Возврат обесцененных вкладов наших соотечественников — инициатива, сомнительно полезная с точки зрения социальной справедливости и несомненно вредная для отечественной экономики. Несмотря на далеко не первую свежесть проблемы, одна из ярчайших по исполнению PR-акций современности оказалась плохо подготовленной с юридической и организационной точек зрения, а также плохо просчитанной относительно итоговых инфляционных последствий.
Пока, пользуясь непревзойденными талантами и мастерством в области общественных коммуникаций, Юлия Владимировна успешно набирает политические дивиденды. На спринтерской девятимесячной дистанции (плюс-минус два-три месяца), которая, вероятнее всего, отмерена нынешнему правительству, эта тактика будет оставаться беспроигрышной. Но тем временем экономика все более скатывается в канву сценария образца 2005 года. Что неудивительно, поскольку идеологи, подходы, инструменты, да и ошибки — те же. Но вот развязка, ввиду кардинально возросшей с тех пор разбалансированности отечественной экономики, может оказаться намного плачевнее.
«Короли и шуты открывали рты, округляли в глазах нули…»
В отличие от положений программы нынешнего правительства, критикуемой экспертами за отсутствие конкретики, одно из обязательств премьера было достаточно четким. Юлия Тимошенко пообещала уйти с премьерского поста добровольно, если не сумеет вернуть обесцененные сбережения за два года.
Однако и здесь, если присмотреться, возникает больше вопросов, чем ответов. Хотя возврат сбережений уже идет полным ходом, по-прежнему неизвестны ни сумма сбережений, ни количество вкладчиков, даже окончательно не прописаны механизмы возврата. Поэтому спрогнозировать влияние компенсационных выплат на инфляцию и рост ВВП практически невозможно — слишком велико количество альтернативных сценариев.
Существуют и другие, вовсе не тривиальные вопросы, решение которых можно пока откладывать на потом, но решать рано или поздно все равно придется.
Вот, например, согласно данным самого Ощадбанка, в нем было открыто 54 млн. компенсационных счетов. Остатки на этих счетах, как известно, были пересчитаны в украинскую валюту (1 рубль сбережений на 1,05 грн. по состоянию на 1 октября 1996 года) на основании положений Закона «О государственных гарантиях компенсации сбережений граждан Украины», принятом ВР Украины в ноябре 1996-го.
Прописанная в этом законе общая сумма денежных сбережений, страховых взносов и ценных бумаг госзаймов, которую обязалось компенсировать государство, на эту дату составляла 131,96 млрд. грн. Именно на основании норм этого закона и проводятся сегодняшние выплаты. Но как тогда быть с остальными его нормами, которые пока явно и очевидно игнорируются?
О чем речь? Например, в статье 1 записано, что компенсации подлежат также денежные сбережения граждан Украины, вложенные в учреждения Ощадбанка Украины и бывшего Укргосстраха на протяжении 1992—1994 годов (находившиеся на счетах Ощадбанка не менее одного полного календарного года в период 1992—1995 годов).
Или другой пример. По данным самого Ощадбанка, около 23% обесцененных вкладов имеют на остатке суммы до 1000 рублей, которые, надо полагать, и будут компенсироваться в первую очередь. Итак, представим, пришел человек, получил свои кровные триста или тысячу гривен. Что дальше? Вклад погашается? Каким образом, если четкая норма статьи 3 того же закона четко и недвусмысленно гласит, что «дальнейшая компенсационная индексация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции».
С 1 октября 1996-го по 1 января 2008-го индекс потребительских цен составил 378%. Без его учета и за вычетом уже произведенных выплат числящийся в Ощадбанке на 1 января с.г. остаток суммы подлежащих компенсации вкладов составлял около 128 млрд. грн. Таким образом, выполнив несложное арифметическое действие, мы получаем проиндексированную сумму остатков на начало нынешнего года — свыше 480 млрд. грн., которая более чем в два раза превышает доходы бюджета-2008 (215 млрд. грн.). Примечательно, что даже при 10-процентной инфляции только индексация этой суммы более чем вдвое превысит те 20 млрд., которые якобы предусматривает нынешний вариант бюджета.
Можно ли отменить действие этой статьи? Нет, поскольку статьей 59 Конституции Украины предусмотрено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают либо отменяют ответственность лица (но не государства!).
Кроме того, существует решение Конституционного суда от 10 октября 2001 года, которым, помимо всего прочего, установлено, что «одним из способов защиты права собственности вкладчиков является возобновление положения, которое существовало до нарушения этого права». И коль государство обязано обеспечить сохранность вклада, или, другими словами, возместить эквивалентную потребительскую способность первоначально вложенной суммы, то должна быть восстановлена стоимость с учетом компенсационных индексов.
И пусть эту норму можно отменять при утверждении государственной сметы на очередной год, нарушая либо положения Бюджетного кодекса, либо другое решение Конституционного суда (от 9 июля 2007 года), так горячо в свое время поддерживавшееся тогдашней оппозицией, а ныне — властью. Это решение, в очередной раз напомним забывчивой власти, признало неправомерным «при принятии Закона о государственном бюджете включать в него положения о внесении изменений в действующие законы Украины».
«Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть»
На что рассчитывает правительство? Один из намеков содержится в еще предновогоднем заявлении Юлии Тимошенко. «60% людей, имеющих вклады, получат их в полном объеме», — сказала премьер, выступая на встрече с трудовым коллективом шахты им. А.Засядько. Тогда же она отметила, что новое правительство уже закончило ревизию вкладов и определило их объем, который, по ее тогдашним словам, «приблизительно в два раза меньше, чем всегда назывался». Дальше — пока густой туман: инвентаризация вкладов не закончена, а до тех пор лучше и не спрашивать, что будет с индексацией.
