалий, власть может попытаться таким "маневром" де-факто пересмотреть госбюджет и увеличить соцрасходы, как обещалось. Альтернатив такому шагу из-за состояния экономики (по итогам первого квартала ВВП снизился на 1,3%; недавно ЕБРР спрогнозировал, что в 2013 г. украинская экономика может уйти в минус на 0,5%) не так много. Основные - или повышение фискальной нагрузки на бизнес, или наращивание долгов.
Вторая версия - это контрход власти в информбаталиях с оппозицией, активно пиарящейся на требованиях пересмотреть непопулярную в народе пенсионную реформу. Причем очень даже не исключено, что здесь ставка делается на проформу - для того, чтобы МВФ выступил против, и чтобы власть могла развести руками, мол, мы хотели, но нам не дали это сделать.
Третий вариант - выдвижение идеи о пересмотре пенсионной реформы может быть частью подготовки к тому, что сотрудничество с МВФ все-таки не будет возобновлено. Косвенным свидетельством наличия сложностей на МВФ-фронте может служить ожидаемое продление действия требования об обязательной продаже 50% валютной выручки. И это - при всей внешней стабильности текущей ситуации. Эта мера, как и при определенных условиях введение пенсионного сбора с покупки безналичной валюты, может рассматриваться как предохранитель против валютных форс-мажоров, если транши МВФ так и не поступят.
Не исключено также, что на Грушевского и Банковой могут пытаться действовать по принципу кнута и пряника на переговорах с МВФ (да и в коммуникациях с гражданами). Чтобы поторговаться - попробовать "отмотать" пенсионную реформу, одновременно намекая на возможность повышения тарифов на газ. Напомним, что парламент уже принял в первом чтении законопроект о предоставлении Нацкомиссии по регулированию энергетики полномочий устанавливать цены на газ для населения. Возможно, таким образом правительство пытается хотя бы номинально дистанцироваться от непопулярного решения.
Понятно, что к финишу переговоров с вашингтонскими кредиторами власть пытается подойти во всеоружии и стремится быть готовой к различным сценариям развития событий. Но, возможно, не стоит быть слишком замысловатыми, чтобы самих себя не обвести вокруг пальца?