Если отталкиваться от реалий сегодняшних, т.е. от той суммы, которая действительно, а не виртуально предусмотрена в бюджете-2008 (6 млрд. грн.), и суммы компенсации в 1000 грн. «в одни руки», то нынешний вариант бюджета предусматривает, как показывают все те же несложные арифметические подсчеты, выплаты для 6—7 млн. украинцев. Тогда как претендентов должно быть где-то в три-четыре раза больше.
Впрочем, проблема вовсе не в нехватке бюджетных ресурсов как таковых. 20 млрд. грн. и в нынешнем году правительство обязательно изыщет (и инфляция здесь придется очень кстати).
А вот и другой рецепт. 15 января с.г. пресс-служба Кабмина сообщила, что премьер-министр поручила Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службе увеличить как минимум вдвое объем поступлений в бюджет налогов и таможенных сборов. Это вам ничего не напоминает?
Тем, кто запамятовал, напомним, что в 2005 году 24-процентному приросту реальных располагаемых доходов населения сопутствовали 1,9% прироста инвестиций в основной капитал. А годовой уровень инфляции к середине 2005-го подпрыгнул до 15%. Тогда главными средствами борьбы с ростом цен в правительстве избрали укрепление гривни и насыщение внутреннего рынка потребительским импортом.
С грехом пополам инфляцию через какое-то время удалось усмирить. Но экономика пошла вразнос, и накопившиеся в ней дисбалансы сегодня значительно серьезнее, чем по итогам 2004 года. Но политики не хотят этого в упор замечать, и в этом — главная сегодняшняя проблема.
Г-жа Тимошенко авторитетно убеждает общественность, что «в этом году таких инфляционных шоков, которые были в прошлом году, категорически не будет». Или такое заверение: «Я могу твердо сказать: все выплаты обесцененных сбережений предметно рассчитаны Министерством экономики, Министерством финансов, прошли все необходимые экспертизы, и я сегодня могу сказать, что никаких инфляционных последствий от этой выплаты в Украине не будет». Если захотеть, то можно и поверить, особенно если ключевые слова — «в нынешнем году».
Впрочем, эти заверения несколько диссонируют со словами министра экономики Богдана Данилишина, отметившего, что выплата в 2008 году 20 млрд. грн. компенсаций даст прирост инфляции на уровне 1,5%. Министр экономики спрогнозировал инфляцию в 2008 году на уровне 10,5—12,5% и пересмотр министерством макроэкономических прогнозов на 2008 год к началу февраля.
Но уже на следующий день глава Минфина Виктор Пинзеник вступил в заочную дискуссию с коллегой, заявив, что «правительство планирует обеспечить инфляцию в 2008 году на уровне до 10%». Конечно, Виктор Михайлович в это и сам вряд ли верит. Но что ему еще говорить, если «незапланированная» инфляция — это «незапланированные» поступления в бюджет? А вот за превышение правительственного прогноза еще ни одного министра финансов не уволили. Прогноз инфляции Нацбанка, озвученный его главой Владимиром Стельмахом, напомним, составляет 15%.
По итогам прошлого года объемы денежной массы в обращении достигли 400 млрд. грн. Нынешний вариант Основ денежно-кредитной политики на 2008 год предусматривает ее прирост на 30—35% (т.е. по итогам года она достигнет, ориентировочно, 520—540 млрд. грн.). Для этого объема предусмотренные в бюджете 6 млрд. — сущий пустяк, всего около 1,1%. И даже не особая проблема — пока виртуальные 14 млрд. Общий прирост составит 3,7—3,8%, и цифры вполне укладываются в рамки статистических отклонений для этого показателя.
Но если вспомнить о заложенных в бюджете повышениях большинства показателей социальных выплат в 1,3—1,5 раза (как и самой его доходной части), становится понятной тревога независимых экспертов.
На днях международное рейтинговое агентство Standard&Poor`s уже распространило заявление о том, что «решение нового украинского правительства включить в бюджет 2008 года выплату утраченных сбережений граждан (обязательство в размере около 3% ВВП) еще больше усилит спрос в экономике, которая и без того уже достаточно перегрета».
Какими могут быть правительственные меры? Премьер-министр сообщила, что Кабмин уже провел ряд совещаний относительно ситуации на продовольственных рынках и рынках товаров широкого потребления. По ее словам, по итогам каждого из них приняты решения об интервенциях, мерах по демонополизации рынков или по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Как видим, перечень рецептов пока очень туманен и не слишком отличается новизной (к примеру, действенных мер по наведению порядка в сфере госзакупок, позволивших бы кардинально повысить эффективность расходования государственных средств, правительство пока не предлагает). Очевидно, что Юлия Тимошенко и сама меньше всех верит в продолжительность своего пребывания у руля исполнительной власти. Иначе зачем было пороть горячку в таком масштабном начинании, как возврат обесцененных сбережений?
Расчет, очевидно, прост: в нынешнем году правительство надеется правдами и неправдами, но удержать цены в рамках 15% (превышение 10-процентного прогноза потом спишут на оставленное предшественниками безобразное наследие). А вот в дальнейшем за инфляцию отвечать придется уже сменщикам, приход которых неизбежен, когда стартует активная фаза президентской кампании.